По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016 N Ф06-3049/2015 по делу N А06-2205/2014
Требование: О расторжении государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд, взыскании пеней за просрочку исполнения обязательств по контракту.
Обстоятельства: Заказчик указал, что исполнитель нарушил сроки исполнения обязательств по контракту. Исполнитель считал, что заказчик должен оплатить оказанные услуги. Встречное требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на оказание услуг для государственных нужд.
Решение: Основное требование удовлетворено в части, в удовлетворении встречного требования отказано, поскольку нарушение исполнителем взятых на себя обязательств, выразившееся в нарушении сроков выполнения работ и непредставлении качественного результата работ заказчику, подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. в„– Ф06-3049/2015
Дело в„– А06-2205/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
ответчика - Власова А.Д., директор, паспорт <...>, выдан <...>,
в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.04.2015 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу в„– А06-2205/2014
по исковому заявлению Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, г. Астрахань, (ОГРН 1093015001375, ИНН 3015086479) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ", пгт. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области, (ОГРН 1025402467452, ИНН 5406148110) о расторжении государственного контракта, взыскании 12 947 руб. 21 коп.,
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ", пгт. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области, (ОГРН 1025402467452, ИНН 5406148110) к Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области, г. Астрахань, (ОГРН 1093015001375, ИНН 3015086479) о взыскании 511 747 руб. 41 коп.,
установил:
Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ" (далее - ответчик, ООО "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ") о расторжении государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд Астраханской области от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03, взыскании 68 817 руб. 23 коп. пеней за просрочку исполнения обязательств на основании пунктов 12.1.2, 12.1.3 государственного контракта от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03 за период с 11.12.2013 по 13.04.2015.
ООО "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области со встречным иском к Агентству по управлению государственным имуществом Астраханской области о взыскании 511 747 руб. 41 коп. задолженности по государственному контракту на оказание услуг для государственных нужд Астраханской области от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.04.2015 исковые требования по первоначальному иску государственный контракт на оказание услуг для государственных нужд Астраханской области от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03 расторгнут, с ООО "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ" в пользу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области взыскано 61 499 руб. 24 коп. неустойки за просрочку исполнения договорных обязательств по оказанию услуг в установленные контрактом сроки за период с 24.01.2014 по 13.04.2015, а также в доход федерального бюджета 6454 руб. 91 коп. государственной пошлины. В удовлетворении встречного иска отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Астраханской области от 05.06.2015 с ООО "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ" в пользу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области взыскано 447 545 руб. 17 коп. в возмещение расходов по оплате судебных экспертиз.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.04.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Астраханской области от 21.04.2015 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Астраханской области от 21.04.2015 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области (заказчик) и ООО "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ" (исполнитель) на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 29.10.2013 заключили государственный контракт на оказание услуг для государственных нужд Астраханской области от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03, в соответствии с разделом 1 которого исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Астраханской области. Исполнитель обязуется оказать услуги по настоящему государственному контракту собственными силами и силами привлеченных соисполнителей в соответствии с заданием на оценку (приложение в„– 1).
Цена государственного контракта составляет 511 747 руб. 41 коп. (пункт 2.1 контракта).
Заключенный сторонами государственный контракт от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03 является договором возмездного оказания услуг.
Государственный контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.
При рассмотрении дела суды, удовлетворяя исковые требования в части расторжения государственного контракта, пришли к правомерному выводу о существенном нарушении исполнителем взятых на себя обязательств, выразившихся в нарушении сроков выполнения работ и непредставлении до настоящего времени качественного результата заказчику.
В подтверждение оказания услуг по настоящему государственному контракту исполнитель представил отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Астраханской области от 01.12.2013 в„– 131201/1.
Письмом от 30.12.2013 исполнитель направил заказчику отчет по исполнению услуг по кадастровой оценке по земельным участкам особо охраняемых территорий и объектов Астраханской области.
Заказчик письмом от 24.01.2014 уведомил исполнителя о наличии в отчете существенных нарушений условий государственного контракта и направил перечень замечаний и ошибок для их устранения в течение пяти рабочих дней.
Наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему, качеству и стоимости работ (пункты 12, 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 в„– 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В ходе рассмотрения дела была проведена судебная экспертиза.
Из заключения эксперта от 18.08.2014 в„– 032/08/2014-ЗЭ следует, что работы по государственному контракту от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03 выполнены с надлежащим качеством, соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, методика (технология) определения кадастровой стоимости земельных участков особо охраняемых территорий Астраханской области применена правильно.
Дополнительным экспертным заключением от 24.03.2015 в„– 96 отмечено, что в отчете об оценке от 01.12.2013 в„– 131201/1 содержатся ошибки, результатом которых является неадекватность статистической модели, что привело к неверному определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Астраханской области. Вместе с тем, экспертом не определена кадастровая стоимость земельных участков, в указании на то, что определение кадастровой стоимости земельных участков выходит за рамки судебной экспертизы, так как указанные работы могут быть выполнены исключительно в рамках соответствующего государственного контракта, несмотря на то, что судом первой инстанции такой вопрос был поставлен перед экспертом, следовательно, входил в предмет экспертного исследования.
Кроме того судом была назначена судебная оценочная, финансово-экономическая экспертиза. Согласно экспертному заключению в„– 10-15-09-17 использование отчета об оценке общества с ограниченной ответственностью "Сибирский научный центр "ЭКОПРОГНОЗ" в целях, указанных в государственном контракте на оказание услуг для государственных нужд Астраханской области от 12.11.2013 в„– 0125200003213000007-0262794-03, невозможно по причине многочисленных ошибок в отчете об оценке. Расчет рыночной стоимости включает в себя построение статистической модели рыночной стоимости, проверку адекватности модели посредством сравнения расчетов по модели с данными контрольной выборки рыночной информации, в ходе которой потребовалась подгонка модели к исходным данным. В соответствии с выводами эксперта при построении модели были допущены следующие нарушения: ошибки при фиксации исходной рыночной информации, ошибки (опечатки) при заполнении рыночной информации страниц отчета; ошибки при построении регрессионных моделей рыночной стоимости; ошибки и внесение изменений в модели, призванные улучшить модели, предпринятые на этапе верификации. Для построения модели для Астраханской области использованы данные для Забайкальского края, существенно отличающегося площадью, месторасположением на карте России, географическими и климатическими условиями.
Согласно выводам эксперта спорный отчет не может быть исправлен, поскольку с учетом имеющихся в нем недостатков, требуется повторная оценка рыночной стоимости всех земельных участков.
Также экспертом определено, что выводы, содержащиеся в экспертном заключении от 18.08.2014 в„– 032/08/2014-ЗЭ эксперта Курепова М.М., являются необоснованными, а выводы, содержащиеся в экспертном заключении от 24.03.2015 в„– 96 эксперта Макеева П.А., обоснованными.
На основании, проведенных по делу экспертиз, суды пришли к правомерному выводу, что кадастровая стоимость земельных участков определена ответчиком с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности, а допущенные исполнителем ошибки являются существенным нарушением условий государственного контракта.
Кроме того, суды обоснованно указали, должник не может быть привлечен к ответственности кредитором за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора.
Судами установлено, что исходные данные по спорному контракту переданы исполнителю в полном объеме только 25.12.2013 через 15 календарных дней после окончания срока оказания услуг, установленного пунктом 3.1 контракта. Таким образом, спорные услуги должны были быть оказаны в срок до 03.02.2014.
Руководствуясь статьями 307, 309, 310, 328, 405, 406, 408, 450, 718, 720, 753, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.2005 в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" суды приняли законное и обоснованное решение.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21.04.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 по делу в„– А06-2205/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
А.А.ХАЙБУЛОВ
С.А.ФИЛИМОНОВ
------------------------------------------------------------------