Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2016 N Ф06-4710/2015 по делу N А57-3736/2015
Требование: О взыскании задолженности по обязательным ежемесячным платежам.
Обстоятельства: Муниципальное образование не производило оплату оказанных АТСЖ услуг за содержание и ремонт общего имущества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обязанность собственника помещений оплатить услуги за содержание и ремонт общего имущества предусмотрена законом и не обусловлена выставлением счетов на оплату.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 г. в„– Ф06-4710/2015

Дело в„– А57-3736/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Арукаевой И.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2015 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу в„– А57-3736/2015
по исковому заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) о взыскании денежных средств, с участием третьих лиц: муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по управлению имуществом г. Саратова,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - АТСЖ Ленинского района, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам, ответчик) и муниципальному образованию "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов") в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация МО "Город Саратов", ответчик) о взыскании 32 393,04 рублей в счет уплаты задолженности по обязательным ежемесячным платежам за период с 01.04.2014 по 30.09.2014.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом г. Саратова.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015, требования истца удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взыскано 32 393,04 рублей в счет уплаты задолженности по обязательным ежемесячным платежам за период с 01.04.2014 по 30.09.2014.
Не согласившись с указанными судебными актами, Комитет по финансам обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
Полагает, что Комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является собственником нежилых помещений, а является финансовым органом администрации МО "Город Саратов", осуществляющим контрольную деятельность в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Заявитель жалобы ссылается на то, что бюджетным законодательством не допускается перечисление денежных средств субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Отмечает, что судами не учтено то обстоятельство, что решение Саратовской городской Думы от 23.06.1998 в„– 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", на которое сослался суд, утратило силу с 23.10.2009 в связи с изданием решения Саратовской городской Думы от 23.10.2009 в„– 44-535.
Указывает, что платежные документы на внесение платы за коммунальные услуги по нежилым помещениям ответчику не приходили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, жилые дома в„– 2 по ул. Чехова, в„– 25 по ул. 1-я Прокатная, в„– 4 по ул. Перспективной г. Саратова выбрали способ управления в виде товариществ собственников жилья "Чехов", "Техстекло" и "Днепр 2004" соответственно.
В силу условий договоров, а также уставных целей и задач Ассоциация ТСЖ Ленинского района осуществляет обслуживание общего имущества многоквартирных домов, представляет и защищает имущественные интересы собственников жилья и их объединений, связанные с управлением общим имуществом в данных домах, в судах, в отношениях с третьими лицами.
МО "Город Саратов" является собственником нежилых помещений в доме в„– 2 по ул. Чехова (общая площадь 107,9 кв. м), в доме в„– 25 по ул. 1-я Прокатной (общая площадь 53,6 кв. м) и в доме в„– 4 по ул. Перспективной (общая площадь 106 кв. м).
Указывая, что в период с 01.04.2014 по 30.09.2014 ответчик не оплатил расходы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов и его долг согласно представленному истцом расчету с уточнениями составил 32 393,04 рублей, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Разрешая исковые требования, суды, верно руководствуясь статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 37, 39, 152, 153, 154, 155, 156, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, пришли к правильному выводу, что ответчик как собственник помещений в силу прямого указания закона обязан нести соразмерно его доле расходы на содержание и ремонт, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также вносить плату за коммунальные услуги, и удовлетворили требования, взыскав с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района 32 393,04 рублей в счет уплаты задолженности.
Кроме того, обязанность ответчика как собственника спорных нежилых помещений вносить обязательные ежемесячные платежи определена вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.01.2015 по делу в„– А57-7037/2014, где сторонами по делу являются те же лица.
Доказательств оплаты истцу подлежащих оплате в спорный период и обоснованно требуемых денежных средств суду представлено не было.
Положенный в основу решения суда расчет задолженности признан судами верным и ответчиком не опровергнут.
Довод жалобы, что Комитет по финансам не должен выступать на стороне ответчика по делу, отклоняются судом кассационной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам администрации МО "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 в„– 19-172 (в ред. от 26.05.2011), Комитет по финансам является финансовым органом администрации МО "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета МО "Город Саратов".
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
Пунктами 3.3, 3.23 Положения предусмотрено, что Комитет организует исполнение бюджета, является главным администратором доходов бюджета.
В соответствии с пунктом 3.44 Положения Комитет выступает в суде от имени МО "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.45 Положения Комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу, что исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени МО "Город Саратов" применительно к рассматриваемым правоотношениям, является Комитет по финансам.
Здесь следует отметить, что ссылка суда первой инстанции на утратившее силу решение Саратовской городской Думы от 23.06.1998 в„– 21-183 не привело к принятию неправильного решения, в связи с чем соответствующий довод отклоняется.
Также судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права довод заявителя кассационной жалобы о том, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на содержание общего имущества многоквартирных домов.
В данном случае речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получении субсидии), а об обязанности МО "Город Саратов" как собственника спорных помещений ежемесячно нести расходы на содержание и ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество в порядке и размере, установленных общим собранием членов товарищества, с учетом положений действующего законодательства.
Судебной коллегией признаются несостоятельными и доводы жалобы об отсутствии оснований для уплаты спорных сумм со ссылкой на ненаправление в адрес ответчика платежных документов на оплату услуг, поскольку обязанность оплатить услуги предусмотрена законом и не обусловлена выставлением счетов на оплату.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их переоценки и отмены либо изменения судебных актов по доводам жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по делу в„– А57-3736/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Н.А.ТЮРИНА
И.В.АРУКАЕВА


------------------------------------------------------------------