Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.10.2016 N Ф06-13667/2016 по делу N А72-9903/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в утверждении схемы расположения земельного участка для строительства производственных объектов и в проведении аукциона по продаже указанного земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что указанный земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей и не свободен от строений, спорный участок расположен на территории запретной зоны.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ соответствует закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2016 г. в„– Ф06-13667/2016

Дело в„– А72-9903/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Мирончева А.В. (доверенность от 04.10.2016),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рада"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.04.2016 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А72-9903/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рада", г. Ульяновск (ОГРН 1057328016129, ИНН 7328502163) к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск (ОГРН 1027301171446 ИНН 7303014573), третьи лица: Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Андреев И.Ю., г. Ульяновск, Андреев О.Ю., г. Ульяновск, Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва, Правительство Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными решений,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рада" (далее - ООО "Компания "Рада", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - Администрация, ответчик), в котором просило, с учетом принятых судом уточнений предмета требований: - признать незаконным отказ Администрации от 18.06.2015 за в„– 10802-01 в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 1 ул. МТС, площадью 2053,0 кв. м для строительства производственных объектов и в проведении аукциона по продаже указанного земельного участка; - обязать Администрацию утвердить схему расположения земельного участка и провести аукцион по продаже земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, 1 ул. МТС, площадью 2053,0 кв. м для строительства производственных объектов.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.04.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Компания "Рада" просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя несоответствием вывод судов материалам дела, нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "Компания "Рада" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "Рада" обратилось с заявлением в Администрацию об утверждении схемы расположения, формирования земельного участка площадью 2053 кв. м, образованного из земель, находящихся в муниципальной собственности, расположенного по адресу: г. Ульяновск Заволжский район, 1 ул. МТС на кадастровом плане территории и проведении аукциона по его продаже.
18 июня 2015 года Администрация письмом за в„– 10802-01 отказала в удовлетворении заявления общества. Отказ мотивирован следующим: земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей: водопровода, канализации; не свободен от строений; в соответствии с картой техногенных и планировочных ограничений Генерального плана г. Ульяновска рассматриваемый земельный участок расположен в запретной зоне спец. объектов: территории оборонно-производственных объектов ВМФ с запретным районом R = 3 км и запретной зоной Я = 400 м. Постановлением Губернатора Ульяновской области от 29.05.2012 в„– 51 сняты границы запретного района войсковой части в„– 34236 R = 3 км, а режим запретной зоны Я = 400 м от территории военных складов сохранен. Испрашиваемый земельный участок по 1 ул. МТС расположен на территории запретной зоны.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 в„– 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила в„– 160).
В силу пункта 2 Правил в„– 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 указанных Правил в„– 160 в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В соответствии с пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 в„– 613 (далее - Методические рекомендации в„– 613), муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
Данные Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований. Рекомендации могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий различных поселений при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.
В силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных (охранных) зон запрещено устройство площадок (детских, отдыха, стоянок автомобилей, установки мусоросборников), возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Исследовав и оценив представленную в материалы дела топографическую съемку масштаба 1:500 (т. 3, л.д. 42), а также схему земельного участка, суд первой инстанции установил, что в границах спорного земельного участка расположены различные инженерные коммуникации, в том числе водопровод, канализация, ЛЭП, теплотрасса, что исключает возможность формирования земельного участка в границах, обозначенных заявителем.
Исходя из фактических обстоятельств дела и с учетом предполагаемого целевого использования испрашиваемого земельного участка (для строительства производственных объектов), учитывая наличие на испрашиваемом земельном участке инженерных коммуникаций: водопровода, канализации, ЛЭП, теплотрассы, что подтверждается материалами дела, суды, руководствуясь положениями указанных норм права, пришли к правильному выводу о наличии объективных препятствий исключающих возможность предоставление испрашиваемого участка для целей строительства производственных объектов.
Согласно действующему земельному законодательству, целью утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка является последующее выполнение кадастровых работ, постановка на кадастровый учет и предоставление сформированного земельного участка заинтересованному лицу.
Утверждение схем земельных участков в границах, в которых они не могут быть использованы по целевому назначению, указанному заявителем, противоречит целям процедур приобретения прав на земельные участки, установленные законодательством.
Судом правильно учтено отсутствие доказательств того, что общество является собственником всех коммуникаций, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка.
Довод ООО "Компания "Рада" о том, что наличие на земельном участке коммуникаций может быть в последующем учтено при выдаче градостроительного плана и разрешения на строительство, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В связи с изложенным, учитывая, что размещение на спорном земельном участке построек в пределах охранной зоны высоковольтной электрической линии, а также теплотрассы, канализации, водопровода само по себе создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, затрудняет доступ к указанным объектам и противоречит целям их охраны, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ в указанной части является законным и обоснованным.
Также судом первой инстанции правильно учтено, что из комиссионного акта обследования спорного земельного участка от 06.11.2015 в„– 1730 по адресу: г. Ульяновск Заволжский район, 1 ул. МТС, южнее дома в„– 12 (т. 1 л.д. 114), составленного в присутствии представителей ООО "Компания "Рада" и Администрации, во исполнение определения суда от 22.10.2015, усматривается, что в настоящий момент на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу расположена огороженная производственная база, технологические и подсобные помещения, используемые ООО "Компания "Рада" для производства дверей. Указанные объекты изготовлены из деревянных конструкций, обшиты металлическим профилем, расположены на бетонных основаниях и/или закреплены с помощью металлических столбов-опор, зафиксированных с помощью крупных металлических болтов-соединений (фото - т. 1, л.д. 115 - 116).
Кроме того, в деле имеется акт от 17.08.2015 в„– 890 осмотра земельного участка по адресу: г. Ульяновск ул. 1 МТС, д. 12 в Заволжском районе, составленный работниками Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, согласно которому: - в соответствии со схемой и карты Яндекс ориентировочно (границы земельного участка на местности не установлены) испрашиваемый земельный участок площадью 2053 кв. м присоединен к территории производственного комплекса по ул. 1 МТС, д. 12 с кадастровым номером 73:24:020905:26 (комплекс, арендованный обществом у Андреева О.Ю). Земельный участок огорожен, на участке, согласно карте, расположены производственные и складские объекты. Общество использует земельный участок ориентировочной площадью 2053 кв. м без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю. Таким образом, общество возвело на испрашиваемом земельном участке строения, ограждение, присоединив, по сути, испрашиваемый земельный участок к смежному земельному участку, на котором расположены арендуемые обществом объекты недвижимости, затем представило ответчику для утверждения схему земельного участка и просило Администрацию провести аукцион по продаже спорного земельного участка с его целевым использованием - для строительства производственных объектов (заявление от 05.06.2015; т. 1, л.д. 104). Общество ссылается на то, что в будущем оно имеет намерение выкупить арендуемые объекты недвижимости, расположенные на смежном земельном участке, и ему нужен дополнительный участок для постройки иных производственных объектов.
Судом первой инстанции правильно указано на то, что правила, позволяющие формировать дополнительные земельные участки по основаниям и в порядке предоставления земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, ЗК РФ не содержит. Судом верно отмечено в решении, что нормами ЗК РФ, а также законодательными актами, принятыми в его развитие, не установлена безусловная обязанность органов местного самоуправления, принять решение о выборе и утверждении схемы расположения земельного участка.
Учитывая, что суды установили фактические обстоятельства спора, оценили имеющиеся в деле доказательства, правильно применили к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2016 по делу в„– А72-9903/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------