Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2016 N Ф06-6279/2016 по делу N А55-10342/2015
Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Ответчик несвоевременно произвел выплату истцу компенсации за оказанные истцом услуги.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт просрочки исполнения ответчиком денежного обязательства подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. в„– Ф06-6279/2016

Дело в„– А55-10342/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
в отсутствие представителей:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Самарской области"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2015 (судья Шаруева Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу в„– А55-10342/2015
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Троеглазова Петра Тарасовича (ОГРНИП <...>) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области" (ОГРН 1026301425578) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

решением Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2015 удовлетворены исковые требования индивидуального предпринимателя Троеглазова Петра Тарасовича (далее - Предприниматель, истец) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Самарской области" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 82 859 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. Судом также взысканы с ответчика расходы на оплату юридических услуг - 26 500 руб. 00 коп., 3314 руб. 00 коп. - расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм права, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для их отмены или изменения.
Судом установлено, что Предпринимателем в 2012 - 2014 гг. были оказаны услуги по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны, имеющим право на установку памятников за счет средств Минобороны России.
В обоснование исковых требований о выплате компенсаций в сумме 4 891 821 руб. 00 коп. в связи с понесенными расходами истец представил необходимые документы, перечисленные в пункте 38 приказа Минобороны России от 13.01.2008 в„– 5.
Ответчиком оплата указанных расходов в пользу истца была произведена несвоевременно, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствам, начисленных истцом исходя из ставки рефинансирования Банка России - 8,25% в сумме 82 859 руб. 76 коп., рассчитанных истцом с применением положений статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за период по истечении семидневного срока с даты предоставления ответчику документов по дату фактической оплаты.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" погибшим (умершим) военнослужащим, погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы гарантирована оплата расходов, оказание похоронных услуг по погребению.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 в„– 460 на Минобороны России возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Законом о погребении также предусмотрена обязанность Минобороны России по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
В соответствии с пунктом 35 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 в„– 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2, утвержденного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
Согласно указанному пункту порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
Родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 утвержденного Порядка (пункт 36 Приказа Минобороны России от 13.01.2008 в„– 5).
В силу пункта 38 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 утвержденного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Предприниматель, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.
Закон о ветеранах и Закон о погребении не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно сделан вывод о том, что взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Суды установив, что спорные правоотношения фактически являются гражданско-правовыми, признали их подлежащими регулированию в соответствии со статьями 314, 395 ГК РФ.
В силу статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Как усматривается из материалов дела ответчик возложенное на него в силу закона обязательство по оплате за счет средств федерального бюджета понесенных ответчиком расходов на изготовление и установку надгробных памятников в разумные сроки (с момента поступления к нему необходимого пакета документов) не исполнил; рассмотрение заявлений истца по существу в установленный 7-дневный срок не обеспечил, доказательств направления в адрес истца уведомления о продлении срока рассмотрения обращений не представил (статья 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда о доказанности факта наличия на стороне ответчика просрочки исполнения имеющегося у него денежного обязательства.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Согласно пункту 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 в„– 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" при рассмотрении споров, возникающих в связи с неосновательным обогащением одного лица за счет другого лица, судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Оснований для уменьшения размера процентов в соответствии с частью 1 статьи 333 ГК РФ судом не установлено, поскольку соответствующее мотивированное ходатайство ответчиком не заявлено, доказательств несоответствия размера процентов последствиям нарушения обязательства не представлено.
Расходы по государственной пошлине по иску суд правомерно признал подлежащими взысканию с ответчика в полном объеме, в порядке статьи 110 АПК РФ.
Расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб. 00 коп., предъявленные истцом к взысканию, подтверждены: договором от 24.02.2015, РКО от 23.04.2015 в„– 67. Истцом также представлено решение Совета Палаты адвокатов Самарской области от 27.12.2012 в„– 12-08-12/СП "Об установлении минимальных ставок гонорара за оказание юридических услуг".
В то же время судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об уменьшении размера подлежащих взысканию с ответчика расходов на оплату услуг представителя до суммы 26 500 руб. 00 коп. в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ, с учетом оценки разумности понесенных истцом расходов, а также объема выполненной представителем работы по данному спору.
Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указанным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращения граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Названный Федеральный закон не может быть применен к рассматриваемым правоотношениям, кроме того, он не регламентирует гражданско-правовые правоотношения, фактически возникшие между сторонами спора, как и не регламентирует срок оплаты произведенных вышеуказанных работ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А55-10342/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.З.ЖЕЛАЕВА

Судьи
М.М.САБИРОВ
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------