По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 N Ф06-10195/2016 по делу N А57-15374/2015
Требование: О признании недействительными уведомлений налогового органа об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки об уплате косвенных налогов , решений налогового органа о доначислении НДС, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Налоговый орган указал на неправомерное применение налогоплательщиком льготы по НДС при осуществлении операции по ввозу лома черных металлов на территорию РФ из Республики Казахстан.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ввоз на территорию РФ лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит налогообложению .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. в„– Ф06-10195/2016
Дело в„– А57-15374/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Ольховикова А.Н., Гатауллиной Л.Р.,
при участии представителя:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области - Сидоровой В.В., доверенность от 05.05.2016,
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Сидоровой В.В., доверенность от 05.05.2016,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А57-15374/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торнадо" (ОГРН 1122223008555, ИНН 2222805338) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области (ОГРН 1046414904689, ИНН 6449973616), Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860) о признании недействительным уведомления налогового органа о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области о признании незаконными действий налогового органа, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области от 26.06.2015 в„– 26446; о признании необоснованной и неподлежащей налогообложению реализацию о признании недействительными уведомлений налогового органа,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Торнадо" (далее - ООО "Торнадо", общество, заявитель) с пятью заявлениями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области (далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС в„– 7 по Саратовской области), Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - Управление) о признании незаконными действий и ненормативных актов налогового органа по каждому из которых судом возбуждены самостоятельные дела.
Дело в„– А57-15374/2015:
о признании недействительным уведомления налогового органа об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения) от 17.03.2015 в„– 355, от 17.03.2015 в„– 356, от 17.03.2015 в„– 357, от 17.03.2015 в„– 358, от 17.03.2015 в„– 359, от 17.03.2015 в„– 360, об обязании налогового органа проставить на соответствующих заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированных в Журнале регистрации заявлений за в„– в„– 6449030320150001, 6449030320150002, 6449030320150004, 6449040320150001, 6449030320150003, 6449040320150002, представленных 04.03.2015 отметку об освобождении от налогообложения;
Дело в„– А57-16424/2015:
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС в„– 7 по Саратовской области о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 15.04.2015 в„– 2293;
Дело в„– А57-22614/2015:
о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки в„– 91672 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.09.2015; об обязании налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности;
Дело в„– А57-23182/2015:
о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области от 26.06.2015 в„– 26446; о признании необоснованной и неподлежащей налогообложению реализацию на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов, заявленную обществом в уточненной налоговой декларации по косвенным налогам за март 2014 года, представленной 30.01.2015;
Дело в„– А57-25266/2015:
о признании недействительными уведомлений налогового органа об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения) в„– в„– 393 от 13.05.2015, 384 от 30.04.2015, 365 от 27.03.2015, 367 от 27.03.2015, 366 от 27.03.2015, 420 от 16.06.2015, 414 от 08.06.2015, 413 от 08.06.2015, 375 от 17.04.2015, 373 от 17.04.2015, 374 от 17.04.2015, 419 от 16.06.2015, 422 от 16.06.2015, 421 от 16.06.2015, 382 от 30.04.2015, 453 от 29.06.2015, 454 от 29.06.2015, 423 от 16.06.2015, 427 от 16.06.2015, 424 от 16.06.2015, 415 от 08.06.2015, 428 от 16.06.2015, 429 от 16.06.2015, 451 от 29.06.2015, 416 от 08.06.2015, 425 от 16.06.2015, 426 от 16.06.2015, 433 от 19.06.2015, 452 от 29.06.2015, 383 от 30.04.2015, 446 от 29.06.2015, 449 от 29.06.2015, 450 от 29.06.2015, 455 от 29.06.2015, 417 от 08.06.2015, 432 от 19.06.2015, 434 от 19.06.2015, 438 от 22.06.2015, 437 от 22.06.2015, 439 от 22.06.2015, 440 от 24.06.2015, 456 от 29.06.2015, 447 от 29.06.2015, 436 от 19.06.2015, 448 от 29.06.2015, 430 от 19.06.2015, 466 от 09.07.2015, 435 от 19.06.2015, 431 от 19.06.2015, об обязании налогового органа проставить на соответствующих заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированных в Журнале регистрации заявлений за в„– в„– 6449270420150001 от 29.04.2015, 6449170420150003 от 21.04.2015, 6449140320150002 от 16.03.2015, 6449140320150001 от 16.03.2015, 6449140320150003 от 16.03.2015, 6449260520150007 от 27.05.2015, 6449030420150001 от 06.04.2015, 6449030420150003 от 06.04.2015, 6449020620150004 от 03.06.2015, 6449170420150004 от 21.04.2015, 6449160620150002 от 17.06.2015, 6449020620150009 от 03.06.2015, 6449260520150010 от 27.05.2015, 6449020620150011 от 03.06.2015, 6449260520150009 от 27.05.2015, 6449020620150008 от 03.06.2015, 6449160620150005 от 17.06.2015, 6449160620150012 от 17.06.2015, 6449160620150008 от 17.06.2015, 6449260520150011 от 27.05.2015, 6449040620150004 от 05.06.2015, 6449160620150010 от 17.06.2015, 6449090620150003 от 09.06.2015, 6449040620150003 от 04.06.2015, 6449040620150007 от 04.06.2015, 6449020620150002 от 03.06.2015, 6449260520150008 от 27.05.2015, 6449030420150002 от 06.04.2015, 6449040620150001 от 05.06.2015, 6449020620150003 от 03.06.2015, 6449160620150003 от 17.06.2015, 6449020620150005 от 03.06.2015, 6449020620150006 от 03.06.2015, 6449020620150010 от 03.06.2015, 6449170620150001 от 17.06.2015, 6449020620150007 от 03.06.2015, 6449040620150005 от 05.06.2015, 6449170420150005 от 22.04.2015, 6449160620150011 от 17.06.2015, 6449160620150007 от 17.06.2015, 6449040620150006 от 05.06.2015, 6449090620150002 от 09.06.2015, 6449090620150001 от 09.06.2015, 6449030720150001 от 03.07.2015 отметки об освобождении от налогообложения.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2015 дела в„– А57-15374/2015, в„– А57-16424/2015, в„– А57-22614/2015, в„– А57-23182/2015 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу в„– А57-15374/2015.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 27.10.2015 по делу в„– А57-15374/2015 объединены дела в„– А57-15374/2015 и в„– А57-25266/2015 с присвоением объединенному делу в„– А57-15374/2015.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 по делу в„– А57-15374/2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 отменено в части признания необоснованной и неподлежащей налогообложению реализацию на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов, заявленную обществом в уточненной налоговой декларации по косвенным налогам за март 2014 года, представленной 30.01.2015. ООО "Торнадо" отказано в удовлетворении требований о признании необоснованной и неподлежащей налогообложению реализацию на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов, заявленную обществом в уточненной налоговой декларации по косвенным налогам за март 2014 год, представленной 30.01.2015.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты в части признания недействительными решения по камеральной проверки от 26.05.2015 в„– 26446, уведомлений об отказе в проставлении отметки на заявлении об уплате косвенных налогов в„– в„– 355, 356, 357, 358, 359, 360, 393, 384, 365, 367, 366, 420, 414, 413, 375, 373, 374, 419, 422, 421, 382, 453, 454, 423, 427, 424, 415, 428, 429, 451, 416, 425, 426, 433, 452, 383, 446, 449, 450, 455, 417, 432, 434, 438, 437, 439, 440, 456, 447, 436, 448, 430, 466, 435, 431, действий по выдаче справки в„– 91672 о состоянии расчетов на 10.09.2015, в удовлетворении заявленных требований ООО "Торнадо" в указанной части отказать.
Представитель инспекции и управления в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела установлено судами, 30.01.2015 ООО "Торнадо" представило в Межрайонную ИФНС России в„– 7 по Саратовской области уточненную налоговую декларацию по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза за март 2014 года.
Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации, по результатам рассмотрения которой инспекцией принято решение от 26.06.2014 в„– 26446 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 482 993,14 руб., ему доначислен налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 2 414 965,68 руб. и пени в размере 286 897,92 руб.
Основанием для начисления оспариваемых сумм НДС, пени и штрафа послужил вывод инспекции о том, что в статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсутствует указание на освобождение от налогообложения операции по ввозу лома черных металлов на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Решением Управления от 17.09.2015 апелляционная жалоба ООО "Торнадо" оставлена без удовлетворения.
Как установлено судами, ООО "Торнадо" в марте 2014 по контракту от 04.03.2014 в„– KVCHM/TOF, заключенному с АО "Казвторчермет", импортировало из Республики Казахстана на территорию Российской Федерации лом и отходы черных металлов на общую сумму 5 187 671,28 руб.
Заявителем 04.03.2015 представлено в инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.04.2014 в„– 1, по которому сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет, составила 0 руб.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией обществу направлено уведомление от 17.03.2015 в„– 355 об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
ООО "Торнадо" в марте 2014 года по контракту от 03.03.2014 в„– KVCHM/TOR-MK, заключенному с АО "Казвторчермет", импортировало из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации лом и отходы черного металла на общую сумму 8 228 804,88 руб.
Заявителем 04.03.2015 представлено в инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.04.2014 в„– 2, по которому сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет, составила 0 руб.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией обществу направлено уведомление от 17.03.2015 в„– 356 об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
ООО "Торнадо" в апреле 2014 года по контракту от 03.03.2014 в„– KVCHM/TOR-MK, заключенному с АО "Казвторчермет", импортировало из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации лом и отходы черного металла на общую сумму 16 026 954,91 руб.
Заявителем 04.03.2015 представлено в инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.05.2014 в„– 5, по которому сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет, составила 0 руб.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией направлено обществу уведомление от 17.03.2015 в„– 357 об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
ООО "Торнадо" в апреле 2014 года по контракту от 07.03.2014 в„– КIР-ТОР/1, заключенному с ТОО "КарИнтерПром", импортировало из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации лом и отходы черного металла на общую сумму 5 294 202,66 руб.
Заявителем 04.03.2015 представлено в инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.05.2014 в„– 3, по которому сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет, составила 0 руб.
По результатам рассмотрения заявления Инспекцией направлено Заявителю уведомление от 17.03.2015 в„– 358 об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
ООО "Торнадо" в апреле 2014 года по контракту от 04.03.2014 в„– KVCHM/TOR-MK, заключенному с АО "Казвторчермет", импортировало из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации лом и отходы черного металла на общую сумму 12 769 585,82 руб.
Заявителем 04.03.2015 представлено в инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.05.2014 в„– 4, по которому сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет, составила 0 руб.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией направлено обществу уведомление от 17.03.2015 в„– 359 об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
ООО "Торнадо" в мае 2014 года по контракту от 07.03.2014 в„– К1Р-ТОР/1, заключенному с ТОО "КарИнтерПром", импортировало из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации лом и отходы черного металла на общую сумму 115 878 138,72 руб.
Заявителем 04.03.2015 представлено в инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.06.2014 в„– 6, по которому сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет, составила 0 руб.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией направлено обществу уведомление от 17.03.2015 в„– 360 об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
ООО "Торнадо" импортировало в марте 2015 года на основании контракта от 02.06.2014 в„– KVCHM/TOR-2 с АО "Казвторчермет" (Республика Казахстан) лом и отходы черных металлов в количестве 23,2 т на сумму 209 338,69 руб.
На основании контракта от 02.06.2014 в„– KIP-TOR/2 с ТОО "КарИнтерПром" (Республика Казахстан) импортировало в январе 2015 года лом и отходы черных металлов в количестве 151,3 т на сумму 1 369 863 руб.
На основании контракта от 05.06.2014 в„– TOR-BA с ТОО "КарИнтерПром" (Республика Казахстан) импортировало лом и отходы черных металлов в количестве 158,2 т на сумму 1 708 700,4 руб.
На основании контракта от 30.06.2014 в„– KIP-TOR/IM с ТОО "КарИнтерПром" (Республика Казахстан) импортировало лом и отходы черных металлов в количестве 735,1 т на сумму 6 355 012,4 руб.
ООО "Торнадо" обратилось в Межрайонную ИФНС России в„– 7 по Саратовской области с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, указав в графе 18 заявления слово "льгота", которое проставляется в случаях, когда законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства - члена Таможенного союза от обложения НДС.
Налоговый орган направило ООО "Торнадо" Уведомления в„– 393 от 13.05.2015, в„– 384 от 30.04.2015, в„– 365 от 27.03.2015, в„– 367 от 27.03.2015, в„– 366 от 27.03.2015, в„– 420 от 16.06.2015, в„– 414 от 08.06.2015, в„– 413 от 08.06.2015, в„– 375 от 17.04.2015, в„– 373 от 17.04.2015, в„– 374 от 17.04.2015, в„– 419 от 16.06.2015, в„– 422 от 16.06.2015, в„– 421 от 16.06.2015, в„– 382 от 30.04.2015, в„– 453 от 29.06.2015, от 29.06.2015, в„– 423 от 16.06.2015, в„– 427 от 16.06.2015, в„– 424 от 16.06.2015, в„– 415 от 08.06.2015, в„– 428 от 16.06.2015, в„– 429 от 16.06.2015, в„– 451 от 29.06.2015, в„– 416 от 08.06.2015, в„– 425 от 16.06.2015, в„– 426 от 16.06.2015, в„– 433 от 19.06.2015, в„– 452 от 29.06.2015, в„– 383 от 30.04.2015, в„– 446 от 29.06.2015, в„– 449 от 29.06.2015, в„– 450 от 29.06.2015, в„– 455 от 29.06.2015, в„– 417 от 08.06.2015, в„– 432 от 19.06.2015, в„– 434 от 19.06.2015, в„– 438 от 22.06.2015, в„– 437 от 22.06.2015, в„– 439 от 22.06.2015, в„– 440 от 24.06.2015, в„– 456 от 29.06.2015, в„– 447 от 29.06.2015, в„– 436 от 19.06.2015, в„– 448 от 29.06.2015, в„– 430 от 19.06.2015, в„– 466 от 09.07.2015, в„– 435 от 19.06.2015, в„– 431 от 19.06.2015 об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения).
Основанием для отказа в проставлении отметки послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом льготы по НДС, так как в перечень товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию РФ, в соответствии со статьей 150 НК РФ не входит углеродистый лом черных металлов, соответственно, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 177 НК РФ сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 21 НК РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Статьей 7 НК РФ определено, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем определенные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Согласно решению Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) от 21.05.2010 в„– 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза" 01.07.2010 вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение).
В силу абзаца 1 статьи 3 Соглашения (в редакции протокола от 11.12.2009) при импорте товаров на территорию одного государства - участника таможенного союза с территории другого государства - участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Пунктом 5 статьи 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" предусмотрено, что суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
С учетом вышеизложенного суды пришли к правомерному выводу, что общество правомерно не уплатило налог на добавленную стоимость при ввозе лома и отходов черного металла с территории Республики Казахстан.
Анализ вышеприведенных положений налогового законодательства Российской Федерации и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде, понимается индивидуальный акт органа власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. При этом форма акта не имеет принципиального значения.
Ненормативные правовые акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, носят односторонний характер. Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным правовым актом, но может быть и не определена. Таким образом, форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации. В качестве ненормативных правовых актов могут выступать постановления, распоряжения, приказы, протоколы, положения, инструкции, указания, директивы.
Оспариваемые заявителем уведомления обладают признаками ненормативных правовых актов, поскольку содержат решение налогового органа об отказе в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое обладает признаками властно-распорядительного характера и устанавливает обязанность общества исчислить НДС по операции ввоза на территорию Российской Федерации лома черных металлов.
Вместе с тем, обществом правомерно заявлена льгота по НДС при ввозе лома и отходов черного металла с территории Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые уведомления налогового органа об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения) нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного суды правомерно признали недействительными решение от 26.06.2014 в„– 26446 и уведомления налогового органа об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождения от налогообложения).
Кроме того, заявитель просил признать недействительным решение инспекции о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 15.04.2015 в„– 2293.
Как установлено судами, Межрайонной ИФНС России в„– 14 по Алтайскому краю по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза за май 2014 года, представленной ООО "Торнадо", составлен акт от 06.10.2014 в„– 16871 и принято решение от 16.02.2015 в„– 6021, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 10 635 012,20 руб., ему предложено уплатить НДС в сумме 53 165 061 руб. и пени в сумме 1 252 590,19 руб.
Межрайонной ИФНС России в„– 14 по Алтайскому краю проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза за июнь 2014 года, представленной ООО "Торнадо", по результатам которой составлен акт от 06.11.2014 в„– 17387 и принято решение от 16.02.2015 в„– 6022, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 11 414 220 руб., ему доначислен НДС в сумме 57 071 100 руб. и пени в сумме 1 349 731,52 руб.
ООО "Торнадо" обратилось в УФНС России по Алтайскому краю с апелляционными жалобами от 23.03.2015 в„– в„– 52 и 53 на вышеназванные решения налогового органа.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб УФНС России по Алтайскому краю приняты решения от 13.05.2015, согласно которым апелляционные жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения, оспариваемые решения налогового органа вступили в законную силу и в судебном порядке не обжаловались.
Межрайонной ИФНС России в„– 14 по Алтайскому краю проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза за апрель 2014 года, представленной ООО "Торнадо", по результатам которой составлен акт от 25.08.2014 в„– 15508 и принято решение от 18.12.2014 в„– 5603, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 1 227 266,80 руб., а также предложено уплатить НДС в сумме 6 136 334 руб. и пени по НДС в сумме 116 436,94 руб.
Решением УФНС России по Алтайскому краю от 05.03.2015 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщиком подано в Арбитражный суд Алтайского края заявление о признании недействительным решения налогового органа от 08.12.2014 в„– 5603.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.05.2015 по делу в„– А03-5401/2015 ООО "Торнадо" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 решение суда первой инстанции по делу в„– А03-5401/2015 оставлено без изменения.
В связи с изменением места нахождения ООО "Торнадо" поставлено на учет в Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области и применение мер принудительного взыскания доначислений по решению от 08.12.2014 в„– 5603 осуществлялось инспекцией.
Однако Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 29.05.2015 Арбитражного суда Алтайского края и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 по делу в„– А03-5401/2015 отменено. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Алтайскому краю от 08.12.2014 в„– 5603.
Таким образом требование в„– 681 по состоянию на 19.03.2015 об уплате НДС в сумме 6 136 334 руб., пени в сумме 116 436,94 руб., штрафа в сумме 1 227 266,80 руб. и решение от 15.04.2015 в„– 2293 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств являются недействительными.
С учетом вышеизложенного суды правомерно признали недействительным решение от 15.04.2015 в„– 2293 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Требование налогоплательщика о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки в„– 91672 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.09.2015 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии указанной задолженности удовлетворено судами.
Доводы инспекции о правомерности действий инспекции Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области по выдаче справки в„– 91672 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.09.2015 были рассмотрены и отклонены судами, им дана надлежащая правовая оценка, основания для переоценки сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы инспекции относительно правомерности ее действий по выдаче спорной справки направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции.
Поскольку судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено в части и по делу принят новый судебный акт, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым оставить без изменения постановление апелляционного суда.
Другие доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Возражения налогового органа о том, что судом апелляционной инстанции не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2016 по делу в„– А57-15374/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ
Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
------------------------------------------------------------------