Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.07.2016 N Ф06-10790/2016 по делу N А06-10051/2015
Требование: Об отмене решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал общество, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по техобслуживанию газопроводов, нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с отключением объекта от газотранспортной системы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2016 г. в„– Ф06-10790/2016

Дело в„– А06-10051/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Попова Ю.Ю. (доверенность от 12.07.2016),
ответчика - Нургалиева Т.Р. (доверенность от 12.01.2016),
заинтересованного лица - Белоусова Владислава Вячеславовича (паспорт),
в отсутствие представителей: ООО "Каспий Ритейл", ООО "Коммерческая фирма "Росита" - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханьгазсервис"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу в„– А06-10051/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханьгазсервис", г. Астрахань (ИНН 3017003100) о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30.09.2015 по делу в„– 42-К-03-15, с участием заинтересованных лиц: Белоусова Владислава Вячеславовича, г. Астрахань, общества с ограниченной ответственностью "Каспий Ритейл", г. Астрахань, общества с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма "Росита", г. Астрахань,

установил:

открытое акционерное общество "Астраханьгазсервис" (далее - ОАО "Астраханьгазсервис", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, Управление, антимонопольный орган) от 30.09.2015 по делу в„– 42-К-03-15.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Белоусов Владислав Вячеславович, общество с ограниченной ответственностью "Каспий Ритейл", общество с ограниченной ответственностью "Коммерческая фирма "Росита".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Астраханьгазсервис".
В кассационной жалобе ОАО "Астраханьгазсервис" с принятыми по делу постановлением апелляционного суда не согласилось, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом заявитель полагает, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что спорное газовое оборудование было отключено обществом от газоснабжения на основании неоднократных заявлений об отключении, направленных в адрес ОАО "Астраханьгазсервис" собственником - ООО "Каспий Ритейл". По мнению заявителя, в рассматриваемом случае Белоусов В.В. не является организацией-потребителем прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которой может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинским учреждением, организацией связи, объектом жилищно-коммунального хозяйства, объектом вентиляции, водоотлива и основным подъемным устройством угольных и горно-рудных организаций.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Каспий Ритейл" поддержало доводы заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
УФАС по Астраханской области, Белоусов Владислав Вячеславович в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят обжалованное обществом постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей ООО "Каспий Ритейл", ООО "Коммерческая фирма "Росита", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Астраханской области 01.04.2015 поступила жалоба ИП Белоусова В.В. о нарушении ОАО "Астраханьгазсервис" антимонопольного законодательства, выразившемся в отключении объекта газораспределительного понижающего шкафа (далее - ГРПШ), расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы вынесены: решение от 30.09.2015 в„– 42-К-03-15 о признании ОАО "Астраханьгазсервис" доминирующим на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани Астраханской области с долей более 50%, а также нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135 ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг и предписание от 30.09.2015 о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани Астраханской области в виде отключения здания автосервиса по адресу ул. Боевая, 132 от газотранспортной системы, а именно, произвести подключение автосервиса, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132 к газотранспортной системе.
Не согласившись с указанным решением и предписанием, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества нарушений антимонопольного законодательства, поскольку отключение ГРПШ осуществлено в связи с обращением собственника устройства - ООО "Каспий Ритейл". ОАО "Астраханьгазсервис" не осуществляет подачу газа Белоусову В.В. и ООО КФ "Росита".
Апелляционная инстанция, оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, обоснованно посчитала выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права по следующим основаниям.
При рассмотрении спора судами установлено, что ИП Белоусов В.В. владеет на праве собственности объектом - зданием автосервиса (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2008 30 АА 216204).
Здание автосервиса, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, было опосредовано присоединено к газотранспортной системе через ГРПШ, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер "А".
Проект на газификацию зданий, принадлежащих Белоусову В.В., ООО КФ "Росита", утвержден ОАО "Астраханьгазсервис" в установленном законном порядке, а также согласован с собственником ГРПШ - гр. Цанцаровым М.В. Проект содержит схемы подключения и расположения газопровода и технические условия подключения здания Белоусова В.В. к газопроводу высокого давления, принадлежащему обществу.
Согласно техническим условиям на газификацию в„– 03-14/220 ОАО "Астраханьгазсервис" определена точка врезки - "Подключение к действующему надземному газопроводу Д-57мм низкого давления на выходе из ГРПШ гр. Цанцарова М.В.". Схема расположения газопровода (ген. план участка с газопроводом М 1:500) также согласована с заявителем.
Между ИП Белоусовым В.В. и ОАО "Астраханьгазсервис" 01.01.2009 заключен договор на техническое обслуживание наружных газопроводов и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования (далее - договор на техническое обслуживание).
ИП Белоусов В.В. 02.11.2012 заключил с ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" договор поставки газа в„– 04-5-1086/1ЗБ на объект, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132.
Таким образом, спорный ГРПШ подключен к участку газораспределительных сетей, принадлежащих ОАО "Астраханьгазсервис", а именно к газопроводу высокого давления, проходящего по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая 132, литер А.
В здание, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, стр. 2, принадлежащее ИП Белоусову В.В., 05.02.2015 была прекращена поставка газа.
При рассмотрении антимонопольного дела Управлением было установлено, что отключение объекта, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, от газотранспортной системы произошло в результате исполнения ОАО "Астраханьгазсервис" заявки ООО "Каспий Ритейл" на отключение ГРПШ, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 132, литер "А" от газотранспортной системы.
Оспариваемым решением антимонопольного органа ОАО "Астраханьгазсервис" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани в виде отключения здания автосервиса, расположенного по адресу г. Астрахань, ул. Боевая, 132 от газотранспортной системы.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
По результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг по эксплуатации, ремонту и техобслуживанию газовых сетей (газопроводов) и сооружений на них, внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования на территории г. Астрахани Астраханской области УФАС по Астраханской области было установлено, что ОАО "Астраханьгазсервис" на указанном рынке занимает доминирующее положение с долей более 50%.
В силу Положения об обеспечении доступа организаций к местным распределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 в„– 1370, право собственности на участок местной газораспределительной сети обременено обязанностью обеспечить доступ иных организаций к пользованию такой сетью при условии наличия свободных мощностей. При этом под свободной мощностью местной газораспределительной сети понимается технически возможная мощность сети по приему и транспортировке газа за вычетом объемов транспортировки газа, осуществляемой по действующим в соответствующий период времени договорам.
Следовательно, как обоснованно указано апелляционным судом, собственник газораспределительной сети не может отказать в доступе к указанной сети путем транспортировки по ней газа, предназначенного потребителям, при наличии технической возможности.
В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 в„– 1 предусматривает возможность отключения подачи газа организациям потребителям при неоплате поданных ресурсов.
Согласно акту сверки расчетов от 22.10.2014, составленному между ИП Белоусовым В.В. и ОАО "Астраханьгазсервис", задолженность услуг по обслуживанию данного газопровода отсутствует. Задолженность по оплате за поставленный ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань" газ также отсутствует.
Согласно пункту 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 в„– 542 (далее - Правила в„– 542), организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления.
Как указано выше, ОАО "Астраханьгазсервис" отключило подачу газа на объекты ИП Белоусова В.В. не в связи с отсутствием свободных мощностей и не за неуплату за поставленный газ, а по заявлению ООО "Каспий Ритейл".
При этом, на момент отключения ГРПШ ОАО "Астраханьгазсервис" было известно, что через данный ГРПШ к его сетям подключены объекты Белоусова В.В. и других организаций, поскольку обществом были выданы технические условия и заключены договоры на обслуживание сетей и ГРПШ.
Таким образом, с учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что действия ОАО "Астраханьгазсервис", выразившиеся в отключении здания, принадлежащего ИП Белоусову В.В., от газотранспортной системы вследствие незаконного исполнения заявки ООО "Каспий Ритейл" нарушают пункт 9 Правил в„– 542 и пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 в„– 1, статью 27 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
При этом апелляционный суд обоснованно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае, ОАО "Астраханьгазсервис", выполняя заявку ООО "Каспий Ритейл" по отключению ГРПШ, и зная о том, что через данный ГРПШ к его сетям подключены объекты Белоусова В.В. и других организаций, допустило нарушение интересов Белоусова В.В. и иных лиц, подключенных к указанному ГРПШ, в связи с чем у антимонопольного органа имелись законные основания для квалификации действий ОАО "Астраханьгазсервис" по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А06-10051/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------