Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2016 N Ф06-7124/2016 по делу N А06-4750/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган сделал вывод о том, что аукционная комиссия заказчика нарушила часть 4 статьи 67 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допустив к участию в аукционе участников, чья заявка не соответствовала требованиям аукционной документации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения не подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. в„– Ф06-7124/2016

Дело в„– А06-4750/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2015 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Луговской Н.В.)
по делу в„– А06-4750/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Капьяргаз" (ОГРН 1023000803803, ИНН 3013000902), г. Знаменск Астраханской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410), г. Астрахань, заинтересованные лица: Министерство промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области (ОГРН 1093015001397, ИНН 3015086493), г. Астрахань, общество с ограниченной ответственностью "БОСС" (ОГРН 1073015003907, ИНН 3015079136), г. Астрахань, о признании решения по делу в„– 158-РЗ-04-15 о нарушении законодательства о контрактной системе незаконным и отменить,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Капьяргаз" (далее - заявитель, ОАО "Капьяргаз", общество) с заявлением о признании незаконным решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе от 28.05.2015 в„– 158-Р3-04-15, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство, заказчик), общество с ограниченной ответственностью "БОСС" (далее - ООО "БОСС").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС по Астраханской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 отменить.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 09.02.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной системе в сети "Интернет" для размещения информации и размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг министерством опубликованы извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для государственных нужд Астраханской области по строительству объекта "Распределительные сети газоснабжения с. Тамбовка, п. Ашулук Харабалинского района Астраханской области" (реестровый в„– 0125200003015000001) и документация об этом аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 94 349 820 руб.
22.05.2015 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме, к участию в аукционе допущены участники закупки, подавшие заявки с защищенными номерами в„– 5367914, в„– 5146372.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.05.2015 победителем аукциона признано ОАО "Капьяргаз", подавшее заявку под защищенным номером в„– 5367914.
Общество с ограниченной ответственностью "БОСС" (далее - ООО "Босс") полагая, что аукционная комиссия заказчика неправомерно допустила участника аукциона, подавшего заявку с защищенным номером в„– 5367914, к участию в аукционе, обратилось в УФАС по Астраханской области с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика.
Комиссия антимонопольного органа, изучив аукционную заявку ОАО "Капьяргаз", пришла к выводу о том, что ее первая часть не соответствует требованиям аукционной документации, так как содержит показатели товара "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем: сплошные М 100, объемом 0,5 м3 и более", не соответствующие требованиям технических правил и норм, в частности, ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия", в части, касающейся объема блоков, в то время как аукционная документация содержит указание на необходимость соответствия всех товаров, используемых при выполнении работ, названным правилам и нормам.
Решением УФАС по Астраханской области от 28.05.2015 в„– 158-Р3-04-15 жалоба ООО "БОСС" признана обоснованной, аукционная комиссия государственного заказчика нарушившей часть 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон в„– 44-ФЗ).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ОАО "Капьяргаз" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, поскольку не установили в действиях заказчика и аукционной комиссии нарушений закона и чьих-либо прав.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 данного закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Части 4 и 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов содержат сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно, на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, об условиях исполнения контракта, требования к участникам размещения заказа, которые, наряду с указанными в части 3 названной статьи, должна содержать документация об открытом аукционе.
Частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено содержание первой и второй частей аукционной заявки. Требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 названной статьи документов и сведений, не допускается согласно части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Антимонопольный орган в процессе проверки пришел к выводу, что участник размещения заказа, подавший заявку под в„– 5367914, незаконно допущен к участию в аукционе, поскольку первая часть заявки не соответствует требованиям аукционной документации, так как содержит показатели товара "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем: сплошные М 100, объемом 0,5м3 и более", не соответствующие требованиям технических правил и норм, в частности, ГОСТ 13579-78 "Блоки бетонные для стен подвалов. Технические условия", в части, касающейся объема блоков, в то время как аукционная документация содержит указание на необходимость соответствия всех товаров, используемых при выполнении работ, названным правилам и нормам. Решение аукционной комиссии заказчика принято в нарушение части 4 статьи 67 Закона в„– 44-ФЗ, что привело к неправильному определению победителя аукциона.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом в„– 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона в„– 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона в„– 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, установлены положениями пункта 3 части 3 статьи 66 Закона в„– 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию о согласии участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Положениями части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 данной статьи (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7, 8 части 2 статьи 62, частей 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара или при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность участника закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе указывать конкретные показатели, соответствующие значениям, предусмотренным аукционной документацией.
Во исполнение указанных требований Закона о контрактной системе, в соответствии с решением от 28.05.2015 в„– 158-РЗ-04-15 антимонопольный орган установил, что первая часть заявки ОАО "Капьяргаз" не соответствует требованиям аукционной документации, поскольку содержит показатели товара "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем: сплошные М 100, объемом 0,5 м3 и более", не соответствующие требованиям технических правил и норм, в частности, касающейся объема блоков, в то время как аукционная документация содержит указание на необходимость соответствия всех товаров, используемых при выполнении работ, названным правилам и нормам.
Коллегия полагает, что в первой части заявки ОАО "Капьяргаз" по данной позиции указаны конкретные показатели, а именно "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем: сплошные М 100, объемом 0,543 м3", "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем: сплошные М 100, объемом 0,5 м3" и "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем: сплошные М 100, объемом 0,265 м3". При этом в формулировке данной позиции отсутствуют слова "и более", поскольку заявка содержит конкретный показатель товара.
Согласно документации об электронном аукционе, требование о соответствии указанных бетонных блоков ГОСТ 13579-78 не установлено, из чего следует, что указанная участником аукциона позиция заявки "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем; сплошные М 100, объемом 0,5 м3" не нарушает положений аукционной документации и Закона в„– 44-ФЗ. Кроме того, данный товар (материал) в составе возводимых сооружений объекта не используется.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что позиция ведомости ресурсов аукционной документации "Блоки бетонные для стен подвалов на цементном вяжущем: сплошные М 100, объемом 0,5 м3" имеет нулевые показатели, что свидетельствует о том, что данный товар (материал) не будет применен при строительстве объекта и соответственно не будет ни изготавливаться, ни приобретаться. Позиция с нулевым показателем товара (материала) автоматически установлена используемой при выполнении раздела проектной документации "Смета на строительство объектов капитального строительства" программой "Гранд-смета", имеющей сертификат соответствия в„– РОСС RU.СП15.Н00836, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) согласно системе сертификации ГОСТ Р.
Таким образом, довод антимонопольного органа о том, что участник ОАО "Капьяргаз" незаконно допущен к участию в аукционе, не может быть признан обоснованным.
Довод о несоответствии свидетельства от 19.10.2012, выданного ОАО "Капьяргаз" о допуске к определенным видам работ, требованиям заказчика, отклоняется коллегией, поскольку вопрос о его соответствии не являлся предметом рассмотрения жалобы ООО "БОСС", в результате рассмотрения которой вынесено оспариваемое решение.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов и направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу в„– А06-4750/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------