Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2016 N Ф06-6295/2016 по делу N А65-16534/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемыми актами орган местного самоуправления признан нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с несоблюдением порядка приватизации муниципального имущества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нарушения антимонопольного законодательства не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. в„– Ф06-6295/2016

Дело в„– А65-16534/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей):
заявителя - Ахмадеевой Н.Н., доверенность от 16.09.2015 в„– 14101/кзио-исх; Чикириной Р.Г., доверенность от 23.10.2015 в„– кзио-исх,
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2015 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А65-16534/2015
по заявлению МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третье лицо: Меликян Николай Гришаевич, о признании недействительным решения от 24.06.2015 по жалобе Т 04-135/2015; о признании недействительным предписания от 24.06.2015 по жалобе Т 04-135/2015,

установил:

МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - заявитель, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 24.06.2015 по жалобе Т04-135/2015; о признании недействительным предписания от 24.06.2015 по жалобе Т04-135/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
До принятия решения Арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 17.03.2016 года до 11 часов 45 минут, после которого заседание продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в адрес антимонопольного органа поступила жалоба Меликяна Н.Г. (далее - третье лицо) на действия организатора торгов - МУ "Комитет земельных и имущественных отношений" ИК МО г. Казани при проведении открытого аукциона по продаже в собственность объектов, находящихся в муниципальной собственности г. Казани по 18-ти Лотам (извещение 050615/0076470/01 от 05.06.2015).
В ходе проверки обоснованности жалобы, ответчиком установлено, что извещение по продаже в собственность объектов, находящихся в муниципальной собственности г. Казани по 18-ти Лотам размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) - 05.06.2015.
По результатам рассмотрения жалобы Меликяна Н.Г. УФАС по РТ приняло решение от 24.06.2015 в„– Т04-135/2015 о признании жалобы обоснованной, о признании организатора торгов - МУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", нарушившим требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании решения антимонопольным органом 24.06.2015 выдано предписание, в соответствии с которым организатору торгов - МУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани":
1. Устранить выявленные нарушения требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего: внести изменение в извещение 050615/0076470/01 от 05.06.2015; отменить протоколы по лотам в„– 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14; повторно провести торги по лотам в„– 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
2. В течение 20 (двадцати) дней со дня получения настоящего предписания представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.
Заявитель, полагая, что вынесенное решение и предписание противоречат закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
Судами приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Судебные инстанции, исходя из оценки представленных сторонами в материалы дела доказательств, указали, что в материалы дела не представлены доказательства того, что Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" совершались какие либо действия, направленные на обеспечение конкуренции.
Выводы антимонопольного органа о нарушении Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции основаны на совершении им следующих действий, а именно, в выставлении вышеуказанного имущества на торги посредством проведения открытого аукциона, вместо реализации указанного имущества посредством публичного предложения.
Согласно материалам дела, извещение по продаже в собственность объектов, находящихся в муниципальной собственности г. Казани по 18-ти Лотам размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт) - 05.06.2015.
Организатор торгов - МУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Форма торгов - открытый аукцион.
Дата начала приема заявок - 01.06.2015.
Дата окончания приема заявок - 06.07.2015.
Дата и время проведения аукциона - 31.07.2015 в 10:00 часов.
Из письменных пояснений организатора торгов антимонопольным органом было установлено, что указанное имущество по лотам в„– 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14 ранее реализовывалось путем проведения аукциона, который был признан несостоявшимся (извещение в„– 240415/0076470/01 от 24.04.2015).
С учетом вышеизложенного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что организатором торгов указанное имущество по лотам в„– 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14 должно было реализовываться посредством публичного предложения.
Указанный вывод сделан антимонопольным органом, исходя из того, что были нарушены основы Федерального закона в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающий, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Суд, не соглашаясь с позицией УФАС по РТ, правомерно исходил из следующего.
Под приватизацией муниципального имущества, в соответствии с Федеральным законом в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Полномочия органов местного самоуправления по принятию решений о выборе способа приватизации является их правом, но не обязанностью.
Статья 18 Федерального закона от 21.12.2001 Федерального закона в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не содержит запрета повторного выставления собственником имущества на аукцион при несостоявшемся аукционе, а статья 23 этого же Закона - не содержит условия обязательной продажи имущества посредством публичного предложения после первых же несостоявшихся аукционных торгов.
Из анализа статьи 23 указанного Закона следует, что продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения должны предшествовать объявленные, но не состоявшиеся аукционные торги.
В то же время Федеральный закон от 21.12.2001 Федеральный закон в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не содержит какого-либо императивного запрета на повторное выставление имущества на повторный аукцион при несостоявшемся первом аукционе, поэтому необязательно продавать имущество посредством публичного предложения после первых же несостоявшихся аукционных торгов.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, в данном случае действия исполкома не могли привести к ограничению права неопределенного круга лиц, имевших намерение приобрести спорные объекты недвижимости, в том числе, гражданина Меликяна Н.Г., то есть не привели и не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, как пояснил заявитель, в соответствии с приказом от 06.07.2015 в„– 1425/КЗИО-ПК Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани сняты с аукционных торгов, объявленных на 10.00 ч. 31.07.2015 лоты в„– в„– 1, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14, внесены соответствующие изменения в извещения от 05.06.2015 в„– 050615/00764/70/01 и в информационные извещения на сайте kzio.kzn.ru.
Таким образом, оснований для выдачи оспариваемого предписания у антимонопольного органа не имелось.
Исходя из изложенного, суды правомерно указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения Муниципальным казенным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" каких-либо действий в ущерб конкурентным отношениям по преимущественному принципу.
Следовательно, поскольку УФАС по РТ не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность принятого решения, решение и предписание правомерно признаны недействительными.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по делу в„– А65-16534/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Ф.Г.ГАРИПОВА


------------------------------------------------------------------