Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 N Ф06-9168/2016 по делу N А06-7295/2015
Требование: О взыскании задолженности за содержание и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома.
Обстоятельства: Казенное учреждение, владеющее помещением на праве оперативного управления, не оплатило услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие задолженности в заявленном размере подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. в„– Ф06-9168/2016

Дело в„– А06-7295/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016 (судья Богатыренко С.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Камерилова В.А., Лыткина О.В.)
по делу в„– А06-7295/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт-Сервис", г. Астрахань (ИНН 3015091905, ОГРН 1103015003090) к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892), Военному комиссариату Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015034858, ОГРН 1033000805452) о взыскании 99 732 руб. 60 коп. в солидарном порядке,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт-Сервис" (далее - ООО УК "Комфорт-Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ) и Военному комиссариату Астраханской области о взыскании 99 732 руб. 60 коп. задолженности за содержание и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова в солидарном порядке.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016, исковые требования удовлетворены за счет ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ.
В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Астраханской области отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что денежные средства ему на оплату услуг истца не выделялись, договор управления многоквартирным домом заключен без конкурсных процедур, не представлено доказательств пролонгации действия договора, исполнения истцом обязательств по договору, не представлены счета-фактуры и акты выполненных работ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, на основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова г. Астрахань, оформленным протоколом от 30.04.2012, ООО УК "Комфорт-Сервис" являлось обслуживающей организацией многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова г. Астрахани.
Согласно указанному протоколу собственники помещений в жилом многоквартирном доме в„– 11 по ул. Яблочкова установили плату за содержание и текущему ремонту общего имущества в размере 10 руб. за 1 кв. м.
Между собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова, в лице уполномоченной жилого дома - Мельниковой Л.Н., действующей на основании протокола общего собрания собственников помещений от 30.04.2013 (потребитель услуг по договору), и ООО УК "Комфорт-Сервис" в лице директора Гречишниковой И.А. (исполнитель по договору) 01.05.2012 заключен договор оказания услуг по содержанию жилого дома и выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, дом 11.
Согласно пункту 1.1 договора истец принял на себя обязательства за плату выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме в соответствии с актом технического состояния жилого дома, передаваемого на обслуживание, калькуляцией работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 2 договора стороны установили, что договор заключен сроком на 1 год с даты его подписания сторонами, с правом пролонгации, при отсутствии взаимных претензий сторон, на такой же срок.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 договора потребители услуг взяли на себя обязательства ежемесячно до 10-го числа, следующего за расчетным месяцем, оплачивать за содержание и техническое обслуживание многоквартирного жилого дома плату в размере 10 руб. за 1 кв. м.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ 03.08.2012 зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение в„– 002 по ул. Яблочкова, в„– 11, литер А, общей площадью 683,1 кв. м.
Установлено также, что 03.05.2012 между ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ (ссудодатель) и Военкоматом Астраханской области (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом в г. Астрахани и Астраханской области, в том числе и нежилым помещением в„– 002 по ул. Яблочкова, в„– 11, литер А, общей площадью 683,1 кв. м на срок 5 лет.
На основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова г. Астрахани, оформленным протоколом от 31.03.2015 в„– 1, выбрана форма управления жилым домом управляющая компания, управляющей обслуживающей организацией многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова г. Астрахани выбрано ООО УК "Комфорт-Сервис".
Согласно указанному протоколу собственники помещений в жилом многоквартирном доме в„– 11 по ул. Яблочкова установили плату за содержание и текущему ремонту общего имущества в размере 12 руб. за 1 кв. м.
Между председателем Совета дома Мельниковой Л.Н., действующей по доверенности от собственников помещений многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова, и ООО УК "Комфорт-Сервис" 01.04.2015 заключен договор оказания услуг по содержанию жилого дома и выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, дом 11.
Согласно пункту 1.1 договора управляющая компания приняла на себя обязательства за плату осуществлять управление многоквартирным домом, а именно: выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, предоставлять коммунальные услуги.
Стоимость услуг определена в размере 12 руб. за 1 кв. м (пункт 2.1).
Согласно исковому заявлению ответчики не производили оплату за содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома в„– 11 по ул. Яблочкова в период с мая 2014 года по июнь 2015 года, что привело к образованию задолженности в сумме 99 732 руб. 60 коп.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления и обязано нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт нежилого помещения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 210, 249 ГК РФ, а также пункта 2 статьи 36, пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лицом, несущим обязанность по содержанию и ремонту жилого помещения, а также содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Из толкования пункта 1 статьи 296 ГК РФ следует, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, осуществляет полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
По смыслу приведенной нормы закона, лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03.08.2012 за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение в„– 002 по ул. Яблочкова, в„– 11, литер А, общей площадью 683,1 кв. м.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Установив, что спорное имущество зарегистрировано на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что государственное учреждение должно нести бремя содержание принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
Таким образом, на собственников помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона возложена обязанность оплачивать содержание общего имущества дома вне зависимости от несения расходов по содержанию принадлежащих им помещений. Расходы по содержанию многоквартирного дома обусловлены необходимостью его эксплуатации и потому являются обязательными.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил в„– 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками; путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 33 Правил в„– 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 299 ГК РФ и разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что с 03.08.2012 у учреждения возникла обязанность по оплате за содержание и техническое обслуживание многоквартирного дома.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил в„– 491 собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 31 Правил в„– 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
На основании решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова г. Астрахани, оформленным протоколом в„– 1 от 31.03.2015, выбрана форма управления жилым домом управляющая компания, управляющей обслуживающей организацией многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. Яблочкова г. Астрахани выбрана ООО УК "Комфорт-Сервис".
Согласно указанному протоколу собственники помещений в жилом многоквартирном доме в„– 11 по ул. Яблочкова установили плату за содержание и текущему ремонту общего имущества в размере 12 руб. за 1 кв. м.
Площадь нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, дом 11, литер А, находящегося в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ, составляет 683,10 кв. м.
В связи с чем истец правомерно осуществил расчет платы, исходя из размера платы за услуги по содержанию и ремонту жилья, установленные решением общего собрания и договором оказания услуг.
Расчет задолженности проверен судами и признан правильным.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательств, исковые требования в части взыскания задолженности по содержанию и техническому обслуживанию многоквартирного жилого дома правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Непредставление истцом платежных документов на оплату фактически оказанных услуг по содержанию и техническому обслуживанию дома не является основанием для отказа в их оплате, т.к. сроки оплаты данных услуг установлены частью 1 статьи 155 ЖК РФ.
Установленная ЖК РФ обязанность по несению расходов на содержание жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией исполняется собственниками помещений путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
В части 3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из буквального толкования указанных правовых норм, а также из части 5 статьи 46 ЖК РФ следует обязательность для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме решения общего собрания этих собственников, принятого в установленном порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания. Это решение обязательно и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Довод ответчика о том, что договор оказания услуг по содержанию жилого дома и выполнении работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома от 01.05.2012 в спорном периоде не действовал, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие между истцом и ответчиком договорных отношений не может являться основанием для освобождения от установленной законом обязанности нести расходы на содержание общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права истца на получение соответствующих платежей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Астраханской области, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Истец не привел норм закона или положений договоров, в соответствии с которыми была бы предусмотрена солидарная обязанность ответчиков по оплате расходов, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом вышеизложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности в солидарном порядке с ответчика - Военного комиссариата Астраханской области.
Наличие договора безвозмездного пользования не освобождает собственника от бремени содержания своего имущества, не возлагает на ссудополучателя обязанности по содержанию общего имущества.
Данная позиция также отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 в„– 16646/10 и от 17.04.2012 в„– 15222/11.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО РФ является государственным учреждением, получающим бюджетные средства из федерального бюджета от главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации.
Подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что главный распорядитель бюджетных средств, в частности, отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежных обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно пунктам 3, 4, 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, по долгам учреждения не может быть обращено взыскание на иное имущество, как закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Требование к Министерству обороны РФ истцом не предъявлялось.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Расходы по оплате государственной пошлины распределены судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по делу в„– 06-7295/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000 рублей.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
С.А.ФИЛИМОНОВ


------------------------------------------------------------------