По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.2016 N Ф06-12254/2016 по делу N А72-14493/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения органа по управлению государственным имуществом, об обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Общество полагало, что действия органа по управлению государственным имуществом, выразившиеся в изменении плана приватизации государственного имущества, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку возможность органа по управлению государственным имуществом самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения о внесении изменений в план приватизации государственного имущества законом не предусмотрена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. в„– Ф06-12254/2016
Дело в„– А72-14493/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
открытого акционерного общества "Российские ипподромы" - Ивановой Т.В., доверенность от 31.12.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Попова Е.Г., Холодная С.Т.)
по делу в„– А72-14493/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Российские ипподромы", г. Москва (ОГРН 112774602112, ИНН 7714873807) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании пункта 1 ненормативного правового акта - распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 26.06.2015 в„– 223/р с ретроактивным действием незаконным (недействительным), об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва, общества с ограниченной ответственностью "Авена", г. Ульяновск (ОГРН 1027301180170, ИНН 7325032417),
установил:
открытое акционерное общество "Российские ипподромы" (далее - заявитель, общество, ОАО "Росипподромы") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества) о признании недействительным распоряжения от 26.06.2015 в„– 223/р, об обязании выдать соответствующий передаточный акт с указанием в нем исключенного из перечня объектов передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и общество с ограниченной ответственностью "Авена".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 решение суда первой инстанции отменено, требования ОАО "Росипподромы" удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество "Росипподромы" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Центральный московский ипподром" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058, на основании распоряжений Правительства Российской Федерации от 26.10.2011 в„– 1876-р, от 27.11.2010 в„– 2102-р и распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 13.04.2012 в„– 558-р и является его правопреемником.
Учредителем общества "Росипподромы" является Российская Федерация в лице Росимущества.
На основании подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества "Росипподромы" внесено имущество федеральных государственных учреждений - государственных заводских конюшен, оставшееся после их ликвидации, в порядке оплаты размещаемых обществом "Росипподромы" дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала, в том числе, согласно пункту 25 Приложения к Указу имущество Государственной заводской конюшни "Ульяновская" с ипподромом.
17 декабря 2013 года ТУ Росимущества принято распоряжение в„– 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы", которым определен перечень движимого и недвижимого имущества, подлежащего передаче обществу "Росипподромы".
В пункте 1 указанного распоряжения указано: приватизировать находящееся федеральной собственности имущество согласно приложению к настоящему распоряжению путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал указанного общества.Во исполнение подпункта "а", "б" пункта 3 распоряжения от 01.10.2013 в„– 535-р "Об условиях приватизации федерального имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" на основании Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2011 в„– 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 в„– 2102-р, от 24.05.2012 в„– 840-р, от 26.12.2011 в„– 1876-р, постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", поручения Росимущества от 11.09.2012 в„– ИА-03/42135 ОАО "Росипподромы" принято решение о дополнительном выпуске обыкновенных акций (решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг от 27.08.2015, государственный регистрационный номер 1-01-55520-Е-001Р), осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных акций общества.
Согласно Приложению к распоряжению ТУ Росимущества от 17.12.2013 в„– 26-р в перечень земельных участков, подлежащих приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций ОАО "Российские ипподромы" вошел земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006 (свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 27.04.2010 серии 73-АУ в„– 070491) (пункт 2 таблицы 1 "Земельные участки" Приложения).
Пунктом 1 распоряжение ТУ Росимущества от 26.06.2015 в„– 223/р "О внесение изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 17.01.2013 в„– 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого ОАО "Российские ипподромы" из перечня имущества подлежащего приватизации путем внесения в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций общества "Росипподромы" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал исключен земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006.
Данное распоряжение и акт приема-передачи, из которого исключен земельный участок с кадастровым номером 73:18:011801:0006, направлены в адрес общества "Росипподромы".
Полагая, что действия ТУ Росимущества, выразившиеся в изменении ранее изданного распоряжения от 17.01.2013 в„– 26-р и соответствующего передаточного акта в части исключения из него земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006 и оспариваемое распоряжение принято с нарушением норм материального права, нарушают права и законные интересы, общество "Росипподромы" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с рассматриваемым заявлением.
Заявитель получил вышеуказанное распоряжение 06.07.2015.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судами установлено, что в связи с внесением Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации изменений, в соответствии с которыми с 01.03.2015 незастроенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть внесены в уставный капитал общества "Росипподромы", ТУ Росимущества распоряжением от 26.06.2016 в„– 223/р внесены изменения в ранее принятое распоряжение от 17.01.2013 в„– 26-р "Об условиях приватизации имущества, передаваемого открытому акционерному обществу "Российские ипподромы" в части исключения из состава подлежащего приватизации имущества земельного участка с кадастровым номером 73:18:011801:0006.
Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
На основании пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2002 в„– 512 "Об утверждении Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" решения об условиях приватизации федерального имущества принимаются Правительством Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, либо по поручению Агентства - его территориальными органами в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Из анализа постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 в„– 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" следует, что любые предложения об исключении имущества сопровождаются установленным порядком утверждения в уполномоченных органах.
Предложения об исключении федерального имущества из программы представляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по формам, предусмотренным приложениями в„– 1 - 3 к настоящим правилам, вместе с подлинниками писем, подписанных лицами, инициирующими исключение федерального имущества из программы (при их наличии).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в срок, не превышающий 15 дней со дня получения предложений об исключении федерального имущества из программы, осуществляет их рассмотрение, подготовку расчетов для оценки финансовых последствий принятия указанных предложений и направляет их на согласование в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную антимонопольную службу.
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба рассматривают предложения об исключении федерального имущества из программы и в срок, не превышающий 10 дней со дня их получения, представляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом мотивированные позиции.
При наличии разногласий Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 15-дневный срок проводит согласительные совещания и в течение 5 дней со дня проведения указанных совещаний направляет предложения об исключении федерального имущества из программы в Министерство экономического развития Российской Федерации на рассмотрение.
Неурегулированные разногласия в течение 15 дней со дня поступления предложений об исключении федерального имущества из программы рассматриваются на проводимых в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласительных совещаниях.
Предложения об исключении федерального имущества из программы в течение 10 дней со дня поступления (со дня проведения согласительных совещаний) Министерство экономического развития Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, координирующему работу федеральных органов исполнительной власти в сфере управления государственной собственностью.
В случае одобрения указанных предложений Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующий проект акта в Правительство Российской Федерации для его рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 в„– 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества").
Таким образом, у ТУ Росимущества возможность самостоятельно, без соблюдения установленного порядка согласования, принимать решения относительно внесения каких-либо изменений в план приватизации государственного имущества отсутствует.
Последствием принятия оспариваемого распоряжения явилась трансформация ранее возникших правоотношений, что в свою очередь привело к изменению объема прав и обязанностей участвующих в них лиц.
При этом в данном распоряжении отсутствуют указания на конкретные нарушения, которые им устраняются, и конкретные обстоятельства, послужившие основанием для его принятия.
В соответствии подпунктами 1 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основой гражданских отношений является соблюдение принципа равенства его участников и запрет на извлечение преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения. Действующим законодательством Российской Федерации не установлено такое последствие признания ненормативного правового акта не действующим, как пересмотр урегулированных им правоотношений в период, когда его применение являлось обязательным.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии ТУ Росимущества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 по делу в„– А72-14493/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
------------------------------------------------------------------