По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2016 N Ф06-15721/2016 по делу N А65-31348/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал действия органа местного самоуправления и общества, выразившиеся в осуществлении согласованных действий с целью получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств обществу, выполняющему работы по муниципальному контракту, нарушающими антимонопольное законодательство.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушений процедуры и порядка проведения аукциона на право заключения муниципального контракта и наличия ограничивающего конкуренцию соглашения либо согласованных действий не установлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 г. в„– Ф06-15721/2016
Дело в„– А65-31348/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Камалутдинова А.Р., доверенность от 11.08.2016 в„– АГ-02/11201,
в отсутствие иных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2016 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., Попова Е.Г.)
по делу в„– А65-31348/2015
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, п.г.т. Камские Поляны (ИНН: 1651045035) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, (ИНН: 1644036551, ОГРН: 1061644004487) о признании недействительным решения,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камстройпроект-НК", п.г.т. Камские Поляны, (ИНН: 1651058235, ОГРН: 1091651002265) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (ИНН: 1644036551, ОГРН: 1061644004487) о признании незаконным постановления,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет МО п.г.т. Камские Поляны) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление, антимонопольный орган) от 22.09.2015 по делу в„– 06-160/2015. Делу присвоен номер А 65-31348/2015.
Общество с ограниченной ответственностью "Камстройпроект-НК" (далее - ООО "Камстройпроект-НК") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 24.12.2015 по делу в„– 06-1545/2015. Делу присвоен номер А65-641/2016.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.04.2016, вышеуказанные заявления объединены для совместного рассмотрения в одно производство с присвоением объединенному делу в„– А65-31348/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016, заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Исполнительный комитет МО п.г.т. Камские Поляны, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес антимонопольного органа поступили материалы работы Комиссии республиканской экспертной группы по вопросам противодействия коррупции в Нижнекамском муниципальном районе Республики Татарстан в 2015 году, что явилось основанием для вынесения руководителем Управления приказа от 05.06.2015 в„– 01/333-к о возбуждении дела в„– 06-160/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом МО п.г.т. Камские Поляны и ООО "Камстройпроект-НК" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения указанного дела антимонопольный орган принял решение от 22.09.2015 по делу в„– 06-160/2015, которым признал Исполнительный комитет МО п.г.т. Камские Поляны и ООО "Камстройпроект-НК" нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, в части осуществления согласованных действий, с целью получения финансирования из бюджета и передачи денежных средств лицу, выполняющему работы согласно муниципальному контракту, а также в части осуществления согласованных действий с целью проведения аукционов на выполнение работ в пользу предварительно определенного лица, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, усмотрев в действиях ООО "Камстройпроект-НК" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, Управление 30.11.2015 составило в отношении него протокол об административном правонарушении в„– 06-1545/2015, и постановлением от 24.12.2015 привлекло общество к административной ответственности на основании данной нормы с назначением наказания в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Исполнительный комитет МО п.г.т. Камские Поляны и ООО "Камстройпроект-НК" в Арбитражный суд Республики Татарстан с соответствующими заявлениями.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из следующего.
Соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 части 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашения между указанными лицами или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашения или согласованных действий.
Из материалов дела следует, что нарушений процедуры и порядка проведения аукционов на выполнение работ, которые могли бы свидетельствовать о совершении действий, направленных на ограничение конкуренции организаторами аукциона, антимонопольным органом не установлены.
В установленном законом порядке указанные муниципальные контракты недействительными признаны не были.
Судами правомерно отмечено, что, что факт заключения муниципальных контрактов на выполнение работ сам по себе не может свидетельствовать о нарушении сторонами статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий, запрещенных этой нормой.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу, что в рассматриваемом случае антимонопольный орган лишь констатировал факт заключения данных муниципальных контрактов на выполнение работ, каких-либо иных выводов о наличии между Исполнительный комитет МО п.г.т. Камские Поляны и ООО "Камстройпроект-НК" соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Закона о защите конкуренции, в решении не приведено и доказательства таких обстоятельств не представлены.
При указанных обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что Исполнительный комитет МО п.г.т. Камские Поляны и ООО "Камстройпроект-НК" совершались какие-либо согласованные действия, направленные на ограничение конкуренции, и правомерно признали недействительным решение антимонопольного органа от 22.09.2015 по делу в„– 06-160/2015.
Кроме того, привлекая ООО "Камстройпроект-НК" к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, антимонопольный орган исходил из доказанности события административного правонарушения, квалифицировав действия Общества по заключению с Исполнительным комитетом МО п.г.т. Камские Поляны антиконкурентного соглашения как нарушающие антимонопольное законодательство.
Вместе с тем, признание недействительным решения антимонопольного органа свидетельствует о незаконности постановления, поскольку оспариваемое постановление от 24.12.2015 по делу об административном правонарушении было основано на решении от 22.09.2015 по делу в„– 06-160/2015, следовательно постановление Управления от 24.12.2015 по делу в„– А06-1545/2015 в отношении ООО "Камстройпроект-НК" является незаконным.
При указанных обстоятельства, суды обоснованно удовлетворили заявленные Исполнительным комитетом МО п.г.т. Камские Поляны и ООО "Камстройпроект-НК" требования в полном объеме.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2016 по делу в„– А65-31348/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
------------------------------------------------------------------