По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2016 N Ф06-7422/2016 по делу N А55-12400/2015
Требование: О признании незаконной программы контроля состава и свойств сточных вод в части включения учреждения в состав абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Обстоятельства: Учреждение здравоохранения полагало, что его включение в программу контроля состава и свойств сточных вод было произведено незаконно.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждение здравоохранения относится к категории абонентов, которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. в„– Ф06-7422/2016
Дело в„– А55-12400/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Богорадниковой О.А., по доверенности от 31.03.2015 в„– 17, Игольниковой Л.С., по доверенности от 03.02.2014 в„– 8,
ответчика - Горохова С.А., по доверенности от 21.03.2014, Борисенко Е.С., по доверенности от 27.01.2014 в„– 96,
третьих лиц - Министерства здравоохранения Самарской области - Берман И.Я., по доверенности от 15.06.2015 в„– 19, от ТФОМС по Самарской области - Сомова А.Б., по доверенности от 11.01.2016 в„– 11/05,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи: Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу в„– А55-12400/2015
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И.Пирогова", г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", г. Самара, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области, г. Самара, с участием в деле третьих лиц: Министерства здравоохранения Самарской области, г. Самара, ТФОМС по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным ненормативного акта,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница в„– 1 имени Н.И.Пирогова" (далее - ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.ирогова", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконной Программу контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами на 2014-2016 годы, утвержденную 09.12.2013 обществом с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС", общество) и согласованную Управлением Росприроднадзора по Самарской области (далее - Управление Росприроднадзора), в части включения в состав абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015, решение суда первой инстанции от 10.08.2015 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Заявленные требования ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ООО "СКС" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" в отзывах в„– 1 и в„– 2 на кассационную жалобу просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СКС" 09.12.2013 утверждена Программа контроля состава и свойств сгонных вод, отводимых абонентами, на 2014 - 2016 годы (далее - Программа), которая согласована с Управлением Росприроднадзора (письмо от 27.11.2013 в„– 06-05/6988).
В Программу в качестве абонента, для объектов которого установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов включено ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова".
Посчитав включение ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" в Программу незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на основании статьи 27 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон в„– 416-ФЗ) было принято постановление Правительства РФ от 18.03.2013 в„– 230 "О категориях абонентов, для объектов, которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", которым определено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб. м в сутки.
ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" является юридическим лицом, среднесуточный объем отводимых сточных вод с объектов Заявителя составляет более 200 куб. м в сутки, поэтому заявитель относится к категории абонентов, которым устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
При этом судом указано, что непосредственно Программа на 2014 - 2016 годы не налагает на ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" каких-либо обязанностей.
Все перечисленные заявителем обязанности возникают у него с момента заключения договора в силу прямого указания законодательных и иных нормативных актов.
Статус абонента приобретается водопользователем с момента заключения договора водоснабжения, что следует из понятия "абонент", содержащегося в пункте 1 статьи 2 Федерального закона в„– 416-ФЗ.
Поскольку, на момент рассмотрения дела, договоры водоснабжения на 2015, 2016 годы не заключены, то у заявителя на данный момент отсутствует статус абонента до момента фактического заключения договора водоснабжения, Программа в оспариваемой части не ущемляет прав и законных интересов заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что включение ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" в Программу не соответствует положениям законодательства и нарушает его права и законные интересы. По мнению суда это влечет за собой необоснованный контроль со стороны уполномоченных органов и организаций, возлагая при этом дополнительную финансовую нагрузку на больницу.
В обоснование своего вывода суд апелляционной инстанции ссылается на то, что заявитель не относится к категории абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ по следующим основаниям: заявитель обладает статусом медицинского учреждения, согласно устава которого основной целью деятельности является обеспечение прав граждан на медицинскую помощь; отказ в медицинской помощи не допускается; деятельность пищеблока нельзя расценивать как деятельность по производству и переработке продукции, поскольку эта деятельность является частью медицинской деятельности; заявитель не может самостоятельно регулировать поток пациентов.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы суда апелляционной инстанции противоречат нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон в„– 416-ФЗ) абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что заявитель является абонентом ООО "СКС". Также заявитель подтверждает свою обязанность заключить договор на холодное водоснабжение водоотведение с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона в„– 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
Таким образом, указанный договор является обязательным для ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова". Факт не заключения договора в данном случае не играет правовой роли, ибо факт отведения сточных вод в канализационные сети истцом подтвержден и не оспаривается.
Поскольку, заявитель является абонентом ООО "СКС", следовательно, обладает всеми правами и несет ответственность за исполнение обязанностей предусмотренных нормами действующего законодательства.В соответствии с подпунктом п) пункта 26 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 (далее - Правила в„– 644) абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
На основании подпункта и) Правил в„– 644, абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствии с подпунктами в), г) пункта 36 Правил в„– 644 организация ВКХ имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс загрязняющих веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Таким образом, с момента вступления в силу Правил в„– 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод, все абоненты вне зависимости от организационно-правовой формы и статуса обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Согласно пункту 111 Правил в„– 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 113 Правил в„– 644 установлено, что сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно Приложению в„– 2 и вещества, запрещенные к применению в РФ, в том числе ратифицированными РФ международными нормативными правовыми актами.
Пунктом в„– 114 Правил в„– 644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением в„– 3.
Приложением в„– 3 к Правилам в„– 644 утверждены нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Статьей 30 Федерального закона в„– 416-ФЗ предусмотрено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 "Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 в„– 525 (далее - Правила в„– 525) Программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальный орган).
Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет.
Пунктом 5. Правил в„– 525 установлено, что Программа контроля состава и свойств сточных вод включает: перечень абонентов; указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод; указание мест отбора проб сточных вод.
Статья 27 Федерального закона в„– 416-ФЗ предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 в„– 230 "О категориях абонентов, для объектов, которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов", определено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся абоненты, юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Кроме того, в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.06.2015 в„– ОД-08-02-31/9492 указано на то, что в соответствии с Постановлением нормированию подлежат абоненты, для которых выполняются все условия одновременно, независимо от категории отводимых (принимаемых) сточных вод.
В постановлении суда апелляционной инстанции сделан вывод о том, что включение ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" в Программу контроля состава и свойств сточных вод не соответствует положениям законодательства и нарушает права и законные интересы учреждения. Аргументом такого вывода является тот факт, что по мнению суда, это влечет за собой необоснованный контроль со стороны уполномоченных органов и организаций, возлагая при этом дополнительную финансовую нагрузку на больницу.
Данный вывод не соответствует нормам действующего законодательства.
В соответствии сс статьей 2 Федерального закона в„– 416-ФЗ абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 61. Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 в„– 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Тем самым, действующим федеральным законодательством установлено, что в отношении юридических лиц, обладающих статусом абонента (заявитель данный факт не оспаривает), вне зависимости от включения их в Программу контроля состава и свойств сточных вод, а также от отнесения их к нормируемым абонентам в соответствии положениями Постановления Правительства в„– 230, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, которые указанные лица обязаны соблюдать.
Таким нормативным актом на территории г.о. Самара является Постановление администрации г.о. Самара от 09.12.2009 в„– 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) сточных вод для абонентов МП г. Самары "Самараводоканал", сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 в„– 58 утвержден СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее по тексту - СанПиН 2,1.3.2630-10).
В соответствии с пунктом 1.2. СанПиН 2,1.3.2630-10 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
Согласно пункту 5.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 очистка и обеззараживание сточных вод от лечебно-профилактических организаций должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод.
В силу Пункта 5.3. указанного нормативного акта, для очистки производственных сточных вод из здания пищеблока в больницах на 500 коек и более, следует предусмотреть установку (вне здания) жироуловителей.
Тем самым, выводы суда апелляционной инстанции о том, что включение заявителя в программу контроля возлагает дополнительную финансовую нагрузку на медицинское учреждение, не соответствуют нормам действующего законодательства.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что включение заявителя в программу контроля состава и свойств сточных вод налагает на него дополнительные обязанности, в частности по подаче декларации о составе и свойствах сточных вод, а также по устройству очистных сооружений, не соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 5 Правил в„– 525, Программа контроля состава и свойств сточных вод, включает в себя: перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов; указание периодичности планового контроля абонентов и основания для проведения внепланового контроля; указание мест отбора проб сточных вод.
ГБУЗ "СГКБ в„– 1 им. Н.И.Пирогова" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконной Программы контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, на 2014 - 2016 годы в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности; создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в„– 6, Пленума ВАС РФ в„– 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции, в постановлении от 21.12.2015 не указал, какие именно права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушаются в связи с утверждением Программы контроля состава и свойств сточных вод, какие препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности создаются, и какие обязанности на них незаконно возлагает указанная Программа.
При указанных обстоятельствах, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.12.2015 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2015 оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу в„– А55-12400/2015 отменить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
------------------------------------------------------------------