Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2016 N Ф06-15904/2016 по делу N А57-29076/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, обязании устранить допущенные нарушения.
Решение: Требование удовлетворено в части признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, поскольку оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы управляющих компаний, так как в отсутствие установленных тарифов управляющие компании лишены возможности взимать с нанимателей жилых помещений законно установленную плату за содержание и ремонт жилых помещений и надлежащим образом оказывать услуги по обслуживанию жилого фонда.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2016 г. в„– Ф06-15904/2016

Дело в„– А57-29076/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Шельпякова А.В., доверенность от 18.12.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2016 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 (председательствующий Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Луговской Н.В.)
по делу в„– А57-29076/2015
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (410007, г. Саратов, ул. Чехова, д. 6А, ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) заинтересованные лица: муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, 2 А57-29076/2015 ул. Первомайская, д. 78), администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (410052, г. Саратов, ул. Международная, д. 1), комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78), комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. А.М.Горького, д. 48), комитет по управлению имуществом г. Саратова (410012, г. Саратов, Театральная площадь, д. 7) о признании незаконным бездействия,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - Ассоциация ТСЖ Ленинского района, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- о признании незаконным бездействия муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация м.о. г. Саратова, уполномоченный орган), выразившегося в не установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах в г. Саратове по адресам: ул. Бардина, д. 1, 2, 4, 6; ул. Батавина, д. 2, 4, 6, 9, 10, 11; ул. Днепропетровская, д. 6, 8, 10, 12, 14; ул. Антонова, д. 1А, 7А, 9А, 10, 8, 11, 13, 15, 15А, 15Б, 17, 19Б, 21, 25, 29, 3, 3А, 33А, 19А; ул. Лебедева-Кумача, д. 55, 60, 61/2, 62, 63, 64, 64А, 65/9, 66, 66А, 67А, 68/2, 69, 71Б, 72, 72А, 74, 74А, 77, 78, 79, 81, 82/17, 84, 84А, 86, 88; ул. Перспективная, д. 1, 10, 12, 12А, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 25А, 27, 27А, 3А, 31, 31 А, 31Б, 31В, 4, 5, 5А, 6, 7, 7А, 8, 8А, 8Б; 3-й проезд Строителей, д. 10, 4, 5, 8, 8А; проспект Строителей, д. 15, 17, 19, 23, 29, 29А, 12, 16А, 2, 2А, 20, 30, 36, 38, 4, 4А, 40, 42/2, 6, 6А, 8А, 44/1, 46, 48, 52, 56, 64, 68, 68А, 68Б, 70, 70А, 70Б, 72, 74, 76А, 78, 80, 88; ул. Тархова, д. 1, 1А, 12, 13, 14, 14А, 14Б, 15, 17А, 19, 19А, 21, 21 А, 21Б, 23, 25/23, 29, 3, 4А, 4Б, 6, 6А, 6Б, 7, 24, 31, 33, 35; ул. Чемодурова, д. 1, 11, 12, 13, 14, 3, 5, 5А, 6, 7, 8, 8А, 9; ул. Электронная, д. 10, 12/9, 6, 7, 7А; ул. Уфимцева, д. 2, 3, 4, 6, 10, 12, 12А; ул. Блинова, д. 3, 5; ул. Гусельская, д. 4; ул. Ипподромная, д. 15, 5; ул. Куприянова, д. 13, 14, 14А, 15, 16, 16А, 7, 7А, 8; 1-ый проезд Строителей, д. 10, 12, 2, 3, 4, 8; ул. Производственная, д. 44; ул. Рижская, д. 2А, 20; ул. Центральная, д. 6; ул. Черниговская, д. 31; ул. Шехурдина, д. 26, 28А, 30, 30А, 32, 32А, 36А, 38; ул. Загороднева, д. 12, 13, 14, 15, 15А, 5; ул. Зеркальная, д. 1А, 11, 14, 16, 3Б, 6; ул. Измайлова, д. 11, 13, 16, 18, 2, 7, 9; ул. Ломоносова, д. 1, 10А, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 2, 21, 23, 3, 5, 7, 8; ул. 1-я Прокатная, д. 11, 21, 25, 25А, 5; ул. 2-я Прокатная, д. 15, 17, 18, 19, 20, 20А, 22, 24, 24А, 3А, 4, 8; ул. 4-я Прокатная, д. 14, 16, 17, 18, 20, 8; ул. Топольчанская, д. 1, 1А, 1Б, 3, 3А, 5, 7, 9; ул. Чехова, д. 1, 2, 8; ул. Мамонтовой, д. 2, 4; ул. 2-я Электронная, д. 10, 12, 2, 4, 6, 8; ул. Деловая, д. 26, 26А; ул. Лунная, д. 1, 19, 25А, 27, 29, 3, 31, 33, 5; ул. Школьная, д. 21, 25, 27, 27А (далее - спорные многоквартирные дома муниципального жилого фонда Ленинского района г. Саратова);
- о признании незаконным бездействия муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации м.о. г. Саратова, выразившегося в несогласовании наймодателем с Ассоциацией ТСЖ Ленинского района порядка внесения ей как управляющей организации разницы в оплате за содержание жилого помещения между начислениями для нанимателей государственных и муниципальных жилых помещений и начислениями для собственников помещений, установленных договорами управления от 24.08.2015 года в спорных многоквартирных домах муниципального жилого фонда Ленинского района г. Саратова;
- об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации м.о. г. Саратова в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу согласовать с Ассоциацией ТСЖ Ленинского района порядок внесения ей как управляющей организации разницы в оплате за содержание жилого помещения между начислениями для нанимателей государственных и муниципальных жилых помещений и начислениями для собственников помещений, установленных договорами управления от 24.08.2015 года в спорных многоквартирных домах муниципального жилого фонда Ленинского района г. Саратова, предусмотрев в данном согласовании требования частей 1 и 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и распространить действие данного порядка на правоотношения с 01.09.2015.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации м.о. г. Саратова, выразившееся в не установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в спорных многоквартирных домах муниципального жилого фонда Ленинского района г. Саратова, обязал администрацию м.о. г. Саратова установить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в спорных многоквартирных домах муниципального жилого фонда Ленинского района г. Саратова, в удовлетворении остальной части требований Ассоциации ТСЖ Ленинского района отказано.
Администрация м.о. г. Саратова обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты в части удовлетворения требований заявителя отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова, полагая вынесенные судебные акты по настоящему делу законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в обжалуемой части в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова - некоммерческая организация (учредителями (членами) которой являются 19 товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова), зарегистрированная 17.11.2003 и действующая в настоящее время в соответствии с редакцией Устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005 (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
Защита интересов всех собственников помещений в силу закона (статья 138 ЖК РФ), Устава Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова возложена на Ассоциацию ТСЖ Ленинского района, которая обязана представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами.
В управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района находятся спорные многоквартирные дома муниципального жилого фонда Ленинского района г. Саратова.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района 24.08.2015 обратилась в администрацию м.о. г. Саратова с заявлением (исх. в„– 6223) о внесении изменений в постановление администрации м.о. г. Саратова от 02.02.2011 в„– 125 и просила определить размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда равным размеру платы на содержание жилых помещений для собственников вышеуказанных многоквартирных домов либо согласовать с Ассоциацией ТСЖ Ленинского района порядок внесения наймодателем (администрацией м.о. г. Саратова) разницы в оплате за содержание жилого помещения между начислениями для нанимателей и начислениями для собственников помещения спорных домов.
Письмом от 09.09.2015 в„– 01-02-36/282 администрация м.о. г. Саратова уведомила заявителя о том, что обращение от 24.08.2015 и протоколы от 21.08.2015 направлены на рассмотрение в администрацию Ленинского района м.о. г. Саратова.
Полагая, что уполномоченным органом допущено бездействие, выразившееся в непринятии решения по поступившему в его адрес заявлению Ассоциации ТСЖ Ленинского района от 24.08.2015 в„– 6223, что свидетельствует о нарушении положений действующего законодательства и прав и законных интересов заявителя, Ассоциация ТСЖ Ленинского района обратилась в суд за защитой своих прав в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с пунктом 2 решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 в„– 25-245 "О наделении полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда" администрации м.о. г. Саратова надлежит устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах, где собственники приняли решение в соответствии с действующим законодательством об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что обязанность по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
При этом органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда как для групп многоквартирных домов, так и отдельно для каждого многоквартирного дома, в котором есть такие жилые помещения.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 153, 154, части 4 статьи 155, частью 3 статьи 156 ЖК РФ, статьями 33, 34 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 в„– 67-649, пунктом 2 постановления администрации от 04.12.2009 в„– 1548 "Об исполнении полномочий по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда", а также, принимая во внимание сведения, содержащиеся в решении Саратовской городской Думы от 03.11.2006 в„– 11-77 "О структуре администрации муниципального образования "Город Саратов", суды пришли к выводу о нарушении администрацией требований жилищного законодательства, поскольку в рассматриваемом случае спор возник в связи с невыполнением администрацией обязанности по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений по договорам найма и жилых помещений государственного жилищного фонда, предусмотренной частью 3 статьи 156 ЖК РФ.
Признавая бездействие администрации незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обращение общества по существу не рассмотрено, меры к установлению размера указанной платы не приняты, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма указанных жилых помещений не установлен, в результате чего управляющие компании лишены возможности взимать с нанимателей жилых помещений законно установленную плату за содержание и ремонт жилых помещений и надлежащим образом оказывать услуги по обслуживанию жилого фонда.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отношения управляющей компании и администрации по согласованию порядка внесения оставшейся части платы за жилое помещение являются договорными и не вытекают из властно-распорядительных отношений, а потому отсутствуют правовые основания для их удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация м.о. г. Саратова оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая, что заявитель в администрацию м.о. г. Саратов с заявлением об установлении платы для нанимателей жилых помещений государственного (муниципального) жилищного фонда не обращался, и, кроме того, постановлением администрации м.о. г. Саратова от 08.04.2011 в„– 759 установлено, что ответственными за подготовку проектов таких постановлений являются администрации районов м.о. г. Саратова.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и не соответствуют установленным судами обстоятельствам дела: судами установлено, что такое заявление поступило в администрацию м.о. г. Саратова 27.08.2015.
Довод о том, что администрация м.о. г. Саратова в данном случае является ненадлежащим ответчиком, судом апелляционной инстанции был рассмотрен и признан несостоятельным, поскольку возложение администрацией города на свои структурные подразделения отдельных функций является вопросом внутренней организации работы и не изменяет состав субъектов публичных правоотношений. Установление администрацией м.о. г. Саратова постановлением от 08.04.2011 в„– 759 ответственными лицами за подготовку проектов постановлений администрации м.о. г. Саратова об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма своих структурных подразделений (администраций районов м.о. г. Саратова) не освобождает администрацию м.о. г. Саратова от исполнения надлежащим образом закрепленной именно за ней пунктом 2.2 решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 в„– 25-245 "О наделении полномочиями по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирных домах и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда" обязанности по установлению спорного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 по делу в„– А57-29076/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------