Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.2016 N Ф06-6790/2016 по делу N А57-15359/2015
Требование: О признании недействительным постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ за строительство объекта в отсутствие согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации, в отсутствие разрешения на строительство и ограждения строительной площадки.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, размер штрафа снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. в„– Ф06-6790/2016

Дело в„– А57-15359/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Зарькова А.А., выписка из протокола от 16.12.2013 в„– 10,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя ГСК "Малютка-78"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2015 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи: Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу в„– А57-15359/2015
по заявлению председателя кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и подземных хозяйственных блоков "Малютка-78" (ОГРН 1056405310081, ИНН 6453048763), г. Саратов, заинтересованные лица: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715), г. Саратов,
прокуратура Ленинского района г. Саратова, г. Саратов, о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и подземных хозяйственных блоков "Малютка-78" (далее - ГСК "Малютка-78",кооператив) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство, административный орган) от 23.06.2015 в„– 97/15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4, части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015, постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, снижен размер административного штрафа с 500 000 рублей до 250 000 рублей (с учетом определения об исправлении опечатки). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ГСК "Малютка-78" обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, постановлением мэра города Саратова от 25.08.2000 в„– 520-235 кооперативу предоставлен земельный участок по адресу; г. Саратов, 2-й Московский проезд, с кадастровым номером 64:48:040234:0011 общей площадью 3025 кв. м в срочное пользование сроком на два года для проектирования и строительства гаражей.
Прокуратурой Ленинского района г. Саратова (далее - прокуратура) проведена проверка соблюдения кооперативом требований градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что на момент проверки (26.05.2015) на данном участке велись работы по возведению стен гаражей. Строительная площадка не огорожена. Строительство осуществляется без согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации, разрешение на строительство отсутствует.
По факту выявленных нарушений административным органом в присутствии председателя кооператива Зарькова А.А. вынесено постановление от 23.06.2015 в„– 97/15 о привлечении кооператива к ответственности по части 1 статьи 9.4, части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей. О дате, времени и месте рассмотрения административного материала кооператив извещен надлежащим образом.
Не согласившись с указанным постановлением кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) строительная деятельность является опасной для окружающей среды и третьих лиц.
В силу статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (часть 1).
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11).
Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком (часть 15).
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В статье 35 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон в„– 384-ФЗ) установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 в„– 1047-р в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона в„– 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 названной статьи перечень, являются обязательными для применения.
В соответствии с пунктом 6.2.8 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.
Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 м, а участков работ - не менее 1,2; ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 м и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.
Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком шириной не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть 70 - 75 град (пункт 6.2.3 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве").
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 названной статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В рассматриваемом случае, согласно пункту 1 Устава ГСК "Малютка-78" создан с целью удовлетворения членов кооператива путем строительства гаражей на собственные средства членов кооператива, а также для последующей эксплуатации и управления этими гаражами. Таким образом, кооператив является субъектом вменяемого правонарушения.
Материалами дела установлено, что кооператив на момент проверки вел строительство гаражей без согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации, в отсутствие разрешения на строительство; в отсутствие ограждения строительной площадки.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях кооператива состава вмененного правонарушения.
Кооперативом не принято всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства, поэтому кооператив обоснованно привлечен к административной ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о малозначительности совершенного правонарушения переоценке судом кассационной инстанции не подлежат в силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 по делу в„– А57-15359/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу председателя ГСК "Малютка-78" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------