Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2016 N Ф06-7984/2016 по делу N А12-26188/2015
Требование: О признании недействительным представления органа финансово-бюджетного надзора.
Обстоятельства: По результатам плановой выездной проверки органом финансово-бюджетного надзора было выявлено неправомерное расходование средств федерального бюджета при предоставлении отдельным гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку учреждением правомерно при определении размера льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг оплачивалась льгота спорным категориям граждан за счет средств субвенций с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. в„– Ф06-7984/2016

Дело в„– А12-26188/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2015 (судья Смагоринская Е.Б.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу в„– А12-26188/2015
по заявлению государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" (ОГРН 1103461004932, ИНН 3448051412) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (ОГРН 1043400325429, ИНН 3444115626) о признании недействительным представления, с участием в деле в качестве заинтересованного лица - Комитета социальной защиты населения Волгоградской области,

установил:

государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда" (далее - заявитель, учреждение, ГКУ "Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району Волгограда") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - Управление Росфиннадзора, административный орган) от 01.06.2015 в„– 07-42/51/07-14-07/1908.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росфиннадзора обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит, вынесенные по делу судебные акты изменить в части. Признать несоответствующими закону содержащиеся в мотивировочных частях указанных судебных актах выводы судов о том, что льгота по оплате коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 в„– 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о социальной защите граждан), должна представляться из расчета федерального стандарта социальной нормы площади жилья в размере 18 кв. м на одного человека.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу, Комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее - Комитет) просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Комитет отметил, что доводы кассационной жалобы уже дважды были проверены судами нижестоящих инстанций на предмет законности и обоснованности, им была дана надлежащая правовая оценка, каких-либо новых обстоятельств, влекущих отмену состоявшихся судебных актов не установлено.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление Росфиннадзора по результатам плановой выездной проверки использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 в„– 861, за 2014 год, учреждению выдано представление в„– 7-42153/07-14-07/1908.
Основанием для принятия указанного представления послужило выявленное в ходе проверки неправомерное расходование средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, на сумму 54 985 руб. при предоставлении 26 гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией льготных категорий граждан в соответствии с Законом о социальной защите граждан. В акте выездной проверки административного органа отражено, что расчет мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг данной категории граждан должен осуществляться не с учетом площади жилого помещения, исходя из федерального стандарта 18 кв. м на 1 гражданина, а с учетом фактически занимаемой гражданином (льготником) площади жилья (т.е. на долю льготника в жилом помещении), в связи с чем в 2014 году Центром не обеспечена результативность использования бюджетных ассигнований (оплата сверх стоимости фактически оказанных коммунальных услуг, приходящихся на льготника).
Согласно пункту 2 представления в„– 07-42153/07-14-07/1908 от 01.06.2015 Управление должно принять меры по предоставлению ежемесячных денежных выплат на оплату коммунальных услуг (в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона о социальной защите граждан, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Не согласившись с указанным представлением, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о социальной защите граждан гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о социальной защите граждан гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; (абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 в„– 176-ФЗ) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
На основании пункта 3 статьи 14 Закона о социальной защите граждан, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанным в законе категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением Главы администрации Волгоградской области от 09.11.2005 в„– 1132 "Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" областной стандарт социальной нормы площади жилья установлен в следующих размерах: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м общей площади жилья на семью, состоящую из двух человек; 33 кв. м общей площади жилья на одиноко проживающего человека.
Расчет авансовых сумм на оплату 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией осуществляется во всех центрах социальной защиты населения Волгоградской области в рамках единого программного обеспечения - автоматизированной системы "Социальный регистр населения Волгоградской области", которая внедрена приказом Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 19.04.2010 в„– 213, то есть механизм расчета един.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При этом ЕДВ на оплату ЖКУ в части расходов граждан на оплату жилого помещения предоставляются только на федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения - 18 кв. м, несмотря на количество членов семьи льготника.
Из материалов дела усматривается, что согласно акту проверки, личные дела граждан, относящихся к федеральным льготникам в соответствии с Законом о социальной защите граждан проверены сплошным порядком по фактически произведенным выплатам в 2014 году за счет субвенций из федерального бюджета в количестве 56 дел, то есть по 56 гражданам (льготникам).
В отношении всех 56 граждан учреждением применялся единообразный метод расчета выплаты за коммунальные услуги, то есть с учетом площади жилого помещения исходя из федерального стандарта - 18 кв. м на 1 гражданина, который, по мнению Управления Росфиннадзора, является неправомерным.
Между тем, в акте выездной проверки не содержится сведений о количестве граждан льготной категории, проживающих в жилых помещениях, не указана доля площади, приходящаяся на которых превышает социальную норму площади жилья 18 кв. м, и меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг которым предоставляются именно на 18 кв. м.
В акте отражена, по мнению административного органа, излишне выплаченная сумма ЕДВ на оплату ЖКУ в размере 54 985,00 руб., однако, расчет произведен исходя из федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения - 18 кв. м, а не из областного стандарта социальной нормы площади жилья в зависимости от количества членов семьи, соответственно, не ясно будет ли указанная сумма излишней при расчете исходя из областного стандарта.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 в„– 1092, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении данных полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ее территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт "а" пункта 68 указанных Правил).
В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Между тем, на основании пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
С учетом установленных обстоятельств до данному делу, исходя из предмета спора, суды правомерно пришли к обоснованному выводу, что Управлением Росфиннадзора не доказано по правилам статьи 198, 201, 65 АПК РФ, положений статьи 34, 162 БК РФ, что поставленные перед заявителем, как участником бюджетного процесса, задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению судом кассационной инстанции ввиду их несостоятельности, так как они были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу в„– А12-26188/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------