Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2016 N Ф06-15955/2016 по делу N А06-2090/2016
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал общество, занимающее доминирующее положение на рынке услуг розничной торговли электрической энергией, нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с несоблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 г. в„– Ф06-15955/2016

Дело в„– А06-2090/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц связи помощником судьи Харьковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Астраханской области представителей:
публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - Назарина М.А., доверенность от 10.06.2016 в„– 174,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Кабилицина П.Л., доверенность от 24.02.2016 в„– 17,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от 06.07.2016 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу в„– А06-2090/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН: 3017041554, ОГРН: 1053000000041) заинтересованные лица: Управление федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, Жирнова Т.М., г. Астрахань о признании недействительными решения и предписания,

установил:

публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 16.12.2015 по делу в„– 118-К-03-15.
Определением Арбитражного суда Астраханской области по данному делу от 19.04.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Жирнова Татьяна Михайловна.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 06.07.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 15 час.00 мин. 14.12.2016 до 11 час. 00 мин. 20.12.2016, после окончания которого, судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции
Судебное заседание, начатое с применением систем видео-конференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с поступившим от участвующих в деле лиц ходатайством после перерыва продолжено в обычном режиме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом, по результатам рассмотрения заявления Жирновой Татьяны Михайловны, вынесено решение от 16.12.2015 по делу в„– 118-К-03-15, которым ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" было признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области, в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов Жирновой Т.М.
Кроме того, обществу выдано предписание от 16.12.2015 по делу в„– 118-К-03-15, которым обществу предписано в течение десяти рабочих дней с момента получения предписания произвести перерасчет стоимости представленной электрической энергии Жирновой Т.М. по договору энергоснабжения от 16.10.2014 в„– 30882 в период с ноября 2014 года по май 2015 года с учетом тарифа, установленного для "Населения, проживающего в сельских населенных пунктах" - 2,63 руб./кВтч, утвержденного постановлением Службы по тарифам Астраханской области в 2014, 2015 году.
Также в предписании содержалось указание на необходимость сообщения о его исполнении в срок не позднее пяти рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.
Основанием для вынесения обжалуемого решения и предписания, послужили выводы антимонопольного органа о том, что за потребленную Жирновой Т.М. энергию ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в 2014, 2015 годах должно было применять тариф как для "населения, проживающего в сельских населенных пунктах" - 2,63 руб./кВтч. Неправильное применение обществом, занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке, тарифа является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, что привело к необоснованному взиманию с Жирновой Т.М. денежных средств.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в Арбитражный суд Астраханской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к выводу о том, что ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", в рассматриваемом случае, правомерно применяло тариф, установленный отдельно для категории население и приравненные к ним - 3,76 руб./кВтч (с НДС), поскольку Жирнова Т.М., не может быть отнесена к категории населения, проживающего в сельских населенных пунктах. Жирнова Т.М. по адресу объекта, получавшего электроэнергию, постоянно не проживает, сам по себе выход ее из членов с/т "Ромашка" не свидетельствует о возможности применения к потребленной ею энергии для объекта садовый домик, расположенного на земельном участке, имеющим категорию садоводство, тарифа для населения, проживающего в сельской местности.
Однако судами при вынесении решений не было учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 26.07.2010 в„– 187-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 указанного Закона, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 в„– 20-э/2 установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители.
К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
При отнесении к тарифной группе "население" основополагающим признаком является факт использования тепловой (электрической) энергии для бытовых нужд в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и Жирновой Т.М. 16.10.2014 заключен договор энергоснабжения в„– 30882, в соответствии с которым Общество обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договора с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии до точки поставки потребителя и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность), потери в принадлежащих потребителю электрических сетях (в случае установки приборов учета электроэнергии не на границе балансового раздела электрических сетей) (пункты 1.1, 5.2 договора), а Жирнова Т.М., как потребитель, обязана принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.
Приложением в„– 1 к договору энергоснабжения от 16.10.2014 в„– 30882, определена точка поставки потребителя, согласованная в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сторон (приложение в„– 3 настоящего договора).
Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 12.10.2014 (Приложение 3 настоящего договора), подписанному ОАО "МРСК-Юга" и Жирновой Т.М местом исполнения обязательств по договору энергоснабжения является опора в„– 1-2 JI-3 от КТП-523/160 кВА ф.22 ПС "Началово", расположенная в Приволжском районе Астраханской области, с/т "Ромашка".
Согласно приложению в„– 2 настоящего договора электрическая энергия (мощность) поставляется обществом Жирновой Т.М., как для категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
Служба по тарифам Астраханской области, на основании частей 2, 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пункта 1.1 Положения о службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 в„– 49-П, является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 17.12.213 в„– 223 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Астраханской области" установлены тарифы на 2014 год для:
- населения и приравненных к нему категорий потребителей в размере 3,62 руб./кВтч (с НДС) в период с 01.01.2014 по 30.06.2014; 3,76 руб./кВтч (с НДС) в период с 01.07.2014 по 31.12.2014;
- населения, проживающего в сельских населенных пунктах в размере 2,53.руб./кВтч (с НДС) в период с 01.01.2014 по 30.06.2014; 2,63 руб./кВтч (с НДС) в период с 01.07.2014 по 31.12.2014
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 17.12.2014 в„– 213 установлены тарифы на 2015 год для:
- населения и приравненных к нему категорий потребителей в размере 3,76 руб./кВтч (с НДС) в период с 01.01.2015 по 30.06.2015; 4,04 руб./кВтч (с НДС) в Период с 01.07.2015 по 31.12.2015;
- населения, проживающего в сельских населенных пунктах в размере 2,63 руб./кВтч (с НДС) в период с 01.01.2015 по 30.06.2015; 2,83 руб./кВтч (с НДС) в период с 01.07.2015 по 31.12.2015.
Из материалов дела следует, что письмом от 03.12.2015 в„– вх. в„– 12434 Жирнова Т.М. сообщила о том, что она не является членом с/т "Ромашка" и оплату за потребленные коммунальные услуги, в том числе за потребление электрической энергии осуществляет напрямую ресурсоснабжающей компании.
На основании свидетельства о государственной регистрации права 30-АА в„– 313818 Жирнова Т.М. с 11.01.2009 является собственником земельного участка в„– 95, расположенного в с/т "Ромашка" Приволжского района Астраханской области.
Место нахождения садоводческого товарищества, определяется по правилам части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 5 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - по месту государственной регистрации.
По данным официального сайта Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), содержащего сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, местом регистрации садоводческого некоммерческого товарищества "Ромашка" (дата регистрации в ЕГРЮЛ - 14.05.2013; ИНН 3019007661) является село Началово Приволжского района Астраханской области.
Статус населенного пункта определяется в соответствии с Законом Астраханской области "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района" принятого Государственной Думой Астраханской области 22.07.2004.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 данного закона на территории Приволжского района Астраханской области образовано муниципальное образование "Началовский сельсовет", наделенный статусом сельского поселения с административным центром в селе Началово.
В соответствии с Приложением в„– 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 в„– 1178, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан приравнены к населению и электрическая энергия (мощность) поставляется им по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды).
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года в„– 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что поскольку Жирнова Т.М. не проживала по адресу объекта, получавшего электроэнергию, а временно находилась по данному адресу, право в отношении данного дома не зарегистрировано, и согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 12.10.2014 в качестве описания точки присоединения указан садовый дом, а не жилой дом, следовательно, подлежали применению тарифы, установленные для населения, проживающего в городских населенных пунктах являются несостоятельными.Поскольку, Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 в„– 1178, Постановление службы по тарифам Астраханской области от 17.12.2013 в„– 223 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Астраханской области на 2014 год", Постановление службы по тарифам Астраханской области от 17.12.2014 в„– 213 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Астраханской области на 2015 год" не ограничивают возможность применения пониженных тарифов как для граждан постоянно, так и для граждан временно проживающих в сельских населенных пунктах, независимо от места проживания - жилой дом или садовый дом и наличия регистрации права на дом.
В связи с изложенным, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" в расчетах за потребленную энергию с Жирновой Т.М. должно было в 2014, в 2015 году применять тариф, установленный для "Населения, проживающего в сельских населенных пунктах" - 2,63 руб./кВтч.
Однако согласно представленным обществом счетов-фактур, выставленных в рамках договора энергоснабжения от 16.10.2014 в„– 30882 Жирновой Т.М., расчеты за поставку электрической энергии в период с ноября 2014 по май 2015 осуществлялись заявителем по тарифу 3,76 руб./кВтч, установленному для населения, проживающего в городских населенных пунктах.
Факт оплаты потребленной электрической энергии Жирновой Т.М. в рамках договора энергоснабжения от 16.10.2014 в„– 30882 подтверждается имеющимися в материалах дела квитанциями об оплате.
Таким образом, действие Общества, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в начислении и получении ответчиком платы за потребленную электрическую энергию в период с ноября 2014 по май 2015 в повышенном размере по необоснованному тарифу привело к ущемлению интересов Жирновой Т.М.
Из материалов дела следует, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (переименовано в ПАО "Астраханская энергосбытовая компания") в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 в„– 51-О является на территории Астраханской области Гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять. процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "розничная торговля электрической энергией" в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы антимонопольного органа Астраханской области от 19.12.2006 в„– 145-п и от 27.02.2009 в„– 25-п).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
С учетом изложенного действия общества правомерно признаны антимонопольным органом злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг розничной торговли электрической энергией на территории Астраханской области, в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого явилось ущемление интересов Жирновой Т.М и обоснованно квалифицированы по пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, из материалов дела следует, что антимонопольным органом ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:
- в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания произвести перерасчет стоимости поставленной электрической энергии Жирновой Т.М. по договору энергоснабжения от 16.10.2014 в„– 30882 в период с ноября 2014 по май 2015 год с учетом тарифа, установленного для "Населения, проживающего в сельских населенных пунктах" - 2,63 руб./кВтч., утвержденного постановлением Службы по тарифам Астраханской области в 2014, 2015 году.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа от 16.12.2015 в„– 118-К-03-15 соответствует действующему законодательству, то выданное на основании названного решения предписание также является правомерным.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для признания незаконными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Согласно части 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из положений части 1 статьи 288 АПК РФ в случае выявления несоответствия выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и имеющимся в деле доказательствам, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, арбитражным судом кассационной инстанции выносится постановление об отмене обжалуемого решения, постановления.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Поскольку все обстоятельства дела установлены, не требуется установления новых обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты по названным позициям, не находит оснований для направления дела на новое рассмотрение и считает возможным принять по делу решение, удовлетворив заявленные Комитетом требования о признании недействительными решения и предписания Управления от 18.01.2012 по делу в„– 06-551/2011.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение арбитражного суда Астраханской области от 06.07.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу в„– А06-2090/2016 отменить, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - удовлетворить.
В удовлетворении требований публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16.12.2015 по делу в„– 118-К-03-15 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------