Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.09.2016 N Ф06-12326/2016 по делу N А55-23892/2015
Требование: О взыскании убытков в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и льготным тарифом на тепловую энергию, установленным для населения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления не возместил ресурсоснабжающей организации убытки, возникшие вследствие межтарифной разницы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие убытков подтверждено, орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организациям, предоставляющим населению такие услуги.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. в„– Ф06-12326/2016

Дело в„– А55-23892/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Жигулевск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2016 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Морозов В.А., Туркин К.К.)
по делу в„– А55-23892/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация", г. Самара (ИНН 6315648332, ОГРН 1136315000469) к городскому округу Жигулевск в лице администрации городского округа Жигулевск Самарской области, Самарская область, г. Жигулевск (ИНН 6345003980, ОГРН 1026303244901) о взыскании денежных средств, с участием третьих лиц - Правительства Самарской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" (далее - ООО "СамРЭК-Эксплуатация", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к городскому округу Жигулевск в лице администрации городского округа Жигулевск Самарской области (далее - Администрация г.о. Жигулевск, ответчик) о взыскании образовавшихся за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 вызванных межтарифной разницей потерь в размере 2 287 334,49 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Самарской области (третье лицо-1) и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Минэнерго и ЖКХ Самарской области, третье лицо-2).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016, требования истца удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования г.о. Жигулевск в лице Администрации г.о. Жигулевск за счет казны г.о. Жигулевск в пользу ООО "СамРЭК-Эксплуатация" взыскано 2 287 334,49 рублей - стоимость потерь и 34 436,67 рублей в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация г.о. Жигулевск обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
Находит неверными выводы судов предыдущих инстанций о возможности возложения обязанности по компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации на средства местного бюджета.
Указывает, что администрация г.о. Жигулевск не является уполномоченным органом по регулированию тарифов, не принимала соответствующее тарифное решение, соответствующие государственные полномочия по принятию нормативного акта об ограничении платы граждан за предоставление коммунальных услуг у нее отсутствуют, доказательств, свидетельствующих о передаче в спорный период данных полномочий муниципальному образованию г.о. Жигулевск истцом и министерством энергетики и ЖКХ Самарской области в рамках рассмотрения дела не представлено. При таком положении считает, что надлежащим ответчиком по делу является субъект Российской Федерации.
Отмечает, что при разрешении спора судами применен закон, не подлежащий применению.
Также указывает, что истцом надлежащим образом не подтвержден размер понесенных им убытков.
В отзывах ООО "СамРЭК-Эксплуатация" и Минэнерго и ЖКХ Самарской области с доводами кассационной жалобы не согласились, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Также просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своих представителей.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от администрации г.о. Жигулевск поступило ходатайство, в котором просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО "СамРЭК-Эксплуатация" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на основании публичного договора, опубликованного в газете "Жигулевский рабочий" от 17.12.2010, поставку тепловой энергии для нужд населения г.о. Жигулевск Самарской области.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ).
Положениями частей 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон в„– 210-ФЗ) определено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 действовавших в спорный период Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 в„– 520 органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ от 18.12.2014 в„– 514 для потребителей ООО "СамРЭК-Эксплуатация" установлен тариф на тепловую энергию в размере 1 771,18 рублей/Гкал.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона в„– 210-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 4 Закона в„– 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 в„– 708, предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 в„– 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 в„– 2222-р, постановлением Губернатора Самарской области от 22.12.2014 в„– 321 "Об утверждении предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Самарской области на 2015 год и обоснования величины предельных индексов изменения размера вносимой платы гражданами за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Самарской области" предельный индекс по г.о. Жигулевск на 2015 год составил 0%.
В целях предотвращения резкого роста платы за коммунальные услуги населения городского округа постановлением администрация г.о. Жигулевск от 29.12.2014 в„– 3607 "О плате граждан городского округа Жигулевск за коммунальные услуги в первом полугодии 2015 года" (далее - Постановление в„– 3607) установлен более низкий тариф на тепловую энергию для расчетов с населением городского округа Жигулевск Самарской области - в размере 1 386,87 рублей/Гкал.
При этом ресурсоснабжающим организациям, обеспечивающим теплоснабжение, указано на необходимость применения названных величин при расчете платы за коммунальные услуги.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что в отопительном периоде с 01.01.2015 по 30.06.2015 он не имел возможности применить при расчете платы граждан тарифы на теплоснабжение (отопление), установленные регулирующим органом - Минэнерго и ЖКХ Самарской области, и производил начисление за коммунальную услугу отопление исходя из вышеуказанных величин (тарифов) с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленных Постановлением в„– 3607, а также определенного норматива расхода тепловой энергии.
В расчетах истцом применены представленные государственным унитарным предприятием "ЦТИ" сведения о площадях отапливаемых помещений исходя из состава объектов на основании данных технического учета.
Истцом указано, что разница между планируемой выручкой за фактически отпущенный объем тепловой энергии, рассчитанной на основании приказа Минэнерго и ЖКХ Самарской области, и фактически полученной выручкой составила 2 287 334,49 рублей.
Указанную сумму межтарифной разницы истец считает своими убытками.
Разрешая исковые требования, суды верно руководствовались следующими положениями.
Возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15 и 1064 ГК РФ, включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь).
Подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона в„– 210-ФЗ определено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 в„– 608 (далее - Постановление в„– 608), в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.
В пунктах 4.1, 4.2 Постановления в„– 608 указано, что формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования.
Из статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно правоприменительным положениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3).
С учетом изложенных положений в их взаимосвязи, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод, что обеспечить возмещение организации, предоставляющей населению услуги, экономически обоснованных затрат обязан орган местного самоуправления, утвердивший для населения льготный тариф, - г.о. Жигулевск (Постановление в„– 3607), а не субъект Российской Федерации - Самарская область.
Отсутствие возмещения экономически обоснованных затрат ответчика является его убытками.
Таким образом, верно руководствуясь положениями статей 15, 16, 309, 310, 1064, пунктом 2 статьи 125, пунктом 3 статьи 215, пунктом 1 статьи 126 ГК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывая, что наличие возникшей межтарифной разницы подтверждено материалами дела и доказательств ее возмещения ответчиком судам не представлено, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Положенные в основу обжалуемых судебных актов постановления являются действующим, в установленном законом порядке не оспорены, не признаны незаконными или несоответствующими законодательству.
Принятие органом местного самоуправления правового акта, ограничивающего тариф, используемый при расчете платы граждан за коммунальные услуги, не противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы, судами верно учтено, что расчет возмещения потерь истца, вызванных межтарифной разницей, документально ответчиком не оспорен, выполнен исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного истцом количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
При таком положении, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Соответственно, оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании положений, подлежащих применению при разрешении спора, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 по делу в„– А55-23892/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Н.А.ТЮРИНА
И.В.АРУКАЕВА


------------------------------------------------------------------