По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2016 N Ф06-13779/2016 по делу N А12-8130/2016
Требование: О взыскании долга по договору аренды земельного участка, пени.
Обстоятельства: Арендодатель сослался на ненадлежащее исполнение арендатором обязательства по внесению арендной платы за земельный участок, предоставленный для размещения ТЭЦ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при расчете задолженности арендодателем не было учтено, что арендная плата за земельные участки, предоставленные для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, не может превышать 1,6 процента от кадастровой стоимости участков. Задолженность на стороне арендатора отсутствует.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2016 г. в„– Ф06-13779/2016
Дело в„– А12-8130/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Н.,
судей Александрова В.В., Нафиковой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Дроздовой Е.С.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Каглик М.П. (доверенность от 22.12.2015),
ответчика - Архипенковой А.А. (доверенность от 11.03.2016 в„– 77),
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.06.2016 (судья Романов С.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Жевак И.И., Шалкин В.Б.)
по делу в„– А12-8130/2016
по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго", г. Волгоград (ОГРН 1093435000845, ИНН 3435098928) о взыскании 728 289 руб. 30 коп. долга и 32 455 руб. 27 коп. пеней,
установил:
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (далее - ООО "Лукойл-Волгоградэнерго", ответчик) о взыскании 728 289 руб. 30 коп. долга и 32 455 руб. 27 коп. пеней.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 01.08.2005 в„– 3827аз аренды земельного участка площадью 599 178 кв. м, кадастровый номер 34:35:020201:435, расположенного в г. Волжский Волгоградской области, автодорога в„– 7,19, предоставленного под Волжскую ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений, дополнительного соглашения от 09.10.2015 в„– 10 к нему и мотивированы тем, что ответчик в период с 01.10.2015 по 31.12.2015 не исполнил обязанность по уплате арендной платы в размере и сроки, предусмотренные нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Решением от 08.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016, Арбитражный суд Волгоградской области в иске отказал.
В кассационной жалобе Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы что указывает, что земельный участок, являющийся объектом аренды, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и в спорный период годовой размер арендной платы за такие земельные участки определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Волгоградской области; утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582 Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы, а также приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон спора не находит оснований для отмены судебных актов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также условия спорного договора аренды земельного участка, руководствуясь статьями 39.7, 49, 65 ЗК РФ, статьей 614 ГК РФ, пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582, установили факт отсутствия долга по уплате арендной платы в спорный период.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что истец, являющийся теплоснабжающей организацией, использует объекты: ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений, расположенные на земельном участке, предоставленного на основании договора аренды от 01.08.2005 в„– 3827аз, в сфере теплоснабжения, в связи с чем с 01.10.2015 по 31.12.2015 арендная плата подлежит определению в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
В силу пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), введенной в действие с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ предусмотрено изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со:
строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов", принятым в соответствии с указанным пунктом 5 Правил, утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Для Волгоградской области предельная ставка определена в размере 6 рублей за квадратный метр (приложение к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 08.04.2014 (л.д. 20) разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 34:35:020201:435 - земли по здания (строения), сооружениями.
В соответствии с пунктом 1.3 спорного договора земельный участок предоставлен под Волжскую ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений.
Дополнительным соглашением от 09.10.2015 в„– 10 к договору аренды уточнен вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки под электростанциями, обслуживающими их сооружения и объектами (Волжская ТЭЦ в составе 93 зданий и сооружений).
Следовательно, на спорный земельный участок распространяются положения пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ.
Поскольку на спорном земельном участке расположены объекты систем теплоснабжения, суды обеих инстанций правомерно применили приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 при определении размера арендной платы, подлежащей уплате в спорный период.
При таких условиях доводы кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как не соответствующие закону и материалам дела.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебные акты по делу в„– А12-47350/2015 как имеющие преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора также отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в указанном деле заявлен другой период взыскания.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 по делу в„– А12-8130/2016 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.КОРОЛЕВА
Судьи
Р.А.НАФИКОВА
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
------------------------------------------------------------------