Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2016 N Ф06-14505/2016 по делу N А06-2114/2016
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда доначислил страховые взносы, ссылаясь на то, что обществом в базу для начисления страховых взносов необоснованно не включены выплаты в виде единовременных пособий при уходе работников на пенсию и материальной помощи в связи с временной нетрудоспособностью и материнством работников.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные выплаты не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 г. в„– Ф06-14505/2016

Дело в„– А06-2114/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2016 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А06-2114/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань", г. Астрахань (ОГРН 1023001538460, ИНН 3006006420) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Астрахани, г. Астрахань (ОГРН 1023000827255, ИНН 3015056724) о признании недействительным решения от 05.10.2015 в„– 040 015 15 РВ 0000335 в части,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Астрахани (далее - УПФР в Кировском районе г. Астрахани, Пенсионный фонд, Управление, орган контроля) от 05.10.2015 в„– 040 015 15 РВ 0000335 в части доначисления страховых взносов за 2013 - 2014 годы по пункту 4.1 решения, начисления пени по пункту 4.3 решения, привлечения к ответственности в виде взыскания финансовых санкций по пункту 4 решения.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2016 требования заявителя удовлетворены. Суд признал решение УПФР в Кировском районе г. Астрахани от 05.10.2015 в„– 040 015 15 РВ 0000335 недействительным в части доначисления страховых взносов в размере 371 966,03 руб., пени в размере 25 740,75 руб., штрафных санкций в размере 23 820,13 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2016 оставлено без изменения.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты полностью и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, УПФР в Кировском районе г. Астрахани проведена выездная проверка ООО "Газпром добыча Астрахань" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам рассмотрения которой органом контроля принято решение в„– 040 015 15 РВ 0000335, которым заявителю доначислены (без учета переплаты в сумме 43 816,46 руб.) страховые взносы в сумме 371 966,03 руб., штраф в размере 20% от неуплаченных страховых взносов в сумме 74 393,21 руб., финансовая санкция в размере 5% от суммы страховых взносов по не представленным в установленные сроки сведениям в сумме 23 820,13 руб., а также пени за несвоевременную уплату доначисленных страховых взносов в сумме 25 740,75 руб.
Не согласившись с решением Управления, ООО "Газпром добыча Астрахань" обратилось с жалобой в вышестоящий орган - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области.
По результатам рассмотрения жалобы решение Управления от 05.10.2015 в„– 040 015 15 РВ 0000335 признано недействительным в части привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных страховых взносов в сумме 74 393,21 руб. В остальной части решение органа контроля оставлено без изменения.
Полагая, что решение УПФР в Кировском районе г. Астрахани от 05.11.2015 в„– 040 015 15 РВ 0000335 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, ООО "Газпром добыча Астрахань" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В ходе проверки органом контроля установлено, что обществом в базу для начисления страховых взносов необоснованно не включены выплаты в виде единовременных пособий лицам, начисленных им после увольнения в связи с уходом на пенсию.На основании данных обстоятельств Управление доначислило заявителю страховые взносы по дополнительному тарифу в сумме 187 752,60 руб., в том числе за 2013 год по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 10.12.2003 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 в„– 173-ФЗ) в сумме 98 455,49 руб., за 2013 год по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 10.12.2003 в„– 173-ФЗ в сумме 52 600,27 руб., за 2014 год по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 1 статьи 58.3 Федерального закона от 10.12.2003 в„– 173-ФЗ, в сумме 18 665,76 руб., за 2014 год по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 10.12.2003 в„– 173-ФЗ, в сумме 18 031,08 руб.
В ходе проверки Управлением также установлено, что в 2012 году ООО "Газпром добыча Астрахань" выплатило работникам материальную помощь в связи с временной нетрудоспособностью и материнством на основании заявлений работников и соответствующего приказа.
Согласно выписке из решения от 10.07.2015 в„– 291 ГУ - Астраханское региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством суммы пособий в размере 24 651,39 руб. за 2012 год.
Орган контроля пришел к выводу, что указанные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, в связи с чем подлежат обложению страховыми взносами.
Суды, исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, установив все фактические обстоятельства по делу, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" (далее - Закон в„– 212-ФЗ), Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, выплаты в виде единовременных пособий при уходе работников на пенсию, материальной помощи в связи временной нетрудоспособностью и материнством на основании заявлений работников являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, связанными с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, и в силу статьи 9 Закона в„– 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Как верно указали суды, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Судами обоснованно отклонен довод Пенсионного фонда о том, что все выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, подлежат обложению страховыми взносами, поскольку предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
С учетом вышеизложенного, поскольку выплаты в виде единовременных пособий лицам, начисленных им после увольнения в связи с уходом на пенсию, а также выплаты в связи с временной нетрудоспособностью и материнством не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), так как в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, а имеют компенсационный характер, они не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В ходе проверки органом контроля обществу доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу за частично проработанное в течение календарного месяца время на видах работ указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в„– 173-ФЗ в размере 177 532,92 руб., в том числе за 2013 год по дополнительному тарифу по ставке 4% за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в„– 173-ФЗ - 165 499,23 руб., за 2013 год по дополнительному тарифу по ставке 2% за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в„– 173-ФЗ - 5339,42 руб. (с учетом зачета излишне начисленных обществом сумм, в расчете учтена взносы в сумме 7016,64 руб.), за 2014 год по дополнительному тарифу по ставке 4% за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в„– 173-ФЗ - 19 050,33 руб.
Таким образом, как установлено судами, Управление произвело доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов-организаций, указанных в частях 1 и 2 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ (в редакции от 25.12.2012, действовавшей в проверяемом периоде) на сумму выплат определенных по расчету проверяющего, как начисленные застрахованным лицам за частично проработанное в течение календарного месяца время на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в„– 173-ФЗ.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что расчет выполнен без учета разницы по уровню оплаты труда по занимаемой должности конкретных работников, фактически при расчете сумм выплат для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу за июнь 2013 года, при наличии всех исходных данных для правильного определения суммы выплаты в лицевом счете, орган контроля произвел расчет по среднедневному заработку из расчета числа рабочих дней, вследствие чего сумма необоснованно завышена на 2318 руб. (17 973 - 15 655), за июль 2013 года - на 2510,26 руб. (151 640,26 - 149 130).
В ходе проверки Управлением установлено непредставление заявителем сведений индивидуального (персонифицированного) учета на 36 человек, в том числе полугодие 2013 года - на 31 человека (начисленные страховые взносы по указанным лицам за последние 3 месяца - 392 272,72 руб.); 9 месяцев 2013 года - на 9 человек (начисленные страховые взносы за последние 3 месяца - 66 199,4 руб.); 2013 год - на 1 человека (начисленные страховые взносы за последние 3 месяца - 66 199,4 руб.).
В соответствии с пунктом 2.6.2.2. "Положения об оплате труда" ООО "Газпром добыча Астрахань" вознаграждение по итогам работы за год может быть выплачено пропорционально отработанному времени работникам, не отработавшим полный календарный год при увольнении работника по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту или по инвалидности.
Поскольку общество не подавало сведения по форме СЗВ-6-4 только в отношении бывших работников ООО "Газпром добыча Астрахань" по выплатам (в период после увольнения в связи с уходом на пенсию) ежемесячных премий, перерасчета среднего заработка, вознаграждения по итогам работы за год. Такие выплаты по каждому лицу превышали предельную величину базы и облагались взносами по ставке 10%.
Как верно указали суды, на момент выплат их получатели не являлись наемными работниками общества, в связи с чем у заявителя отсутствовали основания для подачи сведений по форме СЗВ-6-4 по таким лицам.
Судами также обоснованно учтено, что 05.10.2015 ООО "Газпром добыча Астрахань" телекоммуникационным каналам связи направило индивидуальные сведения персонифицированного учета на данных сотрудников (35 человек), в которых были отображены суммы выплат и иных вознаграждений, входящие в базу для начисления страховых взносов, превышающих предельную.
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные ООО "Газпром добыча Астрахань" требования.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.06.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 по делу в„– А06-2114/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------