Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.03.2016 N Ф06-17984/2013 по делу N А65-5916/2014
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган по управлению муниципальным имуществом нарушившим ФЗ "О защите конкуренции", ссылаясь на передачу им муниципального имущества в собственность без проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. в„– Ф06-17984/2013

Дело в„– А65-5916/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителей:
Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Заделеновой Д.В., доверенность от 17.09.2015,
Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани - Заделеновой Д.В., доверенность от 07.05.2015,
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Рачковой-Чукиной Т.С., доверенность от 10.09.2015
Гибадуллина З.И. - Астафьева П.А., доверенность от 07.04.2014,
Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани - Рахматуллина Д.З., доверенность от 22.12.2015,
в отсутствие:
Министерства культуры Республики Татарстан - извещено надлежащим образом,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Гибадуллина З.И. и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2015 (судья Латыпов И.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А65-5916/2014
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, Министерства культуры Республики Татарстан, г. Казань, Гибадуллина З.И., г. Казань, о признании недействительным решения и предписания от 31.12.2013 по делу в„– 06-149/2013,

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по РТ) о признании недействительным решения и предписания от 31.12.2013 по делу в„– 06-149/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, Министерство культуры Республики Татарстан, Гибадуллин З.И. (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2015 по делу в„– А65-5916/2014 требования заявителей были удовлетворены, решение и предписание УФАС по РТ от 31.12.2013 по делу в„– 05-149/2013 были признаны недействительными.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2014 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 оставлены без изменения
Определением Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.07.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 и постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 05.12.2014 по делу в„– А65-5916/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что суду следует дать оценку доводам антимонопольного органа о допущенных нарушениях Федерального закона "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани, обратились в кассационную инстанцию с жалобами, в которых просят об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принять по данному делу новый судебный акт.
Не согласившись с вынесенными судебными актами Гибадуллин З.И. обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, указывая на нарушение норм материального права, а также несоответствие выводов суда первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела и их недоказанность.
Не согласившись с вынесенными судебными актами муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворить.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2016 по делу в„– А65-5916/2014 произведена замена судьи Гариповой Ф.Г. на судью Егорову М.В. в связи с отпуском судьи Гариповой Ф.Г.
После замены судьи в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационных жалоб произведено с самого начала.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции, норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалоб не находит.
Как видно из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступило обращение (вх. в„– 3381 от 19.04.2013) от Казакова М.А., с указанием на нарушение со стороны Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани порядка передачи муниципального имущества в собственность без проведения торгов.
Из данного обращения следовало, что Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани ИП Гибадуллину З.И. предоставлен в собственность земельный участок и находящееся на нем здание общественного туалета на пересечении улиц Пушкина и Горького на территории Ленинского садика (ул. Пушкина, д. 31 а).
По результатам направления запросов в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и в Управление Федеральной службы по регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, УФАС по РТ было установлено, что здание общественного туалета по ул. Пушкина находится в собственности ИП Гибадуллина З.И. на основании договора купли-продажи от 13.05.2009, заключенного с муниципальным унитарным предприятием "Спецавтобаза" (далее - МУП "Спецавтобаза"), право собственности зарегистрировано 29.06.2009 (свидетельство о регистрации права в„– 16-АБ 203976).
На основании заявления Гибадуллина З.И. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани вынесено постановление от 29.11.2010 в„– 10566 о предоставлении Гибадуллину З.И. в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4 площадью 148 кв. м по ул. Пушкина, занимаемого объектом недвижимого имущества (общественный туалет).
Во исполнение данного постановления между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. заключен договор купли-продажи земельного участка от 18.07.2011 в„– 14412.
В дальнейшем, на основании заявления ИП Гибадуллина З.И. от 06.12.2012, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20.02.2013 в„– 1764 был сформирован земельный участок площадью 195 кв. м в сквере Ленинский сад, для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, принадлежащему Гибадуллину З.И. на праве собственности.
На основании вышеуказанного постановления, было принято постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.05.2013 в„– 4590 "О предоставлении гражданину Гибадуллину З.И. в собственность земельного участка по улице Лобачевского". В соответствии с данным постановлением, земельный участок предоставлялся для целей, не связанных со строительством.
Во исполнение постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.05.2013 в„– 4590 "О предоставлении гражданину Гибадуллину З.И. в собственность земельного участка по улице Лобачевского" между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. заключен договор купли-продажи земельного участка от 17.06.2013 в„– 18308.
Таким образом, Гибадуллину З.И. были предоставлены в собственность два земельных участка в сквере Ленинский сад:
- земельный участок с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м занимаемый зданием общественного туалета;
- земельный участок с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства.
По результатам рассмотрения дела в„– 06-149/20113 о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по РТ принято решение от 31.12.2013, которым признал:
1. МКУ "Управление, архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления преимущества ИП Гибадуллину З.И., выразившегося в подготовке градостроительного заключения на заявку от 06.12.2012 в„– 10039 о возможности формирования земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21 площадью 195 кв. м, для благоустройства, с нарушением требований действующего законодательства.
2. Исполнительный комитет муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
- в ненадлежащем информировании населения при принятии постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20.02.2013 в„– 1764, что привело к нарушению процедуры предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, установленной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации;
- в принятии постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.05.2013 в„– 4590 "О предоставлении гражданину Гибадуллину З.И. в собственность земельного участка по улице Лобачевского" для благоустройства, при наличии сведений о проведении строительных работ на указанном земельном участке.
3. МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" нарушившим часть 1 статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось:
в бездействии по расторжению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м от 18.07.2011 в„– 14412;
в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства от 17.06.2013 в„– 18308;
в бездействии по контролю за использованием муниципальных земельных участков в сквере Ленинский сад.
Также на основании указанного решения было выдано предписание от 31.12.2013 в адрес Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления заявителями соответствующих требований в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на антимонопольном органе лежит бремя доказывания того, что акты, действия (бездействие) соответствующих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Соответствующий орган вправе опровергать факт нарушения антимонопольного законодательства путем указания на конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 в„– 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков юридическим лицам возможно лишь в контексте обязанности органов местного управления подготовить и опубликовать информацию о земельных участках, передаваемых в собственность и аренду.
В развитие положений земельного законодательства Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 в„– 49-11 утверждено Положение "О порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае, если по заключению уполномоченного органа Исполнительного комитета г. Казани площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства.
Под благоустройством понимается проведение мероприятий по озеленению территории, размещению клумб, газонов, зеленых насаждений с многолетним циклом развития, беседок, теневых навесов, площадок для игр и отдыха населения, выгула собак, для мусорных контейнеров габаритного мусора, не предполагающих их использования в предпринимательских целях, без права возведения капитальных сооружений. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств.
С целью приобретения прав на земельный участок для благоустройства граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, подают в уполномоченный орган Исполнительного комитета г. Казани заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права.
Благоустройство в целях осуществления на нем строительных работ не является видом разрешенного использования земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
По настоящему делу судами установлено, что Гибадуллин З.И. 06.12.2012 обратился в адрес Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани с заявлением о предоставлении ему земельного участка приблизительной площадью 252 кв. м, для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку площадью 148 кв. м, принадлежащему ему на праве собственности согласно государственной регистрации права от 05.08.2011.
В технико-экономическом обосновании запрашиваемой площади земельного участка подготовленным МУП "Центр исходной документации" было указано, что запрашиваемый земельный участок, площадью 252 кв. м, находится в зоне рекреационно-ландшафтной на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры и необходим для строительства здания нового общественного туалета и садового павильона. По эскизному проекту реконструкции садового павильона площадь земельного участка 148 кв. м находящаяся в собственности Гибадуллина З.И. недостаточна для строительства, эксплуатации и обслуживания предполагаемого здания, поскольку площадь предполагаемой застройки составит 186,8 кв. м а в проекции кровли и фундаментной плиты, поддерживаемых колоннами 296,4 кв. м.
Между Гибадуллиным З.И. и ООО "СтройИнвест" 10.12.2012 заключен договор строительного подряда от 10.12.2012 в„– 5/12, согласно которому подрядчик в лице ООО "СтройИнвест" обязуется своими силами выполнить по заданию Гибадуллина З.И. работы по строительству садового павильона, а именно, устройство монолитного каркаса в объеме 692 кубических метра, в том числе по устройству фундаментной плиты, стен, колонн, плит перекрытия, лестниц в соответствии с проектно-сметной документацией, в срок с 12.12.2012 до 06.02.2013. То есть на момент рассмотрения заявления ИП Гибадуллина З.И. от 06.12.2012 о предоставлении земельного участка под благоустройство, на данном земельном участке уже фактически начались строительные работы по реконструкции здания общественного туалета.
Главным архитектором г. Казани Прокофьевой Т.Г. 29.12.2012 подписано градостроительное заключение на заявление Гибадуллина З.И. от 06.12.2012 о возможности формирования земельного участка с учетом последующего объединения с основным земельным участком.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что совершая действия по определению границ и площади земельного участка, возможности функционального использования земельного участка, в рамках возложенных полномочий, Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не могло не знать о подготовке и проведении строительных работ на данном земельном участке.
Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, рассмотрев заявление и технико-экономическое обоснование, подготовило градостроительное заключение на заявку от 06.12.2012 в„– 10039 о возможности формирования испрашиваемого земельного участка.
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 31.01.2013 в„– 4 (184) было опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21.
Из текста указанного сообщения, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани информировал о возможном предоставлении в собственность земельного участка, площадью 178 кв. м по ул. Лобачевского для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования под здание (общественный туалет), без права возведения объектов недвижимости.
Вместе с тем, в соответствии с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21.05.2013 в„– 4590 "О предоставлении гражданину Гибадуллину З.И. в собственность земельного участка по улице Лобачевского" Гибадуллину З.И. был предоставлен в собственность земельный участок, площадью 195 кв. м, то есть площадью не соответствующей площади, указанной в информационном сообщении, опубликованном в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 31.01.2013 в„– 4 (184).
В тексте данного сообщения указано, что земельный участок ИП Гибадуллину З.И. предоставлялся для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, имеющему вид разрешенного использования под здание (общественный туалет), без права возведения объектов недвижимости.
На момент публикации сообщения в соответствующих учреждениях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани имелись сведения о фактически готовящемся проведении строительных работ и застройки земельного участка, о возможности предоставления которого опубликовывалось информационное сообщение, так же как и сведения о том, что земельный участок, имеющий вид разрешенного использования под здание (общественный туалет) используется не в соответствии с данным видом использования.
Суды указали, что информационное сообщение, опубликованное Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 31.01.2013 в„– 4 (184), содержало недостоверные сведения о предоставлении Гибадуллину З.И. земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства, следовательно, не было обеспечено надлежащее информирование лиц, имеющих намерение получить тот же земельный участок, что привело к нарушению процедуры предоставления земельного участка, установленной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации при принятии постановления от 20.02.2013 в„– 1764 и ограничению конкуренции за право получения вышеназванного земельного участка.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20.02.2013 в„– 1764 утверждена схема расположения земельного участка площадью 195 кв. м расположенного по ул. Лобачевского, запрашиваемого Гибадуллиным З.И. для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства прилегающей территории.
По результатам проведенного 09.04.2013 Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" муниципального контроля, установлено, что Гибадуллиным З.И. при реконструкции здания общественного туалета используется земельный участок ориентировочной площадью 950 кв. м, путем ограждения территории под строительную площадку в сквере Ленинский сад.
Таким образом, в Исполнительном комитете муниципального образования города Казани имелись сведения о производимых Гибадуллиным З.И. строительных работах на земельном участке, запрашиваемым им под благоустройство, для целей не связанных со строительством.
Кроме того из материалов дела видно, что 15.08.2012 в адрес МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" поступило заявление ИП Гибадуллина З.И. для выдачи разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м занимаемого зданием общественного туалета.
На основании указанного заявления, МКУ "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" было выдано разрешение от 15.08.2012 в„– 11 на проведение подготовительных работ (установка ограждения, банера очистки (мойки) колес автотранспорта). Срок действия разрешения устанавливался до 15.10.2012.
Вместе с тем, Управлением градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани ИП Гибадуллину З.И. разрешений на строительство, реконструкцию здания общественного туалета не выдавалось.
07.05.2013 между Министерством культуры Республики Татарстан и Гибадуллиным З.И. заключено охранное обязательство на использование земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м.
Вместе с тем, строительные работы по устройству монолитного каркаса в объеме 692 кубических метра, в том числе по устройству фундаментной плиты, стен, колонн, плит перекрытия, лестниц, производились на земельных участках с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м занимаемый зданием общественного туалета и с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства до заключения охранного обязательства.
Из материалов дела следует, что на основании постановлений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани между Комитетом земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ИП Гибадуллиным З.И. были заключены:
- договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м занимаемым зданием общественного туалета от 18.07.2011 в„– 14412;
- договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства от 17.06.2013 в„– 18308.
Пунктом 1.5 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м, занимаемого зданием общественного туалета от 18.07.2011 в„– 14412 установлено разрешенное использование земельного участка - здание общественного туалета.
Пунктом 4.3.3. установлено, что Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в случае нарушения пункта 1.5 вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в порядке и с последствиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По результатам проведения муниципального контроля 09.04.2013 МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" было установлено, что ИП Гибадуллин З.И. использует земельный участок в сквере Ленинский сад сверх предоставленной площади ориентировочно на 950 кв. м путем ограждения территории под строительную площадку при реконструкции здания общественного туалета.
Таким образом, у МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" имелись сведения о производстве строительных работ на земельных участках, и существенном нарушении условий договора.
Пунктом 1.4.2 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м для благоустройства от 17.06.2013 в„– 18308 установлено ограничение в использовании земельного участка - предоставлен для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений; производство любых земляных работ осуществлять с обязательным проведением охранно-спасательных археологических работ по согласованию с Министерством культуры Республики Татарстан.
Пунктом 4.3.3. установлено, что Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в случае нарушения пункта 1.4.2. вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в порядке и с последствиями, предусмотренными пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" не были предприняты меры по расторжению договоров, при существенном нарушении условий договоров со стороны ИП Гибадуллина З.И.
Сотрудниками РГУП "Бюро технической инвентаризации" 18.12.2013 были произведены линейные замеры, в соответствии с которыми установлено, что площадь застройки объекта недвижимости здания общественного туалета, расположенного в сквере Ленинский сад составляет 392,2 кв. м. Установленная линейными замерами площадь застройки садового павильона свидетельствует о превышении капитальной застройки в пределах двух земельных участков, принадлежащих ИП Гибадуллину З.И. на праве собственности - земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:4, площадью 148,0 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21, площадью 195,0 кв. м.
Предоставление ИП Гибадуллину З.И. преимущества, выразившегося в передаче земельного участка с кадастровым номером 16:50:010405:21 площадью 195 кв. м для реконструкции здания общественного туалета, в то время как должно быть передано для благоустройства, в сквере Ленинский сад привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является извлечение прибыли.
Суды предыдущих инстанций сделали обоснованный вывод о том, что Исполнительный комитет, Комитет земельных отношений и Управление архитектуры совершили действия по фиктивному предоставлению земельного участка в„– 2 под благоустройство, фактически одобрив действия предпринимателя по строительству на указанной территории объекта предпринимательской деятельности, то есть предпринимателю в указанной ситуации было предоставлено право по приобретению в собственность земельного участка, которое любое другое лицо не имело бы в аналогичной ситуации.
Исходя из изложенного, если органы местного самоуправления совершают действия по представлению земельного участка, на котором ими фактически одобрено последующее осуществление предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, указанные органы должны отобрать лицо, получающее право на земельный участок, на конкурентной основе. Несоблюдение указанной процедуры негативно влияет на права неопределенного круга лиц на справедливые условия конкуренции, чем нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение и выданное на его основании предписание не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителей, в связи с чем не подлежат признанию недействительными.
Доводы кассационных жалоб являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационных жалоб необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
Кроме того, при подаче кассационной жалобы Гибадуллиным З.И. по квитанции от 29.01.2016 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большом размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей подлежит возврату Гибадуллину З.И. из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2015 по делу в„– А65-5916/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Гибадуллину Зуфару Исмагиловичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2850 руб., перечисленную по квитанции от 29.01.2016.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------