По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2016 N Ф06-5562/2016 по делу N А65-11726/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, размер штрафа снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. в„– Ф06-5562/2016
Дело в„– А65-11726/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Сафина Н.Н.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества "Азтрубстрой" - Гайсина И.М., директора, Закиевой И.М., доверенность от 16.06.2015,
Центрального банка Российской Федерации - Галева М.Н., доверенность от 13.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Азтрубстрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу в„– А65-11726/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Азтрубстрой" (ОГРН 1001601569848, ИНН 1643002694), Республика Татарстан, г. Азнакаево, к отделению Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2015 в„– Т492-17-3-7/17631 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
открытое акционерное общество "Азтрубстрой" (далее - ОАО "Азтрубстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления отделения Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган) о наложении штрафа в размере 500 000 руб. по делу об административном правонарушении от 28.04.2015 за в„– Т492-17-3-7/17631 по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с пропуском срока привлечения к административной ответственности и об освобождении от назначенного наказания
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015 постановление административного органа от 28.04.2015 в„– Т492-17-3-7/17631 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ на ОАО "Азтрубстрой" в виде штрафа в размере 500 000 руб. изменено на штраф в размере 250 000 руб. При этом суд первой инстанции снизил назначенное административным органом наказание на основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015 отменено, в удовлетворении заявления ОАО "Азтрубстрой" отказано.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о причинении заявителю неблагоприятных последствий для его финансового и имущественного положения взысканием штрафа в размере 500 000 руб.
В кассационной жалобе ОАО "Азтрубстрой" ставит вопрос об отмене постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015, указывая, что для снижения штрафа в порядке части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в суд первой инстанции в качестве доказательств неблагоприятно влияющих на осуществление хозяйственной деятельности акционерным обществом были представлены все необходимые документы, а именно: штатное расписание работников, а также сведения о фонде заработной платы, и просит оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015.
Законность постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная инстанция приходит к выводу об его отмене и оставлении в силе решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015 в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в отношении заявителя 14.04.2015 административным органом был составлен протокол в„– 12-1-8/15739 об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва.
Административным органом был осуществлен мониторинг раскрытия эмитентами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) и в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее - лента новостей), текста списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года и сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года.
В результате мониторинга установлено, что ОАО "Азтрубстрой" нарушены требования разделов 8.5 и 8.7 главы VIII Положения о раскрытии информации, а именно общество не раскрыло информацию об аффилированных лицах за III квартал 2014 года в сети Интернет и сообщение о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года в ленте новостей и сети Интернет, следовательно, общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к тексту списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года и к тексту сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года.
Предписанием от 22.01.2015 в„– 12-1-9/1881 заявителю в срок до 27.02.2015 предписывалось: 1) принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и об акционерных обществах; 2) опубликовать и обеспечить доступ на странице в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации, к списку аффилированных лиц за III квартал 2014 года, оформленному согласно пункту 8.5.2 раздела 8.5 главы VIII Положения в„– 11-46/пз-н, и к тексту сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за III квартал 2014 года, оформленному согласно пункту 8.7.3 раздела 8.7 главы VIII Положения в„– 11-46/пз-н и пункту 1.11 раздела 1 главы 1 Положения о раскрытии информации; 3) установить лиц, виновных в совершении выявленного нарушения, принять в отношении данных лиц меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними (локальными) документами общества и трудовым законодательством Российской Федерации; 4) в вышеуказанный срок представить в отделение - НБ Республика Татарстан подробную информацию об исполнении предписания и принятых мерах по устранению указанных нарушений, а также документы, подтверждающие принятые меры.
Кроме того, на странице в сети Интернет ОАО "Азтрубстрой" опубликована вводящая в заблуждение информации, а именно: в списке аффилированных лиц за 3 квартал 2014 года содержится текст списка аффилированных лиц ОАО "Азтрубстрой" по состоянию на 31 декабря 2014 года (за 4 квартал 2014 года), а текст списка аффилированных лиц ОАО "Азтрубстрой" по состоянию на 30.09.2014 (за 3 квартал 2014 года) содержится в списке аффилированных лиц за 2 квартал 2014 года.
В установленные сроки предписание в полном объеме исполнено не было.
В связи с вышеуказанными нарушениями административным органом вынесено постановление в„– Т492-17-3-7/17631 от 28.04.2015 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде назначения штрафа в размере 500 000 руб.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ОАО "Азтрубстрой" имело возможность исполнить предписание ГУ Банка России по ЦФО в установленный срок, что сделано не было.
Вина ОАО "Азтрубстрой" в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14.04.2015 в„– 12-1-8/15739 и другими материалами дела.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу о формальном наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Суд первой инстанции посчитал возможным снизить назначенное административным органом наказание с 500 000 руб. до 250 000 руб. на основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в размере 500 000 руб. приведет к неблагоприятным последствиям для его финансового и имущественного положения, может ухудшить осуществление им хозяйственной деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к обратному выводу, указав, что в рассматриваемом случае не установлено исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями. Доказательств устранения нарушения (надлежащего исполнений всех требований предписания административного органа) в материалы дела не представлено. Отсутствуют в материалах дела и документы, которые бы характеризовали имущественное и финансовое положение ОАО "Азтрубстрой". Суд апелляционной инстанции предлагал обществу представить такие документы, однако ОАО "Азтрубстрой" не отреагировало на данное предложение суда.
Кроме того, документами, которые бы указывали на финансово-экономическое положение ОАО "Азтрубстрой" и с очевидностью свидетельствовали об избыточном ограничении прав данного юридического лица в результате назначения административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб., суд первой инстанции при снижении размера штрафа не располагал.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Федеральным законом от 31.12.2014 в„– 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 2.2, 2.3, 3.2, 3.3.
В соответствии с вышеуказанными частями 2.2, 2.3, 3.2, 3 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Соблюдение этих вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов (п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 в„– 4-П).
Отсутствие негативных последствий правонарушения, указывает на наличие одного из оснований для снижения штрафа, прямо предусмотренных как постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 в„– 4-П, так и частями 3.2 - 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, устанавливающими возможность снижения штрафа в связи с отсутствием неблагоприятных последствий совершенного нарушения.
Как видно из материалов дела, уменьшая размер назначенного штрафа в два раза, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в размере 500 000 руб. приведет к неблагоприятным последствиям для его финансового и имущественного положения, что взыскание штрафа в таком размере может повлиять неблагоприятно на возможность осуществления им хозяйственной деятельности. Суд первой инстанции принял во внимание обстоятельство того, что допущенное заявителем правонарушение не повлекло за собой существенного ограничения прав акционеров ОАО "Азтрубстрой" на получение интересующих его сведений о деятельности заявителя. При этом, несмотря на формальное наличие в действиях (бездействии) заявителя вменяемого ему в вину правонарушения, оно не является грубым нарушением прав и законных интересов акционера общества, не носит неустранимого характера.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, в том числе непредставление административным органом доказательств того, что отсутствием в установленный срок вышеуказанных документов Общество причинило организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за деятельностью Общества, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что назначенный административный штраф в размере 500 000 руб. не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи подлежит уменьшению.
При этом ОАО "Азтрубстрой" в качестве доказательств, свидетельствующих о том, что взыскание штрафа в размере 500 000 руб. приведет к неблагоприятным последствиям для его финансового и имущественного положения и может повлиять на осуществление хозяйственной деятельности акционерным обществом были представлены штатное расписание работников, а также сведения о фонде заработной платы.
Так в материалах дела (л.д. 55 - 63) имеются декларации, поданные акционерным обществом в пенсионный фонд с указанием фонда заработной платы за 2010 - 2014 г.г., согласно которых ежемесячный размер составляет менее 250 000 руб.
Следовательно, ссылка суда первой инстанции в обоснование уменьшения размера на обстоятельство того, что заявителем представлены доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в размере 500 000 руб. приведет к неблагоприятным последствиям для его финансового и имущественного положения, может повлиять неблагоприятно на возможность осуществления им хозяйственной деятельности соответствует материалам дела и нормам права.
Однако суд апелляционной инстанции, откладывая судебное разбирательство определением от 28.09.2015, затребовал ОАО "Азтрубстрой" представить документы подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, являющихся основанием для снижения размера штрафа, в том числе отсутствие негативных последствий правонарушения, сложное имущественное и финансовое положения общества.
При этом суд апелляционной инстанции не дал оценки тем документам, которые имеются в материалах дела, и не опроверг выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом статьи 71 АПК РФ, а также конкретных обстоятельств дела пришел к правомерному выводу, что назначенный административный штраф в размере 500 000 руб. не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем правомерно снизил его в два раза.
При таких обстоятельствах дела решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015 является законным и у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 по делу в„– А65-11726/2015 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
М.А.САВКИНА
Н.Н.САФИН
------------------------------------------------------------------