По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 N Ф06-8663/2016 по делу N А72-15776/2015
Требование: О признании незаконными действий органа кадастрового учета, выразившихся в нерассмотрении запросов и в непредставлении сведений государственного кадастра недвижимости; об обязании устранить допущенные нарушения прав.
Обстоятельства: Орган кадастрового учета указал на то, что заявителем не представлен документ, подтверждающий наличие у представителя заявителя полномочий на обращение в орган кадастрового учета с запросом о представлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что законные основания для отказа отсутствовали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. в„– Ф06-8663/2016
Дело в„– А72-15776/2015
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2015 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А72-15776/2015
по заявлению акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" (ОГРН 102770034890, ИНН 7725114488), г. Ульяновск, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконными действия (бездействие), об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" в лице Ульяновского регионального филиала (далее - АО "Россельхозбанк", Банк) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - кадастровая палата, Росреестр) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не рассмотрении запросов в„– в„– 73-0-1-69/4004/2015-27494, 73-0-1-69/4004/2015-27490 и в непредставлении сведений государственного кадастра недвижимости; об обязании устранить нарушения прав и законных интересов банка, а именно: рассмотреть запросы в„– в„– 73-0-1-69/4004/2015-27494, 73-0-1-69/4004/2015-27490 и выдать кадастровые паспорта на помещения с кадастровыми номерами 73:24:041810:1654, 73:24:041810:1638.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016, заявленные требования удовлетворены.
Суды признали незаконными действия (бездействие) Росреестра и обязали в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть запросы Банка от 19.10.2015 в„– в„– 3-0-1-69/4004/2015-27490, 73-0-1-69/4004/2015-27494.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Росреестр обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, Банк через ОГАУ "МФЦ Ульяновской области" обратился в кадастровую палату с запросами от 19.10.2015 в„– в„– 73-0-1-69/4004/2015-27490, 73-0-1-69/4004/2015-27494 о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости: об объектах недвижимости (помещениях) с кадастровыми номерами 73:24:041810:1654, 73:24:041810:1638.
Указанные запросы подписаны представителем банка Мошиной Еленой Геннадьевной, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 24.10.2014.
На электронный адрес Банка, указанный в запросах, 23.10.2015 поступило уведомление кадастровой палаты о несоответствии представленных запросов по форме и содержанию требованиям пункта 9 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 в„– 75, а именно: в представленной доверенности от 24.10.2014 отсутствует полномочие на обращение в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области за предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости.
При этом, кадастровой палатой указано, что в соответствии с пунктом 25 указанного Порядка вышеуказанные запросы считаются неполученными и не рассматриваются органом кадастрового учета.
Не согласившись с указанным уведомлением, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон в„– 221-ФЗ) общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.Часть 7 *** Федерального закона в„– 221-ФЗ предусматривает, что орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение этого положения приказом от 27.02.2010 в„– 75 утвержден Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - Порядок предоставления сведений кадастра).
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления сведений кадастра при представлении запроса представителем заявителя, действующим на основании доверенности, к такому запросу прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.
Так как специальным законом не установлены дополнительные требования к форме и содержанию доверенности, в этом случае применяются общие положения гражданского законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 в„– 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон в„– 208-ФЗ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.
Общие положения о доверенности закреплены в правилах статьи 185 ГК РФ, в частности, установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В силу пункта 1 статьи 187 ГК РФ лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено.
Исходя из изложенного, доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав.
В случаях, когда законодательством требуется специальное указание в доверенности на право совершения каких либо действий, такие полномочия именуются специальными и могут осуществляться поверенным только если они прямо указаны в доверенности.
Между тем, это требование может быть установлено только законом, поскольку в целом гражданское законодательство основывается на свободе отношений между всеми участниками гражданского оборота.
Требование о необходимости указания на наличие специальных полномочий не может быть введено или предъявлено по усмотрению органа в отсутствие законодательных ограничений свободы участников гражданских отношений.
В рассматриваемом случае, представленной в орган кадастрового учета доверенностью от 24.10.2014, выданной директором Ульяновского регионального филиала банка Лысановым С.Ю. (действует по доверенности, выданной 13.02.2013 председателем правления банка Патрушевым Д.Н.), Мошина Е.Г. уполномочена представлять интересы банка во всех органах законодательной и исполнительной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований на территории Ульяновской области, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделениях, территориальных подразделениях органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных учреждениях Банка России, а также во всех организациях независимо от формы собственности и места регистрации; подписывать от имени банка, представлять и получать соответствующие документы.
Указанная доверенность содержит, в том числе следующие полномочия: представлять интересы банка в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представительствовать от имени банка в суде, арбитражном, третейском суде, подразделениях службы судебных приставов. В соответствии с уставом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", размещенным на официальном сайте органа кадастрового учета, учреждение является государственной некоммерческой организацией.
Таким образом, доверенность от 24.10.2014 отвечает требованиям статьи 185 ГК РФ и подтверждает полномочия указанного лица представлять интересы банка во всех организациях независимо от формы собственности и места регистрации; подписывать от имени банка, представлять и получать соответствующие документы.
Ни Закон о кадастре, ни Порядок предоставления сведений кадастра не содержат указания на необходимость специальной оговорки в доверенности.
Пункт 4.3 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, на который ссылается кадастровая Палата, не является нормативным правовым актом. Кроме того, в уведомлении о не рассмотрении запросов кадастровая палата не указывает, что ей неясно содержание какого-либо полномочия, выраженного недостаточно полно и ясно, орган кадастрового учета указывает на отсутствие полномочия в доверенности, то есть указывает, что полномочие является специальным и должно быть указано в доверенности, что как следует из вышеизложенного, является неверным.
В данном случае, уполномоченным органом запросы в„– в„– 73-0-1-69/4004/2015-27490, 73-0-1-69/4004/2015-27494 о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по существу не рассмотрены, что противоречит Закону о кадастре и Порядку предоставления сведений кадастра.
В соответствии с положениями статьи 2 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
Установив, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, иные органы, по существу не рассмотрено, суд должен обязать этот орган рассмотреть обращение заявителя, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по делу в„– А72-15776/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
И.Ш.ЗАКИРОВА
------------------------------------------------------------------