Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 N Ф06-7904/2016 по делу N А65-20074/2015
Требование: Об отмене пункта решения антимонопольного органа о признании органа местного самоуправления нарушившим законодательство о защите конкуренции.
Обстоятельства: Антимонопольным органом было признано незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в самоустранении от принятия постановления об определении порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку органы местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в том числе путем создания специализированных организаций, не вправе допускать ограничение конкуренции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. в„– Ф06-7904/2016

Дело в„– А65-20074/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Абдуллина Л.С., доверенность от 14.01.2016 в„– 90/ик,
ответчика - Миначова Р.А., доверенность от 31.12.2015 в„– РХ-06/20372,
третьего лица Местной мусульманской религиозной организации - Приход мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ЦРО ДУМ РТ - Макина С.А., доверенность от 18.05.2016 в„– 18/05,
в отсутствие:
третьих лиц Местной мусульманской религиозной организации - Мухтасибат г. Казани централизованной религиозной организации - духовного управления мусульман РТ, Прокуратуры Советского района города Казани - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Кувшинов В.Е.)
по делу в„– А65-20074/2015
по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - Местной мусульманской религиозной организации - Мухтасибат г. Казани централизованной религиозной организации - духовного управления мусульман РТ, Местной мусульманской религиозной организации - Приход мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ЦРО ДУМ РТ и Прокуратуры Советского района города Казани о признании незаконным и отмене пункта 1 решения,

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу от 13.07.2015 в„– 06-799/2014 о нарушении антимонопольного законодательства и признании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами, по результатам рассмотрения дела в„– 06-799/2014 ответчиком было принято решение от 22.07.2015 (в редакции ответчика: 1) признать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в необоснованном препятствовании деятельности вероисповедального мусульманского кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:33:080710:5, общей площадью 389 092 кв. м 2) на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрение дела в„– 06-799/2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани нарушений антимонопольного законодательства. 3) передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с пунктом 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу от 13.07.2015 в„– 06-799/2014, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Судами установлены следующие обстоятельства.
Решение о создании вероисповедального (мусульманского) кладбища было принято Администрацией Пестречинского района Республики Татарстан в пределах своих полномочий в 2003 году. Также, в последующем, Кабинетом Министров Республики Татарстан (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) было согласовано предоставление земельного участка.
В 2007 году земельный участок с кадастровым номером 16:33:080710:5 общей площадью 38,9092 кв. м, используемый для размещения мусульманского кладбища, вошел в состав городских земель на основании закона Республики Татарстан от 28.12.2007 в„– 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан", следовательно, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в данной ситуации рассматривается применительно к территории муниципального образования города Казани.
Решением Казанской городской Думы от 07.10.2009 в„– 10-43 создано Управление по организации ритуальных услуг, согласно решению Казанской городской Думы от 29.12.2010 в„– 35-3 уполномоченным органом в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г. Казани является Муниципальное казенное учреждение "Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Управление).
Вместе с тем, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани обязанность по определению порядка деятельности вероисповедального кладбища исполнена не была.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 04.06.2012 по делу в„– 2-5289 по иску Прокурора Советского района г. Казани признано незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в самоустранении от принятия порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" ММРО Мухтасибата г. Казани.
Суд обязал Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить выявленные нарушения законодательства путем определения Порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ДУМ РТ в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по РТ возбуждено исполнительное производство в„– 920/12/01/16.
Определением от 17.01.2014 Вахитовский суд г. Казани отказал в удовлетворении заявления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани об отсрочке исполнения вступившего в законную силу решения Вахитовского районного суда г. Казани от 04.06.2012.
Антимонопольным органом было установлено, что решение суда в части издания постановления об определении Порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" Казанского Мухтасибата ДУМ РТ не исполнено, постановление об определении Порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" ММРО Мухтасибата г. Казани не издано.
Вышеизложенное позволило Комиссии УФАС признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившееся в самоустранении от принятия постановления об определении порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" Казанского мухтасибата Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Поддерживая выводы антимонопольного органа, суды руководствовались следующим.
Вопросы, касающиеся организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования в силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") относятся к компетенции органов местного самоуправления. Решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации услуги являются объектом гражданских прав, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" - товаром.
Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг относятся к видам экономической деятельности, а сами услуги, включая содержание кладбищ и прочих мест захоронения, - к продукции по данному виду экономической деятельности. Таким образом, ритуальные услуги относятся к сфере гражданско-правового регулирования и на них распространяется в т.ч. антимонопольное законодательство.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен ряд запретов на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций.
В частности, в соответствии с частью 1 данной статьи запрещаются: - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или хозяйствующим субъектам; - установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; - установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, органы местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий по организации оказания ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в т.ч. путем создания специализированных организаций, не вправе допускать ограничение конкуренции, в том числе создавать необоснованные препятствия к доступу на рынок ритуальных услуг хозяйствующих субъектов.
На основании изложенного судами сделал правильный вывод о том, что действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившиеся в необоснованном препятствовании деятельности вероисповедального кладбища при мечети "Аль-Марджани" ММРО Мухтасибата г. Казани, являются нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Судами отмечено, что в ходе рассмотрения дела УФАС по РТ было предоставлено на обозрение Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.02.2015 в„– 693, которым утвержден Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ города Казани.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, и нашли свое отражение в судебных актах. Они были подробно исследованы нижестоящими судами, им была дана надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу в„– А65-20074/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН


------------------------------------------------------------------