Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2016 N Ф06-5392/2015 по делу N А65-13306/2015
Требование: О признании недействительными решений налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган указал на то, что налогоплательщик осужденными, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанные доходы получены налогоплательщиком в рамках исполнения государственной функции - привлечения осужденных к оплачиваемому труду, основания для начисления налога отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. в„– Ф06-5392/2015

Дело в„– А65-13306/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
ответчика - Фахрутдинова Д.М., доверенность от 12.01.2016 в„– 2.4-0-14/000229,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу в„– А65-13306/2015
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония в„– 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (ИНН 1633000190, ОГРН 1021607354592), Республика Татарстан, Пестречинский район, с. Пановка, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительными решений от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/59, от 05.03.2015 в„– 2.11-0-16/60,

установил:

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония в„– 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/59, от 05.03.2015 в„– 2.11-0-16/60 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения необоснованного исключения из состава доходов, подлежащих налогообложению, доходов, полученных от продажи товаров (работ, услуг), произведенных (оказанных) осужденными, привлеченными к труду; решения по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан) от 06.04.2015 в„– 2.14-0-18/008163@; об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год в сумме 295 010 руб.
Заявитель уточнил предмет требования и просил признать решения Межрайонной ИФНС России в„– 6 по Республике Татарстан от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/59, от 05.03.2015 в„– 2.11-0-16/60 об отказе в привлечении к ответственности недействительными в полном объеме, заявил отказ от заявленных требований к УФНС России по Республике Татарстан, а также заявил отказ от требований в части обязания возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год в сумме 295 010 руб. Отказ от заявленных требований в части признания недействительным решения УФНС России по Республике Татарстан от 06.04.2015 в„– 2.14-0-18/008163@ и в части обязания возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за период 2011 год, 2012 год в сумме 295 010 руб. принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 отказ заявителя от требований о признании недействительным решения УФНС России по Республике Татарстан от 06.04.2015 в„– 2.14-0-18/008163 и о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 295 010 руб. принят, производство по делу в указанной части прекращено. Заявление удовлетворено, решения Межрайонной ИФНС России в„– 6 по Республике Татарстан об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/59, в„– 2.11-0-19-60 признаны незаконными. На Межрайонную ИФНС России в„– 6 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Татарстан.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, инспекция обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяца 2011 года и за полугодие 2012 года
По результатам проверки налоговым органом составлены акты камеральной налоговой проверки от 12.01.2015 в„– 2.11-0-19/9, от 12.01.2015 в„– 2.11-0-19/10, по результатам которого приняты решения от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/59, от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/60 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/59 налогоплательщику доначислен налог на прибыль в сумме 175 598 руб., решением от 05.03.2015 в„– 2.11-0-19/60 доначислена сумма авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 79 614 руб., налог на прибыль в размере 39 807 руб.
Учреждение, на основании статей 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обжаловало указанные решения в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 06.04.2015 в„– 2.14-0-18/008163@ решения инспекции оставлены без изменений.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая определяется как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Данная правовая норма действует с 01.01.2011.
Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду являются доходами федерального бюджета, порядок отражения которых установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 в„– 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 в„– 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов), а также приказом Министерства финансов Российской Федерации 21.07.2010 в„– 73н, утвердившего Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности (далее - Порядок).
Согласно пункту 8 Порядка в„– 73н операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются казенным учреждением, исполняющим наказания, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на основании расходных расписаний, а лимиты бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, доведенные до казенного учреждения не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Кроме того, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (действующего с 01.01.2011) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Следовательно, как верно указали суды, данная норма применяется только к средствам, полученным в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг, а также к доходам, полученным от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы; государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Следовательно, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при соблюдении следующих условий:
- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;
- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.
Пунктом 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 в„– 5473-1 "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 в„– 1314 на Федеральную службу исполнения наказаний возложены полномочия по привлечению осужденных к труду.
В силу пункта 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Таким образом, привлечение осужденных к оплачиваемому труду является одной из государственных функций.
Довод налогового органа о том что, реализация товаров и услуг учреждением не может рассматриваться в качестве государственной функции, так как в данном случае учреждением заключается не государственный контракт, а гражданско-правовой договор судебная коллегия считает несостоятельным.
Как установлено судами, в пункте 1.1 устава Учреждения установлено, что ФКУ "ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан" является учреждением уголовно-исполнительной системы и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учреждение является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения (пункт 1.6 Устава). Согласно пункту 1.10 Устава ФКУ "ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан" не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт получения учреждением дохода от привлечения осужденных к труду отражен налоговым органом в акте проверки. Данный факт подтверждается также самим заявителем.
Согласно пункту 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка в„– 73н средства, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, зачисляются в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 в„– 92н, в федеральный бюджет на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары).
Исходя из вышеуказанных нормативных актов, судебные инстанции обоснованно указали, что рассматриваемые доходы - это доходы, полученные от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, а не выручка от реализации продукции.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как полученные в рамках такой государственной функции, как привлечение осужденных к оплачиваемому труду, в силу подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А65-13306/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------