Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2016 N Ф06-6902/2016 по делу N А49-6969/2015
Требование: О признании незаконным представления административного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки административным органом выявлено нецелевое использование государственным органом средств, предоставленных из федерального бюджета.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нецелевого использования средств федерального бюджета не подтвержден, так как государственным органом выполнены все условия, предусмотренные в соглашении о предоставлении субсидий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пензенской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. в„– Ф06-6902/2016

Дело в„– А49-6969/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
ответчика - Пимуковой А.Ю., по доверенности от 18.01.2016 в„– 3,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.09.2015 (судья Столяр Е.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи: Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А49-6969/2015
по заявлению Министерства образования Пензенской области (ОГРН 1025801354149; ИНН 5836011445), г. Пенза, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (ОГРН 1045803006138; ИНН 5836013210), г. Пенза, третье лицо: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа в„– 8 г. Каменки, о признании незаконным представления,

установил:

Министерство образования Пензенской области (далее - Министерство образования) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области (далее - административный орган), с участием в дела третьего лица: муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа в„– 8 г. Каменки (далее - школа в„– 8).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015, заявленные требования удовлетворены, предписание признано недействительным, на административный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства образования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, административный орган обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, административным органом проведена проверка использования Министерством образования в 2012 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственной программы "Доступная среда" в части проведения мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
В ходе проверки установлено, что Министерство образования, в нарушение пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 в„– 1225, пункта 1.1 Соглашения в„– 06.G65.24.0027, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Пензенской области, о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, от 21.05.2012, долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Пензенской области на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 17.10.2011 в„– 726-пП, статьи 309 и пункта 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3.2, 3.3 государственного контракта от 03.12.2012 в„– 0155200002212004083-0131490-01, произведена оплата ООО "Максофт" по контракту от 03.12.2012 в„– 0155200002212004083-0131490-01 при отсутствии факта поставки товара "под ключ", а именно: монтажа оборудования компьютерного класса в целях создания в образовательном учреждении, реализующим образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, что привело к не достижению конечного результата, оплате фактически невыполненных работ, предусмотренных условиями контракта, и является неправомерным расходованием денежных средств на общую сумму 2 105 004,09 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 1 052 502,05 рублей, за счет средств областного бюджета в сумме 1 052 502,04 рублей.
По факту выявленных нарушений административный орган составил акт проверки от 17.03.2015 и вынес представление от 30.03.2015 в„– 8, в котором указал на неправомерное расходование средств федерального бюджета на сумму 1 052 502,05 рублей, а также обязал Министерство образования принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению выявленного нарушения.
Полагая, что вынесенное представление противоречит закону и нарушает его права, Министерство образования обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Статьей 28 БК РФ принципы бюджетной системы Российской Федерации, одним из которых является принцип эффективности использования бюджетных средств.
Из пункта 23 Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 22.06.2006 в„– 23 (в ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Следовательно, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
При этом понятия "неправомерное использование бюджетных средств" Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит.
Материалами дела установлено, что соглашением от 21.05.2012 в„– 06.G65.24.0027, заключенным между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Пензенской области, предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
Данным соглашением предусмотрено выделение субсидий следующим образовательным учреждениям: МБОУ СОШ в„– 27 г. Пензы, МБОУ СОШ в„– 226 г. Заречного, МБОУ СОШ в„– 4 им. Е.Родина г. Кузнецка, МБОУ СОШ в„– 8 г. Каменки, МБОУ лицей в„– 2 г. Сердобска, ГБОУ Пензенской области "Губернский лицей-интернат для одаренных детей". Размер средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пензенской области, составляет 8 243 400 рублей.
Между Министерством образования (государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Максофт" (поставщик) заключен государственный контракт от 03.12.2012 в„– 0155200002212004083, в соответствии с которым поставщик обязался поставить вышеуказанным образовательным учреждениям Пензенской области компьютерное оборудование.
Как указано в контракте, поставка включает в себя монтаж "под ключ" классов, включающий в себя монтаж интерактивной доски, проектора, монтаж и подключение проекторов с помощью потолочных креплений, настройку программного обеспечения; подводку необходимых электрических и коммутационных кабелей для организации стационарного размещения оборудования; установку программного обеспечения пользователя системы дистанционного обучения Министерства образования Пензенской области на компьютер преподавателя. Подключение к системе дистанционного обучения, тестирование подключения; вводное обучение на местах заказчика преподавательского состава основам работы с интерактивной доской прикладным программным обеспечением.
После передачи товара поставщик передает государственному заказчику акт сдачи-приемки товара и другие обязательные документы (счета-фактуры, накладные и т.д.) (пункт 2.3 контракта). Цена настоящего контракта составляет 2 105 004 рублей 09 копеек (пункт 3.1 контракта). Цена контракта включает в себя: собственно стоимость товара, все виды налогов, таможенные пошлины, сбор на страхование и другие обязательные платежи, расходы на доставку, разгрузку в помещение образовательного учреждения, такелажные работы, обеспечение технической и информационной поддержки оборудования в период гарантийного срока, монтаж, включающий в себя монтаж интерактивной доски, проектора, монтаж и подключение проекторов с помощью потолочных креплений, настройку программного обеспечения; подводку необходимых электрических и коммутационных кабелей для организации стационарного размещения оборудования; тестирование подключения; вводное обучение на местах заказчика преподавательского состава основам работы с интерактивной доской и прикладным программным обеспечением, также другие расходы, связанные с надлежащим исполнением поставщиком настоящего контракта (пункт 3.2 контракта).
Расчет производится в течение тридцати дней по факту поставки товара, после подписания акта сдачи-приемки товара. Оплата за поставленный товар осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств государственным заказчиком на расчетный счет поставщика. Оплата производится в рублях Российской Федерации в сумме, определенной заключенным государственным контрактом.
Обязанности государственного заказчика предусмотрены в пункте 4 вышеуказанного контракта, согласно которому государственный заказчик обязан осуществлять контроль за поставкой товара (качеством, стоимостью и сроком поставки) в соответствии с условиями настоящего государственного контракта и требованиями нормативных документов; осуществлять приемку товара на соответствие его комплектности и качества, установленного в государственном контракте; осуществлять расчеты с поставщиком в порядке, предусмотренном в разделе 3 настоящего государственного контракта; в случае выявления получателем некомплектности поставляемого поставщиком товара при приемке получатель обязан поставить об этом в известность поставщика для составления соответствующего акта.
Актом сдачи-приемки от 18.12.2012 подтверждается принятие государственным заказчиком на основании товарной накладной от 18.12.2012 в„– 675 поставленного товара на сумму 2 105 004 рублей 09 копеек.
Министерство образования перечислило ООО "Максофт" денежные средства в сумме 2 105 004 рублей 09 копеек платежными поручениями от 25.12.2012 в„– 8967 и от 11.03.2013 в„– 1278.
Административным органом в ходе обследования, проведенного в рамках проверки 26.02.2015 было установлено, что поставленные в рамках вышеуказанного контракта интерактивная доска Раnasonic Panaboard UB-T880 в комплекте с проектором Раnasonic PT-LX26E, компьютерное место ученика Aduarius Pro P30S56, мультимедийный проектор для проведения мероприятий в очном режиме Еpson EH-TW9000, мультимедийный экран увеличенной площади для слабовидящих Targa NTSC не установлены.
Управление образования администрации Каменского района Пензенской области письмом от 03.03.2015 в„– 394/01-13 сообщило Министерству образования о том, что компьютерное и мультимедийное оборудование закреплено за предметными кабинетами МОУ СОШ в„– 8 для организации и использования в образовательном процессе.
Министерство образования сообщило, что в настоящее время компьютерное оборудование, согласно принятым в 2012 году обязательствам, установлено специалистами ООО "Максофт".
Таким образом, на момент вынесения обжалуемого представления поставленное в рамках контракта с ООО "Максофт" компьютерное оборудование установлено, о чем проверяющий орган был уведомлен.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ (в редакции, действующей в 2012 г.) одним из полномочий главного распорядителя бюджетных средств является обеспечение контроля за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.В пункте 1.1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 в„– 1225 (утратили силу на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 в„– 146), указано, что настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
Пунктом 1.1 Соглашения в„– 06.G65.24.0027, заключенного между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Пензенской области, о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, от 21.05.2012, предусмотрено, что предметом настоящего соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2012 г. Субсидии бюджету Пензенской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в целях: создания в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов; оснащения образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушением опорно-двигательного аппарата, на условии софинансирования на основании Закона Пензенской области от 21.12.2011 в„– 2173-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с последующими изменениями), постановления Правительства Пензенской области от 17.10.2011 в„– 726-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Пензенской области на 2012 - 2015 годы" (с последующими изменениями).
Административным органом в оспариваемом предписании не приведены конкретные нормы (пункты) долгосрочной целевой программы "Доступная среда в Пензенской области на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 17.10.2011 в„– 726-пП, нарушение которых вменено заявителю.
Вышеуказанные положения, нарушение которых вменено Министерству образования, не устанавливают каких-либо правовых норм, то есть обязательных правил поведения, а лишь содержат общие вводные фразы.
Управлением Росфиннадзора не приведено конкретных норм бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые бы свидетельствовали о нарушении бюджетного законодательства Министерством образования.
Вместе с тем, указанным представлением Министерству образования вменяется неправомерное расходование средств федерального бюджета на сумму 1 052 502,05 рублей, тогда как нарушение выявлено только в МБОУ СОШ в„– 8 г. Каменки, а указанная сумма предусмотрена госконтрактом на оплату стоимости работ по установке оборудования в 6 школах, включенных в программу.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А49-6969/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------