По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2016 N Ф06-11686/2016 по делу N А57-25889/2015
Требование: О взыскании убытков в размере выплаченных гражданину денежных средств.
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда указал, что в результате неправомерных действий органа внутренних дел по выдаче гражданину удостоверения инвалида о праве на льготы ему были причинены убытки в размере выплаченных денежных выплат.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания убытков, подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. в„– Ф06-11686/2016
Дело в„– А57-25889/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2016 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при участии представителей:
истца - Тюрлеевой Н.С., доверенность от 01.04.2016,
ответчика - Шпорт О.В., доверенность от 25.07.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016 (судья Игнатьев Д.Ю) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 (председательствующий судья Агибалова Г.И., судьи Грабко О.В., Макаров И.А.)
по делу в„– А57-25889/2015
по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова, г. Саратов, к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, о взыскании 175 681,98 руб., с участием третьего лица - Ч.Н.Н., г. Саратов,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова (далее - УПФР в Заводском районе г. Саратова, истец) с исковым заявлением к Российской Федерации, в лице МВД РФ, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее - ответчик), третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, Ч.Н.Н. (далее - Ч.Н.Н.), о взыскании 175 681,98 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016 с Российской Федерации, в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, за счет средств казны РФ в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова взысканы убытки в размере 175 681 руб. 98 коп.; в иске к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области отказано. Установив, что главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к территориальным органам внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации, материалами дела подтверждается размер причиненных истцу убытков в сумме 175 681 руб., а также то обстоятельство, что ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлено доказательств погашения указанной задолженности в добровольном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований к ответчику.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.
Представитель истца отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г. Саратова полагая, что в результате действий ответчика, выразившихся в неправомерной выдаче Ч.Н.Н. удостоверения инвалида о праве на льготы серия ХIХ в„– 095082 от 03.04.2006, в связи с чем, из федерального бюджета за период с 03.04.2006 по 31.04.2015 произведены необоснованные ежемесячные денежные выплаты на общую сумму 175 681,98 рублей, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В силу пункта 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 в„– 294, в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
Согласно пункту 8 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 в„– 294, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
28 апреля 2006 года Ч.Н.Н., 03.12.1952 года рождения, обратился в УПФР в Заводском районе г. Саратова с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по двум категориям. В подтверждение своего права Ч.Н.Н. представил удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом II группы серии А в„– 013374, выданное УВД Саратовской области 07.07.1995; удостоверение инвалида о праве на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны, серии XIX в„– 095082, выданное ГУВД Саратовской области 03.04.2006.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 в„– 294, статьи 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ, статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 в„– 1244-1, статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ и на основании представленных удостоверений Ч.Н.Н., распоряжением от 13.12.2007 назначена ежемесячная денежная выплата как инвалиду о праве на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны и как перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием.
В период с 01.04.2007 по 01.04.2014 в соответствии с Постановлением Правительства РФ в„– 181 от 27.03.2007, Постановлением Правительства РФ в„– 205 от 25.03.2008, Федеральным законом РФ от 01.03.2008 в„– 18-ФЗ, Постановлением Правительства РФ в„– 248 от 21.03.2009, Федеральным законом РФ от 15.04.2009 в„– 72-ФЗ, Постановлением Правительства РФ в„– 224 от 31.03.2011, Постановлением Правительства РФ в„– 236 от 27.03.2012, Постановлением Правительства РФ в„– 281 от 29.03.2013, Постановлением Правительства РФ в„– 220 от 22.03.2014 были произведены индексации размера ЕДВ.
16.04.2015 в адрес Отделения Пенсионного фонда РФ по Саратовской области поступило уведомление ГУ МВД России по Саратовской области от 07.04.2015, перенаправленное в адрес УПФР в Заводском районе г. Саратова, которым сообщено, что удостоверение инвалида о праве на льготы сер. XIX в„– 095082 от 03.04.2006, выданное Ч.Н.Н., признано недействительным.
На основании уведомления выплата ЕДВ Ч.Н.Н. как инвалиду, имеющему право на льготы, установленные для инвалидов войны, с 01.05.2015 была прекращена. Размер излишне выплаченных сумм ЕДВ, на основании неправомерно выданного ГУ МВД России по Саратовской области удостоверения составил 175 681,98 руб.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности УПФР в Заводском районе г. Саратова наличия совокупности всех элементов, необходимых для взыскания убытков.
Взыскивая указанную сумму с Российской Федерации в лице МВД за счет средств казны Российской Федерации, судебные инстанции правомерно исходили из того, что вред, причиненный незаконными действиями ГУВД, подлежит взысканию с публично-правового образования в лице главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно пунктам 1, 2 Положения "О Пенсионном фонде Российской Федерации", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, при этом денежные средства, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В результате неправомерных действий по выдаче гражданину удостоверения инвалида о праве на льготы, финансово-кредитному учреждению (Пенсионный фонд) причинены убытки в размере выплаченных денежных выплат.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
С учетом положений Федерального закона от 15.08.1996 в„– 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В данном случае получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД, что также подтверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 в„– 145н.
Доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции об отмене обжалуемых судебных актов, данные доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования в суде апелляционной инстанций, суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и дал им оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права.
Нарушений судом норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по делу в„– А57-25889/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.В.ТОПОРОВ
Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
М.М.САБИРОВ
------------------------------------------------------------------