Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.09.2016 N Ф06-12453/2016 по делу N А06-9923/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку новая кадастровая стоимость земельного участка, установленная вступившим в законную силу судебным актом, подлежит применению с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. в„– Ф06-12453/2016

Дело в„– А06-9923/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.
в отсутствие сторон - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АБС"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А06-9923/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБС" (ИНН 3015094511, ОГРН 1113015005025, г. Астрахань) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (ИНН 3015026737, ОГРН 1043000719520, г. Астрахань) о признании недействительным решения от 06.08.2015 в„– 7742 в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АБС" (далее - ООО "АБС", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 06.08.2015 в„– 7742 в части доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2014 год в размере 49 470,0 рублей, начисления пени в размере 3983,38 рублей, предложения налогового органа уплатить доначисленный налог, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражный суд Астраханской области от 09.03.2016, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, требования заявителя были удовлетворены.
Кроме того, суд взыскал с налогового органа расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2016, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, отменено в части признания недействительным решения налогового органа от 06.08.2015 в„– 7742 в части начисления налога в размере 49 470 рублей. В удовлетворении требований общества о признании недействительным решения налогового органа от 06.08.2015 в„– 7742 в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 49 470 рублей отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
ООО "АБС", не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Налоговый орган, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, представленной обществом 03.03.2015 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год составлен акт от 17.06.2015 в„– 28222, и с учетом представленных налогоплательщиком возражений, вынесено решение в„– 7742 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу предложено уплатить в бюджет сумму доначисленного земельного налога в размере 49 470,0 руб., пени в сумме 3983,38 руб.
Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о занижении обществом налоговой базы по земельному налогу, вследствие неправильного применения им при исчислении земельного налога за 2014 год кадастровой стоимости земельного участка, приравненной к рыночной стоимости Арбитражным судом Астраханской области.
Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Астраханской области (далее - Управление).
Решением Управления от 25.09.2015 в„– 211-Н решение инспекции по апелляционной жалобе налогоплательщика оставлено без изменения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Астраханской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое решение инспекции вынесено с нарушением норм действующего налогового законодательства и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество в соответствии со статьей 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.
Заявителю на праве собственности принадлежит 2/3 доли земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7.
Обществом 03.03.2015 представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, в которой налог исчислен в сумме 248 996 руб. следующим образом:
- за 2 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 128 305 руб., исходя из кадастровой стоимости 76 967 879 руб.;
- за 5 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 99 591 руб., исходя из кадастровой стоимости 23 900 000 руб.;
- за 5 месяцев с исчисленной суммой налога в размере 21 100 руб. исходя из кадастровой стоимости 5 063 700 руб.
Оспариваемым решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик исчислил сумму налога не верно, налог исчислен инспекцией на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка следующим образом: исходя из кадастровой стоимости участка - 76 967 879 руб. налог составил - 769 679 руб. (76 967 879 руб. x 2/3 x 1,5%).
С учетом налога, исчисленного самим налогоплательщиком, а также решения налоговой инспекции от 30.03.2015 в„– 7625 по результатам камеральной проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, обществу инспекцией доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 49 470 руб. (769 679 руб. - 248 996 руб. - 471 213 руб.), а также пени в сумме 3983,38 руб.
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Астраханской области утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 25.12.2013 в„– 584-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области" по состоянию на 01.01.2013. Указанное постановление Правительства Астраханской области вступило в силу 10.01.2014.
При этом в соответствии с абзацем 2 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 в„– 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в данной редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Из материалов дела, что обществом за 5 месяцев 2014 года исчислен земельный налог в размере 21 100 руб., исходя из рыночной стоимости земельного участка в сумме 5 063 700 руб., установленной решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.01.2014 по делу в„– А06-9239/2013.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что решением от 16.01.2014 по делу в„– А06-9239/2013 Арбитражный суд Астраханской области обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 76 967 879,39 руб. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 5 063 700 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 9603,89 руб. за квадратный метр на 631,80 руб. в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Вместе с тем, решением от 08.05.2014 Арбитражный суд Астраханской области отменил решение от 16.01.2014 по делу в„– А06-9239/2013 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением от 05.06.2014 по делу в„– А06-9239/2013 Арбитражный суд Астраханской области обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 38 170 703,13 руб. на рыночную стоимость земельного участка в сумме 23 900 000 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка, а также об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в сумме 4762,86 руб. за квадратный метр на 2982,20 руб. Указанное решение вступило в законную силу 06.07.2014.
Сведения об изменении кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 23 900 000 рублей внесены в государственный кадастр недвижимости 23.07.2014, что подтверждается кадастровой справкой от 24.02.2015 и судебными актами по делу в„– А06-5791/2016.
Таким образом, спор по делу в„– А06-9239/2013 был рассмотрен арбитражным судом и по нему вынесен судебный акт до указанного в Федеральном законе от 21.07.2014 в„– 225-ФЗ срока, а, следовательно, предусмотренные в названном Законе изменения не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Судом апелляционной инстанции, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28, правомерно указано, что поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7, подлежит применению для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.08.2014 - с момента внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости
До внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010047:7 в целях налогообложения подлежали применению результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 в„– 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области".
В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года составляла 76 967 879 руб.
Статьей 3 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного Решением Совета муниципального образования "Город Астрахань" от 27.10.2005 в„– 204 для спорного земельного участка установлена налоговая ставка в размере 1.5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что земельный налог за 2014 год для общества подлежит исчислению следующим образом:
- исходя из кадастровой стоимости в размере 76 967 879 руб., установленной постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 в„– 25-П, за 7 месяцев земельный налог составляет: 448 979 руб. (76 967 879 руб. x 2/3 x 1,5% = 769 979 руб. - 12 месяцев; 64 140 руб. x 7 месяцев = 448 979 руб.);
- исходя из кадастровой стоимости 23 900 000 руб., установленной решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2014 по делу в„– А06-9239/2013, за 5 месяцев земельный налог составляет: 99 583 руб. (23 900 000 руб. x 2/3 x 1,5% = 238 999 руб. - 12 месяцев; 19 916 руб. x 5 месяцев = 99 583 руб.). Таким образом, земельный налог за 2014 год составляет 548 562 руб.
Вместе с тем, по итогам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации решением от 30.03.2015 в„– 7625 налогоплательщику был доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 471 213 руб. (при декларировании самим налогоплательщиком налога в сумме 298 466 руб.).
С учетом названного решения в рамках налоговой проверки уточненной налоговой декларации налогоплательщику доначислен земельный налог только в сумме 49 470 руб. (769 679 руб. - 248 996 руб. - 471 213 руб.), а также пени в сумме 3983,38 руб.
Согласно материалам дела решением Арбитражный суд Астраханской области от 09.03.2016 по делу в„– А06-5792/2015, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.03.2016, суд признал решение налогового органа от 30.03.2015 в„– 7625 недействительным в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 471 213 руб., внесены необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Однако постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 решение Арбитражного суда Астраханской области от 09.03.2016 по делу в„– А06-5792/2015 отменено в части признания недействительным решения налогового органа от 30.03.2015 в„– 7625 в части начисления земельного налога за 2014 год в размере 250 096 руб.; в данной части вынесено новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, в рамках дела в„– А06-5792/2015 судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что решением налогового органа от 30.03.2015 в„– 7625 налогоплательщику правомерно доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 250 096 руб.
Суд апелляционной инстанции, исходя из анализа представленных в материалы дела документов, пришел к правомерному выводу, что налогоплательщиком самостоятельно в уточненной налоговой декларации уменьшен и исчислен земельный налог в сумме 248 996 руб., с учетом решения налогового органа от 30.03.2015 в„– 7625 (на основании судебных актов по делу в„– А06-5792/2015), а следовательно, налоговый орган правомерно доначислил к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 49 470 руб. (548 562 руб. - 248 996 руб. - 250 096 руб.).
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением налогоплательщику доначислены пени в сумме 3983,38 руб.
При этом в решении инспекции указано, что недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами; пени рассчитаны по состоянию на дату принятия настоящего решения на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему решению.
Судами установлено, что согласно решению налогового органа от 30.03.2015 в„– 7625 следует, что переплата по земельному налогу за период со сроков уплаты 30.04.2014, 31.07.2014, 31.10.2014, 02.02.2015 по дату решения составляет 521 004 руб., перекрывает сумму доначисленного налога, пени доначислению не подлежат.
В пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что начисление пени без учета состояния расчетов с бюджетом, без учета переплаты на дату уплаты авансовых платежей является неправомерным.
В данном случае переплата в сумме 521 004 руб. перекрывает сумму доначисленного налога как решением инспекции от 30.03.2015 в„– 7625 (с учетом судебных актов по делу в„– А06-5792/2015), так и решением от 06.08.2015 в„– 7742, начисление пени является неправомерным.
Доказательств наличия задолженности по срокам уплаты с учетом указанной переплаты и правомерности начисления пени налоговый орган суду не представил.
При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу, что решение инспекции в части начисления пени является незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о наличии оснований для изменения принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции не нашли своего подтверждения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи, с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2016 по делу в„– А06-9923/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------