Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 N Ф06-5281/2015 по делу N А72-2527/2015
Требование: О признании недействительными предписаний государственного органа.
Обстоятельства: Государственный орган по результатам проверки деятельности исполнителя коммунальной услуги выявил нарушения и вынес предписания устранить допущенные нарушения в части расчета размера платы за коммунальные услуги.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение в части расчета размера платы за коммунальные услуги не установлено. Дополнительно: Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. в„– Ф06-5281/2015

Дело в„– А72-2527/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Максимова А.Ю., доверенность от 17.05.2016, Анисимовой Л.И., доверенность от 28.11.2016,
ответчика - Дерябиной Е.В., доверенность от 14.01.2016 в„– 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2016 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу в„– А72-2527/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области о признании недействительным предписания от 03.12.2014 в„– М-109 об устранении нарушения жилищного законодательства в части расчета платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение ОДН", "Холодное водоснабжение на ОДН", "Электроснабжение на ОДН день", "Электроснабжение на ОДН ночь" для жителей кв. в„– 125 дома 13 А по ул. Краснопролетарская, г. Ульяновск,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (далее - заявитель, ООО "СМУ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - Инспекция, госорган) от 03.12.2014 в„– М-109. Делу присвоен номер А72-2527/2015.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2016 решение суда первой инстанции от 23.07.2015 и постановление апелляционного суда от 12.10.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
ООО "СМУ" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции от 22.01.2016 в„– Ю-74. Делу присвоен номер А72-2417/2016.
ООО "СМУ" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции от 13.01.2016 в„– М-475. Делу присвоен номер А72-2684/2016.
ООО "СМУ" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции от 13.01.2016 в„– М-474. Делу присвоен номер А72-2683/2016.
Определениями от 17.05.2016 и от 07.06.2016 суд первой инстанции, в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединил данные дела в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А72-2527/2015.
Судом первой инстанции, в порядке статьи 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономического развития Ульяновской области (с 01.05.2016 Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу госорган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области до судебного заседания направлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда объявлялся перерыв до 14 часов 45 минут 06.12.2016.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.
Как следует из материалов дела, многоквартирные дома в„– 13а по ул. Краснопролетарская, в„– 29 пр. Заводской, в„– 29 ул. Заречная в г. Ульяновске находится в управлении ООО "СМУ" в соответствии с договорами управления многоквартирным домом и оснащены общедомовым прибором учета.
В ходе внеплановых документальных проверок Инспекция выявила факт нарушения обществом при начислении платы за холодное, горячее водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды требований абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
По результатам проверки от 03.12.2014 Инспекция составила акт в„– М-109 и выдала ООО "СМУ" предписание от 03.12.2014 в„– М-109, в соответствии с которым Инспекция обязала общество в срок до 15.01.2015 устранить нарушения жилищного законодательства в части расчета размера платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение ОДН", "Холодное водоснабжение на ОДН", "Электроснабжение на ОДН день", "Электроснабжение на ОДН ночь" для жителей кв. 125 дома 13а по ул. Краснопролетарская, г. Ульяновск.
По результатам проверки проведенной в период с 18.01.2016 по 22.01.2016 Инспекция составила акт от 22.01.2016 в„– Ю-74 и выдала ООО "СМУ" предписание от 22.01.2016 в„– Ю-74, в соответствии с которым Инспекция обязала общество в срок до 21.02.2016 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу "Горячее водоснабжение на ОДН" в октябре 2015 года.
По результатам проверки от 13.01.2016 Инспекция составила акт в„– М-474 и выдала ООО "СМУ" предписание от 13.01.2016 в„– М-475, в соответствии с которым Инспекция обязала общество в срок до 25.02.2016 устранить нарушения в части в части расчета платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение ОДН", "Холодное водоснабжение на ОДН" в октябре 2015 года для жителей кв. 60 дома 29 по ул. Заречная, г. Ульяновск.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 13.01.2016 в„– М-474 и выдала ООО "СМУ" предписание от 13.01.2016 в„– М-474, в соответствии с которым Инспекция обязала общество в срок до 25.02.2016 устранить нарушения в части расчета платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение ОДН" в октябре 2015 года для жителей кв. 190 дома 29 по пр. Заводской, г. Ульяновск.
Не согласившись с указанными предписаниями, ООО "СМУ" обратилось с настоящими заявлениями в арбитражный суд.
Судами установлено, что заявитель является исполнителем коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, электроснабжению на общедомовые нужды для потребителей, проживающих в вышеперечисленных домах.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определен пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг.
Во втором абзаце данного пункта предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, утвержденные приказом Министерства экономики Ульяновской области от 17.08.2012 в„– 06-265 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области" решением Ульяновского областного суда от 06.02.2014 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 в„– 80-АПГ14-4 признаны не действующими с 21.05.2014.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2014 в„– 80-АПГ14-5 признан противоречащим законодательству и не действующим со дня вступления решения в законную силу приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27.06.2013 в„– 06-243 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образовании "город Ульяновск" Ульяновской области".
Из содержания оспариваемых предписаний Инспекции следует, что в период, когда нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды признаны недействующими, у управляющей компании отсутствуют основания для начисления платы на общедомовые нужды, поскольку отсутствует установленный норматив, ограничивающий сверхнормативное потребление. Следовательно, как считает госорган, любое начисление на общедомовые нужды исходя из показаний общедомовых приборов учета является начисление платы в полном объеме, чем нарушаются положения абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из коллективного (общедомового) прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В силу положений пункта 6.2 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения объема коммунальных услуг в спорный период установлен Правилами предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 данных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг
В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества и обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункты 33, 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги, должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и полученные коммунальные услуги.
Действующее законодательство не предусматривает полного освобождения собственника жилого помещения в многоквартирном доме от оплаты полученного коммунального ресурса.
В целях стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе качественному предоставлению коммунальных услуг пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает начисление платы за объем указанных услуг с учетом установленного органом государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления.
По настоящему делу, в спорной период на территории Ульяновской области норматив потребления коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения на общедомовые нужды компетентным органом не установлен.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как указывает заявитель жалобы, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды взималась исключительно на основании приборов учета, то есть по факту, что не оспаривается Инспекцией.
При этом, в случаях временного отсутствия граждан при начислении по нормативу; при уточнении объемов потребления при несвоевременном предоставлении гражданами показаний приборов учета; при предоставлении актов проверки ИПУ; при изменении площади жилых помещений обществом производится перерасчет платы за потребление коммунальной услуги.
В связи с отсутствием установленных нормативов потребления коммунальных услуг общество исходило из возможности применения нормативов на общедомовые нужды исходя из ранее действующего приказа Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 в„– 06-266 в редакции от 31.01.2013.
Инспекция в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не доказала, что применение ранее установленного норматива нарушило права граждан.
В оспариваемых предписаниях Инспекция ограничилась лишь ссылками на Правила предоставления коммунальных услуг, не ссылаясь при этом на конкретные документы, свидетельствующие о нарушении прав граждан при начислении платы за коммунальные услуги по приборам учета в соответствии со статьей 157 ЖК РФ.
Делая выводы о необходимости заявителем начисления платы на общедомовые нужды за счет собственных средств, госорган не принял во внимание то, что такое начисление в силу положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг допускается только в случае превышения коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанное в случае превышения над нормативом потребления коммунальной услуги, поэтому неприменимо в данном конкретном случае.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 16.07.2015 в„– 22060-ОЛ/04 также разъяснила, что отсутствие в Ульяновской области установленных нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению препятствует применению абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг.
С учетом изложенного, требование госоргана в оспариваемых предписаниях произвести перерасчет размера платы по указанным в предписании адресам без установления конкретной суммы превышения начисления обществом платы за сверхнормативное потребление не может не нарушать права заявителя, имеющего право получать плату за предоставленные услуги.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает ранее принятые судебные акты подлежащими отмене, как основанные на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу в„– А72-2527/2015 отменить, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" - удовлетворить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 03.12.2014 в„– М-109, от 13.01.2016 в„– М-474, от 13.01.2016 в„– М-475 об устранении нарушения жилищного законодательства в части расчета платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды недействительными.
Признать предписание Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области от 22.01.2016 в„– Ю-74 о производстве перерасчета размера платы за коммунальную услугу "Горячее водоснабжение на ОДН" в октябре 2015 года недействительным.
Взыскать с Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Поручить Арбитражному суду Ульяновской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------