Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2016 N Ф06-7352/2016 по делу N А49-8043/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Обстоятельства: Предприятием водопроводно-канализационного хозяйства выявлен факт превышения абонентом нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в сточные воды. Абонент не произвел оплату за негативное воздействие на работу системы канализации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтвержден факт сверхнормативного сброса абонентом загрязняющих веществ в систему канализации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пензенской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. в„– Ф06-7352/2016

Дело в„– А49-8043/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Биосинтез", г. Пенза
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.10.2015 (судья Алексина Г.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу в„– А49-8043/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714) к открытому акционерному обществу "Биосинтез", г. Пенза (ИНН 5834001025, ОГРН 1025801102502) о взыскании денежных средств,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - ООО "Горводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Биосинтез" (далее - ОАО "Биосинтез", ответчик) о взыскании 113 147 руб. 40 коп. задолженности по плате за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Пензы за период с 11.02.2015 по 06.04.2015.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 20.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "Биосинтез" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 14.04.2016 был объявлен перерыв до 11 часов 40 минут 21.04.2016.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между истцом (водоканал) и ответчиком (абонент) был заключен договор от 15.12.2006 в„– 4823 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ для юридических лиц и граждан - собственников нежилых помещений в редакции протокола разногласий от 17.04.2007, предметом которого является отпуск питьевой воды из городского водопровода, прием, транспортировка сточных вод в системы городской канализации и оплата предоставляемых услуг абонентом.
Согласно пункту 3.2.8 договора абонент обязался не превышать концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации водоканала, установленные действующим законодательством, графиками аналитического контроля, полученным разрешением на сброс загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 2.3 договора контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в соответствии с разделом 5 договора.
Согласно пункту 5.1 договора контроль за соблюдением нормативов качества сбрасываемых сточных вод абонентом осуществляется водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Сроки отбора проб (контрольных проб) и время проведения отбора определяются водоканалом, при отборе проб сточных вод составляется двухсторонний акт (пункт 5.2 договора).
В соответствии с пунктом 5.6 договора анализы проб сточных вод производятся лабораторий водоканала. Водоканал вправе провести анализ отобранных сточных вод в иной независимой аттестованной лаборатории.
Истцом 11.02.2015 был произведен отбор проб сточных вод из контрольного канализационного колодца ответчика по адресу: г. Пенза, ул. Дружбы, 4. Отбор проб был оформлен актом отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации для оценки качества воды по отношению к нормативным показателям, в„– 149.
Представитель ответчика присутствовал при отборе проб, замечаний по отбору проб не заявил, правом отбора параллельной пробы не воспользовался, акт отбора проб подписал.
Анализ контрольных проб сточных вод был произведен лабораторией водоканала.
По результатам проведенных химических анализов было установлено, что в сточных водах абонента превышены допустимые концентрации ряда ингредиентов, нормативы для которых установлены Постановлением администрации г. Пензы от 28.04.2010 в„– 430, что было отражено в протоколе результатов количественного химического анализа проб сточных вод от 17.02.2015 в„– 115.
Истец сопроводительным письмом от 02.03.2015 в„– 446/22-1879 направил ответчику выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод ответчика от 11.02.2015.
Одновременно истец поставил ответчика в известность, что ответчику будет предъявлена плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы водоотведения согласно постановлению Правительства Пензенской области от 29.12.2010 в„– 874-пП.
Размер платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ составил 113 147 руб. 40 коп.
Расчет размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, а также счет на оплату были направлены истцом ответчику сопроводительным письмом от 13.06.2015 в„– 1124/22-5142, который ответчиком не был оплачен.
Плата за сверхнормативный сброс была предъявлена ответчику за период с 11.02.2015 по 06.04.2015, поскольку последующий отбор проб состоялся 07.04.2015 и был оформлен актом от 07.04.2015 в„– 328.
В силу пункта 5.8 договора от 15.12.2006 в„– 4823 результаты анализа, проведенные водоканалом, считаются действительными до следующего отбора проб и в течение этого срока учитываются при расчетах с абонентом за сверхнормативный сброс сточных вод.
Согласно пункту 6.1 договора оплата полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится абонентом до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 в„– 167 (далее - Правила в„– 167), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644.
Согласно пункту 64 Правил в„– 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 69 Правил в„– 167 предусмотрено, что оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
В соответствии с пунктом 70 Правил в„– 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 61 Правил в„– 167 следует, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2010 в„– 874-пП утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области (далее - Порядок), а также нормативы платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области.
Согласно пункту 2 данного Порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Пензенской области с превышением установленных нормативов включает в себя, в том числе: плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях (определяется по формуле, указанной в пункте 3.1 Порядка), плату за сброс сточных вод при отклонении от установленного норматива по показателю активной реакции среды (pH), которая определяется по формуле, указанной в пункте 3.2 Порядка, и т.д. При этом учитываются: фактический показатель pH, установленный в результате лабораторных измерений в контрольной пробе, взятой предприятием ВКХ в контрольном колодце абонента; допустимое значение pH, установленное органами местного самоуправления для всех категорий абонентов; тариф за услуги водоотведения, руб./куб. м; объем принимаемых от абонента сточных вод за расчетный период, куб. м.
Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ является мерой экономического воздействия за ущерб, наносимый системе водоотведения и окружающей среде (пункт 3 Порядка).
Постановлением Главы администрации г. Пензы от 28.04.2010 в„– 430 "Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых в сети городской канализации" были утверждены и введены в действие нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод с предельно допустимыми в них концентрациями загрязняющих веществ в сети городской канализации для абонентов всех форм собственности.
Поскольку принятые обязательства по оплате за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с условиями договора от 15.12.2006 в„– 4823 ответчиком не исполнены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт сверхнормативного сброса ответчиком загрязняющих веществ в систему городской канализации.
По мнению ответчика, судами не учтено, что пункт 61 Правил в„– 167 оставлен без изменений, а вывод о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 в„– 1310 (с изменениями от 29.07.2013) "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" продолжает действовать, не соответствуют пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 в редакции, действующей на момент возникновения оспариваемых правоотношений. Следовательно, действие постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2010 в„– 874-пП, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 в„– 1310, постановления Правительства РФ от 12.02.1999 в„– 167 не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Приказом Управления Росприроднадзора по Пензенской области от 09.07.2014 в„– 38-3 для ОАО "Биосинтез" установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 в„– 644.
Пределы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения предусмотрены приложением в„– 3 постановления Правительства РФ в„– 644.
Из результатов анализа проб сточных вод следует, что ни один показатель, установленный приложением в„– 3 постановления Правительства РФ в„– 644, не превышен.
Обязанность произвести оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных истцом, в том числе повышенную оплату за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации, возложена на ответчика действующим законодательством, а также условиями договора от 15.12.2006 в„– 4823.
Материалами дела подтверждается факт сверхнормативного сброса ответчиком загрязняющих веществ в систему городской канализации. В связи с этим исковые требования истца о взыскании задолженности по оплате за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации г. Пензы в сумме 113 147 руб. 40 коп. обоснованно удовлетворены судом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Изменений в акты Правительства Российской Федерации, ряд пунктов Правил в„– 167 (пункты 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94) признаны утратившими силу.
Однако пункт 61 оставлен без изменения, то есть полномочия по установлению нормативов по составу сточных вод оставлены за органами местного самоуправления, сохранены порядок и условия их утверждения. Также сохранились последствия нарушения абонентами утверждаемых органом местного самоуправления нормативов по составу сточных вод, постановление Правительства РФ от 31.12.1995 в„– 1310 (с изменениями от 29.07.2013) "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" продолжает действовать.
Пунктом 61 Правил в„– 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Из содержания положений пункта 61 Правил в„– 167 и статьи 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации, а не на окружающую среду. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. При этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.03.2005 в„– КАС05-83.
В соответствии с пунктом 114 Правил в„– 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением в„– 3. Пункт 114 содержится в разделе VI Правил в„– 644 "Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения".
Приложение в„– 3 к Правилам в„– 644 озаглавлено как "Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения". Данным приложением установлены максимальные допустимые значения показателей и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод.
Из анализа положений Правил в„– 167 и Правил в„– 644 в их взаимосвязи можно сделать вывод о том, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения отлична от платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Поскольку при предъявлении иска истцом была рассчитана плата, определенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, а не плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, арбитражный суд признал доводы ответчика необоснованными.
Так как расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему городской канализации с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ на сумму 113 147 руб. 40 коп. был произведен истцом на основании акта отбора проб, протокола исследования воды, соответствует изложенным ранее нормам права и условиям договора от 15.12.2006 в„– 4823, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика относительно неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, обоснованно отклонены апелляционным судом.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 10 статьи 7 названного закона в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ в„– 644 признаны утратившими силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 Правил в„– 167. Действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил в„– 167 сохранено.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ в„– 644 в первоначальной редакции было установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил в„– 167 и постановление Правительства РФ от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Таким образом, нормативы ПДК загрязняющих веществ, установленные органами местного самоуправления, прекращают свое действие в отношении тех абонентов, которым установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на водосбросные площади.
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области от 09.07.2014 в„– 38-3 для ОАО "Биосинтез" установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы. Срок действия нормативов установлен с 09.07.2014 до 09.07.2019.
Постановлением Правительства РФ от 14.10.2015 в„– 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" в пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 в„– 644 внесены изменения.
Согласно данным изменениям, на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил в„– 167 и Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяется с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами настоящей главы.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 14.10.2015 в„– 1101 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 01.01.2015 и до вступления в силу настоящего постановления, рекомендовано применять положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил в„– 167 и постановление Правительства РФ от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Таким образом, постановление Правительства РФ от 14.10.2015 в„– 1101 распространило действие пункта 3 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 в„– 644 в редакции от 14.10.2015, на отношения, возникшие до введения в действие указанного пункта в новой редакции.
Следовательно, правомерен вывод судов о том, что к спорным правоотношениям сторон подлежат применению положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил в„– 167 и Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 в„– 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 20.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу в„– А49-8043/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ


------------------------------------------------------------------