Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.02.2016 N Ф06-4863/2015 по делу N А12-23882/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение прав путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату указанного участка по цене 2,5 процента кадастровой стоимости, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением заявителем документов на часть объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку право собственности заявителя на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом участке, подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. в„– Ф06-4863/2015

Дело в„– А12-23882/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителей:
истца - открытого акционерного общества "Волжский абразивный завод" - Алмаевой Ю.Н., доверенность от 12.01.2015 в„– Ю005/15, Канцер Ю.А., доверенность от 24.06.2015 в„– Ю062/15,
ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - Гнедковой А.Ю., доверенность от 26.12.2015 в„– АГ-04/15356,
третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Гнедковой А.Ю., доверенность от 01.02.2016 в„– АГ-04/832,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2015 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузмичев С.А.)
по делу в„– А12-23882/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Волжский абразивный завод", г. Волжский к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконным решения, изложенного в письме от 20.04.2015 в„– 04/4145, третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,

установил:

открытое акционерное общество "Волжский абразивный завод" (далее - ОАО "ВАЗ") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - теруправление) о признании незаконным решения изложенного в письме от 20.04.2015 в„– 07/4145, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 610 842 кв. м с кадастровым номером 34:35:020108:429, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, порядка 1 км на восток от ориентира г. Волжский, ст. Волжский, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137) по цене 2,5% от кадастровой стоимости, обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес ОАО "ВАЗ".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015, требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение теруправления об отказе в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка как несоответствующее Закону в„– 137, обязал устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок со дня вступления решения в законную силу решения о предоставлении ОАО "ВАЗ" в собственность за плату земельного участка площадью на условиях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2, пунктом 2.2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ по цене 2,5% от кадастровой стоимости, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес общества.
Теруправление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ОАО "ВАЗ" в отзыве просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Решением администрации г. Волжского от 28.11.1994 в„– 3060 ОАО "ВАЗ" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 66,65 га под территорию предприятия, что подтверждается государственным актом в„– ВДО-36-000471.
Между теруправлением (арендодатель) и ОАО "ВАЗ" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в„– 50/2011, по условиям которого с учетом дополнительного соглашения от 15.10.2013 в„– 4 обществу в аренду для использования под территорию предприятия предоставлен земельный участок площадью 610 842 кв. м с кадастровым номером 34:35:020108:429, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, порядка 1 км на восток от ориентира г. Волжский, ст. Волжский.
ОАО "ВАЗ" на праве собственности принадлежат 38 объектов недвижимости, расположенных на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается представленным в материалы свидетельствами о государственной регистрации права.
ОАО "ВАЗ" обратилось в теруправление с заявлением от 16.07.2014 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 610 842 кв. м с кадастровым номером 34:35:020108:429, на котором имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Теруправление письмом от 20.04.2015 в„– 07/4145 отказало обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Полагая отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ОАО "ВАЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования, исходили из отсутствия у теруправления оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, исходя из следующего.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 в„– 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 2 и пункту 2.2 статьи 3 Закона в„– 137 до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Закона в„– 137, в случаях, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01.07.2012 в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20% (двадцати) кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Теруправление, отказывая ОАО "ВАЗ" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, указало, что на земельном участке кроме объектов, принадлежащих на праве собственности ОАО "ВАЗ", расположены 3 объекта капитального строительства (вытяжная шахта, кирпичное строение КПП, мазутоперекачка цеха тепловодогазоснабжения), на которые документы, подтверждающие право собственности ОАО "ВАЗ", не были представлены; также документов, подтверждающих факт сноса/разборки указанных объектов недвижимости, а также подтверждающих отсутствие права собственности на данные объекты недвижимости каких-либо лиц, не имеется. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположены сооружения (стоянка для автомобилей, внутризаводские дороги, местные проезды, бетонные площадки, открытые склады временного складирования, открытые технологические площадки стационарных печей, открытые технологические склады, открытые склады временного складирования, открытые склады для хранения полевого шпата, открытые склады крупногабаритных грузов, открытые стоянки машин и механизмов, открытые склады под контейнеры), необходимые для функционирования предприятия и созданные в едином комплексе с остальными объектами недвижимости, не являющиеся элементами благоустройства земельного участка, имеющие признаки, позволяющие отнести их к объектам недвижимости, в связи с чем, подлежащие кадастровому учету в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; документы, удостоверяющие права на указанные объекты недвижимости, заявителем не представлены.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о неправомерности отказа теруправления в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности иным лицам, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 06.05.2015 права на объекты капитального строительства (вытяжная шахта, кирпичное строение КПП, мазутоперекачка цеха тепловодогазоснабжения) не зарегистрированы.
Обращаясь в теруправление с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, ОАО "ВАЗ" представило все необходимые документы, в том числе правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права собственности на расположенные на земельном участке объекты.
Принимая во внимание, что сведения о правообладателях 3 (трех) объектов капитального строительства (вытяжная шахта, кирпичное строение КПП, мазутоперекачка цеха тепловодогазоснабжения) и сооружений (стоянка для автомобилей, внутризаводские дороги, местные проезды, бетонные площадки, открытые склады временного складирования, открытые технологические площадки стационарных печей, открытые технологические склады, открытые склады временного складирования, открытые склады для хранения полевого шпата, открытые склады крупногабаритных грузов, открытые стоянки машин и механизмов, открытые склады под контейнеры) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, суды пришли к верному выводу об отсутствии у теруправления правовых оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
Оставляя принятые судебные акты в силе, суд кассационной инстанции исходит из наличия у общества исключительного права приобретения спорного земельного участка в собственность, предусмотренного положением статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а изложенный в резолютивной части способ восстановления нарушенного права не противоречит закону. Кроме того, в настоящее время судебный акт исполнен, договор купли-продажи земельного участка заключен, переход права зарегистрирован.
При таких обстоятельствах, а также с учетом отсутствия в кассационной жалобе доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене принятых судебных актов, последние отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу в„– А12-23882/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА


------------------------------------------------------------------