По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2016 N Ф06-11879/2016 по делу N А12-57309/2015
Требование: О признании незаконными действий органа местного самоуправления по демонтажу павильона, недействительными распоряжения и уведомления органа местного самоуправления о демонтаже павильона.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением обществу предписано демонтировать самовольно установленный нестационарный объект .
Решение: Требование удовлетворено в части признания недействительным распоряжения и незаконными действий по демонтажу павильона, поскольку павильон установлен и эксплуатируется обществом на основании действующего договора аренды земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. в„– Ф06-11879/2016
Дело в„– А12-57309/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
заявителя - Тоцкого А.И., доверенность от 27.05.2016,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Центрального района Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2016 (судья Двоянова Т.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Веряскина С.Г., Кузьмичев С.А.)
по делу в„– А12-57309/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградские спортивные лотереи" (ИНН 3444099477 ОГРНИП 1023403431358) к администрации Центрального района Волгограда (ИНН 3444048169, ОГРН 1023403443579) о признании незаконными действий, ненормативного правового акта недействительным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Волгоградские спортивные лотереи" (далее - ООО "Волгоградские спортивные лотереи", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Центрального района Волгограда (далее - администрация) о признании незаконными действий администрации по демонтажу (переносу) принадлежащего заявителю павильона в рамках "Порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда", утвержденного постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 в„– 764, выразившихся в уведомлении от 03.12.2015 о фиксации самовольно установленного объекта, издании распоряжения от 15.02.2016 в„– 41-Р о демонтаже самовольно установленного объекта; уведомлении от 25.02.2016 о вывозе самовольно установленного объекта, признании незаконным, недействительным распоряжения администрации от 15.02.2016 в„– 41-Р, признании незаконными действия администрации по уведомлению заявителя о самовольной установке киоска и о его сносе.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2016 заявленные требования общества удовлетворены в части. Признаны: незаконными действия администрации по демонтажу (переносу) принадлежащего заявителю павильона в рамках "Порядка демонтажа...", утвержденного постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 в„– 764, выразившиеся в издании распоряжения от 15.02.2016 в„– 41-Р о демонтаже самовольно установленного объекта; недействительным распоряжение администрации от 15.02.2016 в„– 41-Р. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций в части удовлетворения заявленных требований, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в указанной части отменить, принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, согласно письму Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 06.11.2015 в„– 21380, договор аренды от 18.08.2006 в„– 4/67 земельного участка по проспекту им. В.И.Ленина, 25-27 расторгнут 30.12.2006; выводы судом о том, что общество по истечению срока действия договора аренды от 18.08.2006 в„– 4/67 продолжало пользоваться земельным участком, договор считается возобновленным на неопределенный срок, являются ошибочными, поскольку факт пользования земельным участком по истечению срока действия договора не может свидетельствовать о возобновлении договора на неопределенный срок; администрацией соблюден алгоритм действий после вынесения решения комиссии, установленный Порядком, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 в„– 764.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.02.2016 администрацией принято распоряжение в„– 41-Р, которым обществу предписано в течение десяти рабочих дней со дня издания распоряжения демонтировать самовольно установленный нестационарный объект - киоск с вывеской "Цветы" (цвет серый с синим, размер 2,5 м х 4,9 м, площадь 12,2 кв. м), расположенный на земельном участке между зданиями в„– 25 и 27 по проспекту им. В.И.Ленина, в Центральном районе Волгограда.
ООО "Волгоградские спортивные лотереи" полагая, что действия администрации по демонтажу нестационарного объекта и изданное распоряжение являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что киоск установлен на земельном участке и эксплуатируется на законном основании, в соответствии с действующим договором аренды.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы судов правильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 ЗК РФ).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 в„– 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград" установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
Волгоградской городской Думой 25.01.2012 принято решение в„– 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда", которым администрации Волгограда поручено в срок до 05.02.2012 провести ревизионные мероприятия по выявлению самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда и подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, в срок до 01.04.2012 обеспечить демонтаж самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, которые могут способствовать возникновению чрезвычайных и пожароопасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жителей Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 в„– 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - постановление администрации Волгограда от 12.04.2013 в„– 764, Порядок демонтажа нестационарных объектов), Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Порядок демонтажа нестационарных объектов регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества.
Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов, администрации направляют в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с привлечением специалистов администраций, департамента по промышленности и торговле администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации.
Между администрацией Волгограда и ООО "Волгоградские спортивные лотереи" 18.08.2006 заключен договор краткосрочный аренды земельного участка в„– 4/67 из земель поселений площадью 12,3 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Центральный район, 25-27.
Согласно пункту 2.1 договор заключается на срок с 01.01.2006 по 30.12.2006.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок согласно статье 610 ГК РФ.
После истечения срока действия договора от 18.08.2006 в„– 4/67, при отсутствии возражений администрации, арендатор (ООО "Волгоградские спортивные лотереи") продолжил пользоваться земельным участком, вследствие чего указанный договор аренды в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ был продлен на неопределенный срок.
В силу части 2 статьи 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, имеющего статус продленного на неопределенный срок, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Статья 610 ГК РФ не устанавливает каких-либо условий для реализации права одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора аренды, заключенного на неопределенный срок, кроме срока предупреждения о таком отказе.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что заинтересованная сторона должна любым доступным способом известить другую сторону об отказе от договора.
Закон связывает наступление (возникновение) либо прекращение обязательств для одной из сторон договора аренды с момента получения от другой стороны соответствующего уведомления.
Бремя надлежащего извещения контрагента и, следовательно, представление данных доказательств возлагается на сторону, выразившую намерение отказаться от договора. Если арендатор не получил уведомления, то оно не признается надлежащим при условии, что у арендодателя имелись сведения о других его адресах. Поэтому уведомления следует рассылать по всем известным на момент направления адресам арендатора. Тогда порядок расторжения договора будет признан соблюденным, даже если арендатор не получит уведомления, а также если после отправки уведомления он сообщит о других своих адресах.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрацией представлено письмо Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 06.11.2015 в„– 21380, согласно которому договор аренды от 18.08.2006 в„– 4/67 земельного участка по проспекту им. В.И.Ленина, 25-27 расторгнут 30.12.2006.
Заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов, в частности, относительно спорного объекта неоднократно откладывалось в связи с необходимостью представления информации о наличии действующего договора аренды, о расторжении указанного договора, а также отсутствием подтверждения уведомления собственника о расторжении договора аренды.
Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств того, что арендодатель выразил волю на прекращение арендных отношений после 30.12.2006, а арендатор возвратил истцу арендованное имущество, в связи с чем договор считается заключенным на неопределенный срок.
Представленная в материалы дела переписка сторон в 2014 - 2015 годах свидетельствует как о волеизъявлении общества на использование земельного участка той же площадью, так и об отсутствии воли администрации на отказ от договора аренды или внесение в него каких-либо изменений (извещение к договору аренды от 11.01.2014, письмо Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 17.12.2015 в„– 10/25376, письмо ООО "Волгоградские спортивные лотереи" от 19.01.2016 в„– 1).
Кроме того, из письма Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда от 17.12.2015 в„– 10/25376 следует, что за ООО "Волгоградские спортивные лотереи" числится задолженность по арендной плате за землю в размере 40 182,61 руб. (в т.ч. по арендной плате - 29 156,20 руб., неустойка - 11 026 руб.), сложившаяся за период с 01.01.2006 по 15.12.2015.
Таким образом, расположенный на земельном участке между зданиями в„– 25 и в„– 27 по проспекту им. В.И.Ленина в Центральном районе Волгограда киоск с вывеской "Цветы" (цвет серый с синим, размер 2,5 м х 4,9 м, площадь 12,2 кв. м), установлен и эксплуатируется на основании действующего договора аренды.
При этом задолженность по договору аренды от 18.06.2006 в„– 4/67 ООО "Волгоградские спортивные лотереи" перечислена платежными поручениями от 19.01.2016 в„– 16, от 09.02.2016 в„– 74 в сумме соответственно 11 600 руб. и 886,08 руб.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия администрации по изданию распоряжения от 15.02.2016 в„– 41-Р о демонтаже самовольно установленного объекта, а также оспариваемое распоряжение не соответствуют пункту 2 постановления администрации Волгограда от 12.04.2013 в„– 764, нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и удовлетворил заявленные требования в части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В остальной части законность принятых судебных актов судом округа не проверялась, поскольку она не обжаловалась лицами, участвующими в деле.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 по делу в„– А12-57309/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
М.В.КОНОПЛЕВА
------------------------------------------------------------------