По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.05.2016 N Ф06-23352/2015 по делу N А55-12731/2014
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок.
Обстоятельства: Отказ мотивирован наличием противоречий между заявленными Российской Федерацией правами и зарегистрированным правом собственности муниципального образования на нежилое здание , расположенное на данном земельном участке.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в результате разграничения государственной собственности на землю.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. в„– Ф06-23352/2015
Дело в„– А55-12731/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Меняева Д.В. (доверенность от 25.04.2016 в„– 7/39),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-12731/2014
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица: Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница в„– 7", г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением о признании незаконным отказа от 05.03.2014 в„– 01/010/2014-509 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 129 кв. м, разрешенное использование - для гаражей, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Симферопольская, д. 4, кадастровый номер: 63:01:0316007:762 и обязании Управления Росреестра по Самарской области зарегистрировать право Российской Федерации на земельный участок общей площадью 129 кв. м, разрешенное использование - для гаражей, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Симферопольская, д. 4, кадастровый номер: 63:01:0316007:762.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница в„– 7".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области) в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было привлечено к участию в деле в качестве соистца.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015, в удовлетворении требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2015 решение от 15.10.2015 и постановление от 23.01.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении, решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016, заявленные требования были удовлетворены.
Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя, считая доводы жалобы несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на спорном земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, дом 4, общей площадью 129 кв. м с кадастровым номером 63:01:0316007:762 расположен объект недвижимости - нежилое здание (гараж), инв. в„– 1-48179, кадастровый номер 63:01:0316007:1096, площадью 120,2 кв. м.
При этом, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, дом 4, общей площадью 120,2 кв. м, кадастровый номер: 63:01:0316007:1096, отсутствуют.
Согласно выписке от 02.07.2013 в„– 15-07-06/32453 нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, д. 4, общей площадью 120,2 кв. м в реестре муниципального имущества городского округа не учтено (т. 1. л.д. 49).
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в собственности муниципального образования городской округ Самара находится нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, д. 4, общей площадью 55,4 кв. м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.05.2014 в„– 01/016/2014-1582 (т. 1 л.д. 31).
Нежилое здание (гараж), находящееся по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, дом 4, общей площадью 55,4 кв. м, расположено на земельном участке с кадастровым номером: 63:01:031607:0876, площадью 72 кв. м. На указанный земельный участок ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница в„– 7" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы городского округа Самара от 19.11.2008 в„– 1019, что подтверждается свидетельством серии 63-АЛ в„– 335556 от 26.04.2013 (т. 2 л.д. 20).
Из материалов дела также следует, что фактически правомочия пользования и владения объектом недвижимости осуществляет федеральное учреждение, за которым гараж, кадастровый номер 63:01:0316007:1096, площадью 120,2 кв. м, распоряжением от 31.01.2006 в„– 21-р был закреплен на праве оперативного управления.
25 февраля 2014 г. ТУ Росимущества в Самарской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 129 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, р-н Красноглинский, ул. Симферопольская, д. 4, с кадастровым номером: 63:01:0316007:762.
Управление Росреестра по Самарской области 05.03.2014 сообщением в„– 01/010/2014-509 отказало в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 1 л.д. 15 - 18).
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Права на земельные участки определяются правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 30 октября 2001 года.
Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ), а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением ВС РСФСР от 27.12.1991 в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление в„– 3020-1).
В Приложениях в„– в„– 1, 2, 3 к Постановлению в„– 3020-1 закреплены перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
При этом пунктом 1 вышеназванного Постановления в„– 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении в„– 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 5 раздела II Приложения в„– 1 к Постановлению в„– 3020-1 предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы входят в число объектов, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 в„– 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ", начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, созданные до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы как имущественные комплексы с их зданиями, имеющие специальную правоспособность, являлись обладателями прав хозяйственного ведения и оперативного управления на то имущество, которое они использовали в своей специальной деятельности.
В статье 48 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что помещения, здания и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности, передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судами установлено, что заявитель в соответствии с уставом является некоммерческой бюджетной организацией - "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" и входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих Госсанэпиднадзор (пункты 1, 7, 8 Устава), имеет обособленное имущество на праве оперативного управления (пункт 6 Устава).
Учитывая, что земельный участок земельный участок площадью общей площадью 129 кв. м, расположенный: г. Самара, р-н Красноглинский, ул. Симферопольская, д. 4, с кадастровым номером: 63:01:0316007:762 был предоставлен ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" на праве постоянного (бессрочного) пользования, данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство от 23.05.2013 серия 63-АЛ в„– 336663) и не прекращено, суды обоснованно применили указанные выше нормы права и признали отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный участок на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" незаконным.
Ссылка заявителя жалобы, что на момент принятия обжалуемого отказа на расположенный на спорном земельном участке объект недвижимости было зарегистрировано право собственности Самарской области, судами первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка. Суды указали, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, возникшего в результате разграничения государственной собственности на землю (абзац 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 12.08.2015 по делу в„– А55-7481/2015 удовлетворены требования учреждения и ТУ Росимущества в Самарской области о признании права собственности на нежилое здание площадью 120,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, д. 4.
Суды также учли, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 в„– 11276/09 по делу в„– А40-49619/07-12-289, не может быть отказано в регистрации права государственной собственности на участок лишь на том основании, что на нем находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности различным публично-правовым образованиям.
В настоящее время судами установлено и материалами дела подтверждено право собственности Российской Федерации на объект недвижимости, отнесенного к федеральному уровню собственности.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 по делу в„– А55-12731/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
------------------------------------------------------------------