По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2016 N Ф06-4977/2015 по делу N А12-45945/2014
Требование: О взыскании недоимки по страховым взносам.
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда РФ указал на то, что учреждение не исполнило требование о погашении задолженности по обязательным платежам.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие недоимки не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. в„– Ф06-4977/2015
Дело в„– А12-45945/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Ольховикова А.Н.. Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алексеевском районе Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А12-45945/2014
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алексеевском районе Волгоградской области (ОГРН 1023405761070, ИНН 3401005393) к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405761543, ИНН 3401002201) о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алексеевском районе Волгоградской области (далее - Пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о взыскании с администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области 69 802 рублей 18 копеек обязательных платежей по страховым взносам, в том числе 43 600 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, из которых 37 300 рублей недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 6300 рублей недоимка по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии; 9180 рублей страховые взносы на обязательное медицинское страхование, из которых 7180 рублей недоимка по страховым взноса в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2000 рублей недоимка по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 5171 рублей 80 копеек задолженности по пени, из которых 4642 рублей 47 копеек пени на страховую часть трудовой пенсии, 529 рублей 33 копеек пени на накопительную часть трудовой пенсии, 781 рублей пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 512 рублей 69 копеек пени территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 8720 рублей штрафа в пенсионный фонд, 1836 рублей штрафа в федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, Пенсионный фонд отказался от исковых требований к администрации в части взыскания 41 рублей 37 копеек пеней, из которой 37 рублей 99 копеек сумма пеней, исчисленная за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и 03 рублей 38 копеек сумма пеней, исчисленная за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.05.2015 в части отказа от искового заявления производство по делу прекращено; в оставшейся части исковое заявление удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменено, в удовлетворении заявления фонда отказано.
В кассационной жалобе фонд просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка администрации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 24.06.2014 в„– 044/004/1-2014 и принято решение от 16.07.2014 в„– 044/004/01-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На основании указанного решения фонда в адрес администрации выставлено требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.07.2014 в„– 04400140128922.
Неисполнение в добровольном порядке требования фонда в установленный срок послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованном выставлении фондом требовании о взыскании с администрации задолженности по обязательным платежам в размере 69 760 рублей 81 копеек.
Отменяя решение суда первой инстанции в обжалованной части, суд апелляционной инстанции указал на то, что спорная премия выплачена работникам вне рамок трудовых отношений и не подлежит обложению страховыми взносами.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением главы администрации Волгоградской области от 23.12.2010 в„– 1947 учрежден ежегодный Волгоградский областной конкурс "Лучшая местная администрация года по работе с территориальным общественным самоуправлением".
Пунктами 6.2, 6.5 Положения о конкурсе, утвержденным вышеназванном постановлением, предусмотрены денежные премии главам муниципальных образований либо главам местных администраций, назначенных по контракту, а также работникам местных администраций, ставшим победителями конкурса, в установленных настоящим пунктом размерах.
Средства на награждение победителей конкурса предусматриваются в областном бюджете в виде субсидий бюджетам муниципальных образований. Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Волгоградской области.
В 2011 и 2012 годах работникам администрации произведены выплаты премий в связи с победой в конкурсе в размере 180 000 рублей по предписанию учредителя конкурса в силу постановлений главы администрации Волгоградской области от 23.12.2010 в„– 1947 и от 10.06.2011 в„– 614.
Выплата таких денежных премий не была регламентирована локальными нормативными актами администрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона в„– 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае премию надлежит квалифицировать не как доход, не подлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений. Выплаченная премия за победу в конкурсе, организованном администрацией Волгоградской области, не является вознаграждением работника за исполнение им трудовых обязанностей, не гарантирована трудовым либо коллективным договорами.
Следовательно, такая выплата не может быть квалифицирована как доход, подлежащий обложению страховыми взносами, поскольку указанные денежные средства не подпадают под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ. Данное обстоятельство исключает также возможность начисления пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов.
Судебная коллегия, поддерживая выводы суда, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных судом.
Переоценка фактических обстоятельств дела, установленных судами в ходе рассмотрения дела, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу в„– А12-45945/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алексеевском районе Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН
------------------------------------------------------------------