По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.02.2016 N Ф06-4581/2015 по делу N А65-14988/2014
Требование: О признании кадастровой ошибки при определении границ земельного участка и внесении изменений в его координаты в соответствии с межевым планом, обязании исправить кадастровую ошибку на основании межевого плана.
Обстоятельства: Истец указал, что наличие кадастровой ошибки создает препятствия в реализации постановления об изъятии путем выкупа земельных участков для размещения объекта газоснабжения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств наличия кадастровой ошибки не представлено, заключение кадастрового органа было оформлено без выезда специалиста на местность, исправление кадастровой ошибки по существу представляет собой изменение границ смежных земельных участков.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. в„– Ф06-4581/2015
Дело в„– А65-14988/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
при участии:
истца - представителя Авдеева Д.А. (доверенность от 29.12.2015),
ответчика (ООО "АгроТакт") - Гайфуллина Ф.А. (решение от 15.07.2015 в„– 5), представителя Ахмадиева М.Ш. (доверенность от 14.09.2015),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2015 (судья Коротенко С.И.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Пышкина Н.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу в„– А65-14988/2014
по исковому заявлению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1027700485757) к обществу с ограниченной ответственностью "АгроТакт" (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709), ж.д. ст. Высокая Гора, при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Геройл", г. Казань, Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республике Татарстан, Исполнительного комитета Березкинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республике Татарстан, о признании кадастровой ошибки и внесении изменений в координаты земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108 в соответствии с межевым планом, обязании кадастровую палату поставить земельный участок на кадастровый учет,
установил:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - кадастровая палата, ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ) и обществу с ограниченной ответственностью "АгроТакт" (далее - общество, ООО "АгроТакт") о признании наличии кадастровой ошибки при определении границ земельного участка с кадастровым номером 16:16:04 06 03:108, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Березкинское сельское поселение, и внесении изменений в его координаты в соответствии с межевым планом, представленным ООО "Геройл" 20.01.2014, в том числе о признании действительными следующие уточненные координаты указанного земельного участка:
Обозначение
характерных
точек границ
Существующие координаты
Уточненные координаты
X
Y
X
Y
Hi
-
-
503647,80
1317847,40
н2
-
-
503650,00
1317860,50
н3
-
-
503649,30
1317861,80
н4
-
-
503636,50
1317865,20
н5
-
-
503634,30
1317863,90
н6
-
-
503632,10
1317850,80
н7
-
-
503632,80
1317849,50
н8
-
-
503645,60
1317846,10
Hi
-
-
503647,80
1317847,40
161
503763,10
1318059,90
503763,08
1318059,86
162
503764,30
1318061,60
503764,30
1318061,60
163
503766,00
1318064,10
503766,05
1318064,10
158
503762,80
1318066,60
503762,82
1318066.55
159
503761,60
1318064,90
503761,65
1318064,88
160
503759,90
1318062,30
503759,85
1318062,31
161
503763,10
1318059,90
503763,08
1318059,86
170
503754,70
1318072,10
503754,68
1318072,10
171
503757,20
1318074,00
503757,22
1318074,04
172
503754,50
1318077,40
503754,52
1318077,38
173
503752,00
1318075,60
503752,02
1318075,55
170
503754,70
1318072,10
503754,68
1318072,10
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ исправить кадастровую ошибку в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 16:16:04 06 03:108 на основании представленного межевого плана (в частности, внести изменения в координаты названного земельного участка с учетом отмеченных в пункте 1 сведений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, общество с ограниченной ответственностью "Геройл", Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Березкинского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2015 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что сведения о кадастровой ошибке, изложенные в межевом плане, подготовленном ООО "Геройл", не соответствуют сведениям и координатам, содержащихся в кадастровых делах земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:040603:108, 16:16:000000:56, 16:16:000000:126, 16616:040601:100; доказательств, подтверждающих наличие кадастровой ошибки Министерством не представлено, кроме того, заключение кадастрового инженера ООО "Геройл" было проведено аналитическим методом без учета вновь образованных земельных участков ООО "Газпром трансгаз Казань", данные обстоятельства подтверждены результатами судебной экспертизы.
В кассационной жалобе Министерства, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы, сделанные в судебной экспертизе, назначенной определением суда от 24.12.2014, наличие кадастровой ошибки не опровергают.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против отмены судебных актов, также ссылался на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2006 в„– 10, которым признано утратившим силу постановление того же органа об изъятии земельного участка у ООО "АгроТакт".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании протокола общего собрания учредителей о создании в г. Казани ООО "АгроТакт" от 10.06.2009, акта приема-передачи имущества, передаваемого в качестве учредительного вклада в Уставной капитал ООО "АгроТакт" от 10.06.2009 в„– 1 ООО "АгроТакт" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:16:6040603:108 площадью 1 082 102 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Березкинское сельское поселение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.09.2009 серии 16-АБ в„– 299362, выпиской из ЕГРП от 11.07.2014 в„– 01/070/2014-433.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10.12.2013 в„– 1600/301/13-714963 указанный земельный участок с кадастровым номером 16:16:040603:108 имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь 1 082 102 кв. м, правообладатель ООО "АгроТакт", сведения об указанном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 30.12.2008.
В целях реализации инвестиционного проекта "Реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке 220 - 285 км" 09.10.2013 Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление в„– 737 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд", в соответствии с которым принято предложение Министерства об изъятии путем выкупа земельных участков общей площадью 5,5662 га, местоположение которых устанавливается согласно координатам в приложении для размещения газоснабжения.
В Приложении к указанному постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан указан перечень земельных участков, часть которых подлежит изъятию для государственных нужд, в том числе земельный участок с кадастровым номером 16:16:6040603:108, собственником которого является ООО "АгроТакт", с указанием изымаемой площади под дорогу и соответствующих координат X и Y.
Во исполнение данного постановления по заданию Министерства ООО "Геройл" подготовило межевой план по разделу земельного участка с целью образования изымаемых земельных участков общей площадью 5,5662 га.
Министерство обратилось ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ с заявлением от 13.12.2013 в„– 35-136560 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, приложив к нему, в том числе межевой план от 12.12.2013 в„– 1.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ от 20.12.2013 в„– 1600/501/13-25393 приостановлено осуществления кадастрового учета в связи с тем, что выявлены пересечения границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами земельных участков с кадастровыми номерами 1266166040603:39 (входящего в состав единого землепользования 16:16:000000:56), 16:16:040603:37 (входящего в состав единого землепользования 16:16:000000:56), 16:16:040603:105 (входящего в состав единого землепользования 16:16:000000:126), прошедших государственный кадастровый учет.
Впоследствии ООО "Геройл" по заказу Министерства был подготовлен межевой план от 20.01.2014 с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 16:16:6040603:108 в связи с исправлением кадастровой ошибки, из которого следует, что после исправления кадастровой ошибки площадь указанного земельного участка составляет 1 081 816 кв. м.
Министерство письмом от 03.04.2014 в„– 1-30/3782, а также ООО "Геройл" письмом от 03.04.2014 в„– 16/02-2014 ООО "АгроТакт" уведомили о том, что в связи с выявлением кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108 необходимо:
- обществу связаться с ООО "Геройл";
- дать согласие для проведения кадастровых работ по исправлению кадастровой ошибки, ознакомиться с проектом межевого плана, утвердить межевой план по исправлению кадастровой ошибки и подписать акт согласования границ земельного участка;
- обратиться в ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ с заявлением об учете изменения земельного участка.
Поскольку указанное обращение Министерства обществом оставлено без внимания, а также наличие кадастровой ошибки создает препятствия Министерству в реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2013 в„– 737, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Вместе с тем впоследствии постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2016 в„– 10, опубликованным на Официальном Портале правовой информации Республики Татарстан 19.01.2016, признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2013 в„– 737.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона в„– 221-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона в„– 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона в„– 221-ФЗ предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в ГКН.
В силу части 1 статьи 16 Закона в„– 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В пункте 2 части 1 статьи 22 Закона в„– 221-ФЗ закреплено, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Исходя из части 1 статьи 38 Закона в„– 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (часть 2 статьи 38 Закона в„– 221-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 38 Закона в„– 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона в„– 221-ФЗ.
Согласно статье 3 приказа Росземкадастра от 02.10.2002 в„– П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых на государственный кадастровый учет" документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, оформляются в виде Описаний земельных участков.
Пунктом 2 статьи 16 Закона в„– 221-ФЗ предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов (статья 22 Закона в„– 221-ФЗ).
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В качестве доказательств положенных в основу материально правовых требований Министерством представлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108 в связи с исправлением кадастровой ошибки.
В силу части 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Правила части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Разрешая спор, суды двух инстанций установили, что ООО "Геройл" изготовлен межевой план аналитическим методом на основании существующих сведений в государственном кадастре недвижимости в отношении образуемых земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:040603:39, 16:16:040603:37 и 16:16:040603:105 без выезда специалиста на местность для проведения геодезических мероприятий.
Вместе с тем из кадастрового дела следует, что площадь исходного земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108 соответствует материалам межевания.
Определением от 24.12.2014 по ходатайству ООО "АгроТакт" была назначена судебная землеустроительная экспертиза на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проведение которой было поручено ОАО Республиканский кадастровый центр "Земля", эксперту Степановой Н.В.
Из заключения эксперта от 13.05.2015 в„– 1-8/368 следует, что межевой план от 20.01.2014 по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108 в связи с кадастровой ошибкой был подготовлен ООО "Геройл" без учета вновь образованных земельных участков ООО "Газпром трансгаз Казань" площадью 5442,48 кв. м согласно приложений 1, 1а-18, 18а, при этом были исключены площади только под земельными участками 16:16:040603:39, 16:16:040603:37 входящие в единое землепользование 16:16:000000:56 площадью 35 кв. м и обособленного земельного участка 16:16:040603:105 площадью 255,29 кв. м, входящего в единое землепользования 16:16:000000:126, общая площадь составляет 290,29 кв. м, отмежеванные в 2005 году.
При таких обстоятельствах межевой план, подготовленный ООО "Геройл" и положенный в основу требований Министерства, не может признаваться надлежащим доказательством, подтверждающим юридически значимые обстоятельства для данного спора.
Сведения о кадастровой ошибке отражены в межевом плане, изготовленном с нарушением требований действующего законодательства, не могут быть приняты во внимание при разрешении спора, поскольку данные о координатах не соответствуют сведениям, содержащимся в кадастровых делах с земельными участками с кадастровыми номерами 16:16:040603:108, 16:16:000000:56, 16:16:000000:126, 16616:040601:100, что как следствие исключает правомерность доводов заявителя о наличии кадастровой ошибки.
Кроме того, следует отметить, что право на обращение в суд основано Министерством со ссылкой на постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2013 в„– 737 "Об изъятии земельных участков для государственных нужд", принятого в рамках инвестиционного проекта по реконструкции газопровода, однако названный акт отменен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2016 в„– 10 (опубликовано на Официальном Портале 19.01.2016).
Таким образом, учитывая, что уполномоченным органом принято решение о выкупе всего земельного участка площадью 108,2102 га с кадастровым номером 16:16:040603:108, находящегося в собственности общества, сведения из межевого плана, изготовленного в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108, и определение границ образованного участка в результате такого раздела также не могут являться основанием для удовлетворения требований, поскольку уже существует решение об изъятии всего земельного участка площадью, который соответствует материалам межевания.
Следует отметить, что требования Министерства об исправлении кадастровой ошибки земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108, выявленной при подготовке межевого плана по разделу земельного участка с целью образования изымаемого участка общей площадью 5,5662 га, по сути, направлены, в том числе на изменение границ смежных участков с кадастровыми номерами 16:16:040603:39, 16:16:040603:37, 16:16:040603:105, также прошедших государственный кадастровый учет.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона в„– 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В силу части 3.1 статьи 25 Закона в„– 221-ФЗ, если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Согласно части 4 статьи 28 Закона в„– 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Частью 5 статьи 28 Закона в„– 221-ФЗ установлено, что при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях орган кадастрового учета принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
На основании части 7 статьи 28 Закона в„– 221-ФЗ по истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 5 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган кадастрового учета вправе внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя.
В соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Исходя из положений указанного пункта, суд вправе сделать выводы о допущенном регистрирующем органе нарушении только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды двух инстанций установили, что исправление кадастровой ошибки, являющееся предметом настоящего спора, по существу представляет собой изменение границ смежных земельных участков, принадлежащих обществу и другим землепользователям.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в рассматриваемом случае имеется спор о праве, в связи с чем, Министерством избран ненадлежащий способ защиты.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.06.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу в„– А65-14988/2014 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ
------------------------------------------------------------------