По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2016 N Ф06-7355/2016 по делу N А72-9014/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Прокурор указал, что орган местного самоуправления, располагая необходимой информацией о территориальных зонах и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, не обеспечил своевременное представление в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости по всем территориальным зонам.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт незаконного бездействия подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. в„– Ф06-7355/2016
Дело в„– А72-9014/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Кузоватовский район"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2015 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А72-9014/2015
по заявлению заместителя прокурора Ульяновской области в интересах муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области, г. Ульяновск, к администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области, п. Кузоватово Ульяновской области, с участием в деле заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области, г. Ульяновск, об оспаривании бездействия администрации муниципального образования "Кузоватовский район",
установил:
заместитель прокурора Ульяновской области в интересах муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области (далее - администрация), выразившегося в непредставлении в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - Кадастровая палата) в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, а также об обязании администрации предоставить в кадастровую палату сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2015 по делу в„– А72-9014/2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015, указанное заявление удовлетворено.
Администрация, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, отметив, что администрация в полном объеме исполнила требования, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документом в электронной форме".
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу прокуратура Ульяновской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к следующему.
Как следует из материалов дела, решениями Советов депутатов муниципальных образований Лесоматюнинского сельского поселения от 10.10.2011 в„– 28/25, Коромысловского сельского поселения от 23.12.2011 в„– 23/95, Спешневского сельского поселения в„– 15/78, Еделевского сельского поселения от 27.12.2011 в„– 16/56 были утверждены Правила землепользования и застройки соответствующих поселений (далее - Правила).
Во всех муниципальных образованиях указанными Правилами установлено шесть территориальных зон, включающих: жилые зоны, общественно-деловую зону, зону инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зону рекреационного назначения, зону специального назначения.
По сведениям, представленным Кадастровой палатой в органы прокуратуры, документы об установлении границ территориальных зон от органов местного самоуправления Кузоватовского района не поступали.
Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрация, располагая необходимой информацией о территориальных зонах, видах разрешенного использования, не обеспечила представление в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости по всем территориальным зонам, в установленный срок, в связи с чем прокуратура в интересах администрации обратилась с Арбитражный суд Ульяновской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ответчиком допущено оспариваемое бездействие, противоречащее нормам Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) и вынесенным во исполнение данного закона другим нормативным актам, поскольку, во-первых, он направил генеральные планы поселений и правила землепользования и застройки с нарушениями сроков, установленных законом, во-вторых, иных документов, предусмотренных действующим федеральным законодательством, в орган кадастрового учета до настоящего времени не поступало, что является нарушением норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов правообладателей.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с материалами дела и доводами кассационной жалобы, также не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов на основании следующего
Как видно из материалов дела, в ходе проведения проверки в рамках полномочий прокуратурой Кузоватовского района установлены нарушения органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области требований федерального законодательства, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона в„– 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 2 и 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Законом в„– 221-ФЗ урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Закона в„– 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 в„– 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким уполномоченным органом является Кадастровая палата.
В силу части 5 статьи 4 Закона в„– 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи 10 Закона в„– 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В порядке, установленном частью 6 статьи 15 Закона в„– 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения вышеуказанных Правил землепользования и застройки сельских поселений), орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 данного Закона сведения.
В силу действующей редакции части 6 статьи 15 Закона в„– 221-ФЗ органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с данной статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 этой статьи, а в случае, если в соответствии с частью 5 этой статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 этой статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Согласно пункту 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 в„– 618 и действовавшего на момент утверждения вышеуказанных Правил землепользования и застройки сельских поселений, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, который такой перечень утвержден.
Пунктом 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71, установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам об установлении или изменении границ муниципальных образований либо о преобразовании муниципальных образований является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, то есть документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.
Согласно пункту 12 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 в„– 42, запись о границах муниципальных образований в реестре объектов недвижимости должна содержать описание местоположения границы муниципального образования в виде текстового описания местоположения границы муниципального образования и списка координат характерных точек границы муниципального образования.
Полномочия по предоставлению вышеуказанной информации 01.01.2015 переданы муниципальному образованию "Кузоватовский район".
Как следует из материалов дела, в адрес Кадастровой палаты поступили следующие документы:
- решение Совета депутатов муниципального образования "Кузоватовское городское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Кузоватовское городское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области" от 14.11.2011 в„– 26/50 (с изменениями от 24.02.2012 в„– 30/15; от 18.10.2013 в„– 2/11; от 23.01.2015 в„– 17/2);
- решение Совета депутатов муниципального образования "Безводовское сельское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования муниципального образования "Безводовское сельское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области" в„– 12/66 от 24.11.2010 (с изменениями от 28.03.2012 в„– 25/89; от 23.12.2013 в„– 4/22);
- решение Совета депутатов муниципального образования "Еделевское сельское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Еделевское сельское поселение, утвержденные решением Совета депутатов в„– 16/56 от 27.12.2011" в„– 2/10 от 15.02.2012;
- решение Совета депутатов муниципального образования "Коромысловское сельское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области "Об утверждении правил землепользования и застройки" в„– 23/95 от 23.12.2011 (с изменениями от 24.02.2012 в„– 25/107; от 23.10.2013 в„– 2/12);
- решение Совета депутатов муниципального образования "Лесоматюнинское сельское поселение" Кузоватовского района Ульяновской области "О принятии Правил землепользования и застройки муниципального образования Лесоматюнинского сельского поселения Ульяновской области Кузоватовского района" в„– 28/29 от 10.10.2011 (с изменениями от 02.11.2013 в„– 4/19);
- решение Совета депутатов муниципального образования "Спешневское сельское поселение" в„– 21/114 от 27.02.2012 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Спешневское сельское поселение", утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования Спешневское сельское поселение в„– 15/78 от 08.07.2011.
Иных документов, предусмотренных действующим федеральным законодательством, в орган кадастрового учета до настоящего времени не поступало, что является нарушением норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов правообладателей.
Карта (план) территориальных зон, утвержденных Правилами землепользования и застройки, в орган кадастрового учета не поступали, что является нарушением норм действующего законодательства и прав и законных интересов правообладателей.
При поступлении документов для постановки на государственный кадастровый учет либо учет изменений, орган кадастрового учета из-за отсутствия границ территориальных зон, не может достоверно определить к какой территориальной зоне должен быть отнесен земельный участок и установить виды разрешенного использования.
Более того, как верно указано судами нижестоящих инстанций, несоблюдение администрацией требований закона по представлению необходимых сведений в орган кадастрового учета влечет нарушение прав граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, в том числе юридических лиц, так как не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях; препятствует устойчивому развитию и функционированию социально-экономического процесса, расширению улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций и считает, что они основаны на полном и всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно применил закон, не подлежащий применению, является необоснованным. Поскольку спорные правоотношения регулируются правовыми актами, принимаемыми Правительством Российской Федерации Арбитражный суд Ульяновской области, разрешая спор по существу, обоснованно исследовал возникшие правоотношения на предмет их соответствия действовавшим (постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 в„– 618) и действующим (постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71) нормам права.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по делу в„– А72-9014/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА
------------------------------------------------------------------