По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2016 N Ф06-13595/2016 по делу N А65-29129/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу на действия организатора торгов при проведении открытого аукциона по продаже права на аренду земельных участков, выразившиеся в неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. в„– Ф06-13595/2016
Дело в„– А65-29129/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 09.09.2016 в„– 13669/КЗИО-ИС,
ответчика - Заляевой Д.Р., доверенность от 04.10.2016 в„– АГ-02/14149, Семагина Е.А, доверенность от 27.05.2016 в„– ПК-05/7474,
третьего лица - Марданшина Радика Габделхамитовича, Иванкиной Н.Г., доверенность от 25.02.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-29129/2015
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: Науметова И.М., Марданшина Р.Г., Имамова Р.А., о признании недействительными решения и предписания,
установил:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании недействительными решения и предписания от 13.11.2015 по делу в„– Т04-286/2015.
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Науметов Илдар Мансурович (далее - Науметов И.М.), Марданшин Радик Габделхамитович (далее - Марданшин Р.Г.), Имамов Руслан Анасович (далее - Имамов Р.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Третьи лица - Науметов И.М., Имамов Р.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровым номером 16:50:281615:137 площадью 2875 кв. м по ул. Займищенская, с кадастровым номером 16:50:281615:135 площадью 759 кв. м по ул. Садовая сформированы Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, схемы их расположения на кадастровых планах территории утверждены постановлениями Исполнительного комитета г. Казани от 12.12.2014 в„– 7147 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Займищенская на кадастровом плане территории для реализации с аукционных (конкурсных) торгов", от 16.10.2014 в„– 5966 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Садовая на кадастровом плане территории для реализации с аукционных (конкурсных) торгов".
Во исполнение указанных постановлений приказом Комитета от 18.09.2015 в„– 1932/КЗИО-ПК земельные участки были выставлены на аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков, объявленный на 15.00 часов 30.10.2015 (лоты в„– 6, 10).
Извещение о проведении аукциона размещено 21.09.2015 на официальном сайте Комитета kzio.kzn.ru, 23.09.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru под номером в„– 180915/0076470/02 и 24.09.2015 опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани.
Согласно протоколу от 27.10.2015 в„– 1 постоянно действующей комиссии по организации и проведению торгов рассмотрения заявок на участие в аукционе, участниками торгов по лоту в„– 6 признано 14 заявителей, по лоту в„– 10-6 заявителей.
От претендентов Науметова И.М. (заявка в„– 96) по лоту в„– 6 и (заявка в„– 97) по лоту в„– 10, Хисматова Рифката Рашитовича (далее - Хисматов Р.Р.) (заявка в„– 98) по лоту в„– 12, по состоянию на 12.00 часов 23.10.2015, то есть на дату и время окончания поступления задатков, указанную в информационном сообщении, денежные средства (задаток) на расчетный счет Комитета не поступили, в связи с чем претенденты Науметов И.М. и Хисматов Р.Р. не признаны участниками аукциона и не допущены к участию в нем.
28.10.2015 информация об участниках аукциона и лицах, не допущенных к участию в нем, была размещена на сайте РФ, всем заявителям направлены соответствующие уведомления.
Участники, заявки которых были отклонены, подали жалобы в антимонопольный орган.
Антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрел жалобу Науметова И.М. на действия организатора торгов - МКУ "Комитета земельных и имущественных отношений" при проведении открытого аукциона по продаже аренды участков с кадастровыми номерами 16:50:281615:137 и 16:50:281615:135 извещение на сайте http://torgi.gov.ru от 23.09.2015 в„– 180915/0076470/02, лот в„– 6 и в„– 10.
Извещение по продаже аренды участков с кадастровыми номерами 16:50:281615:137 и 16:50:281615:135 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru - 23.09.2015.
Решением антимонопольного органа от 13.11.2015 по делу в„– Т04-286/2015 Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, подпункт 2 пункта 8 и пункт 9 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Антимонопольным органом Комитету выдано предписание от 13.11.2015 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 13.11.2015 по делу в„– Т04-286/2015, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применили нормы материального права, при этом правомерно руководствовались следующим.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, а согласно статье 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.
Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, особенности заключения договоров с финансовыми организациями и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 ЗК РФ, порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 в„– 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила организации и проведения торгов).
Согласно пункту 10 Правил организации и проведения торгов заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Пунктом 17 Правил организации и проведения торгов определено, что претенденты, признанные участниками торгов, и претенденты, не допущенные к участию в торгах, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
Согласно статье 29 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции до 01.03.2015) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с положением об Исполнительном комитете муниципального образования г. Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 в„– 20-3, Исполнительный комитет г. Казани в рамках предоставленной компетенции осуществляет от имени муниципального образования г. Казани полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г. Казани (за исключением полномочий по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом) и земельными участками, а также осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования г. Казани.
Согласно статье 40 Устава г. Казани к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани относится управление муниципальной собственностью города Казани.
Таким образом, установлено наличие полномочий на вынесение оспариваемого акта у ответчика.
Из пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 331 (далее - Положение), следует, что федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в первую очередь функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 статьи 17 данного Закона установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного статьей 23 данного закона.
В соответствии со статьями 23, 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в частности о совершении действий, направленных на восстановление справедливых условий конкуренции для всех участников рынка.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 в„– 101 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", при рассмотрении судом вопроса о недействительности публичных торгов ввиду допущенных нарушений подлежит выяснению вопрос о том, являются ли допущенные нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что от третьих лиц Науметова И.М. (заявка в„– 96) по лоту в„– 6 и (заявка в„– 97) по лоту в„– 10, Хисматова Р.Р. (заявка в„– 98) по лоту в„– 12, по состоянию на 12:00 часов 23.10.2015, то есть на дату и время окончания поступления задатков, указанную в информационном сообщении, денежные средства (задаток) на расчетный счет Комитета не поступили, в связи с чем, претенденты Науметов И.М. и Хисматов Р.Р. не признаны участниками аукциона и не допущены к участию в нем.
Суды поддержали вывод антимонопольного органа о том, что содержание извещения о проведении аукциона "Поступление задатка на расчетный счет организатора торгов: не позднее 12:00 часов 23.10.2015" противоречит пункту 8 статьи 39.12 ЗК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В рассматриваемом случае Комитетом установлено, что прием заявок заканчивается лишь 26.10.2015, а определение участников производится 27.10.2015 в 15.00 часов.
В этой связи отсутствовали основания для отклонения заявки Науметова И.М. по лоту в„– 6 и по лоту в„– 10.
Третьими лицами задаток был оплачен 23.10.2015 в 11:27:05 по лоту в„– 10 и 23.10.2015 в 11:16:55 по лоту в„– 6.
Из представленного организатором торгов "Универсального отчета по доходам за период с 07.10.2015 по 26.10.2015" видно, что задатки для участия в аукционе от Науметова И.М. зачислены на счет МКУ "Комитета земельных и имущественных отношений" 26.10.2015, то есть до даты рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Таким образом, суды предыдущих инстанций правомерно поддержали вывод антимонопольного органа о неправомерном отклонении Комитетом заявки на участие в аукционе.
Наличие нарушения конкуренции в рассматриваемом случае является доказанным, поскольку при недопущении к торгам одного из претендентов участников, заявитель снизил количество конкурирующих между собой субъектов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу в„– А65-29129/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Р.Р.МУХАМЕТШИН
------------------------------------------------------------------