Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.11.2016 N Ф06-22425/2013 по делу N А06-4609/2014
Требование: О взыскании убытков в виде затрат на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей.
Обстоятельства: Общество, осуществляющее эксплуатацию тепловых сетей, указало, что орган тарифного регулирования не включил в состав необходимой валовой выручки расходы на содержание бесхозяйных сетей, сославшись на отсутствие у них статуса бесхозяйных.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку независимо от того, принимался или нет спорный участок сетей в муниципальную собственность, собственником сетей, расположенных в населенном пункте, в силу закона является муниципальное образование, обществом представлены доказательства, подтверждающие факт причинения ему вреда, а также размер убытков.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2016 г. в„– Ф06-22425/2013

Дело в„– А06-4609/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2016 года.Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Желаевой М.З.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (правопреемник общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания") - Зыряновой Н.С., доверенность от 01.07.2016 в„– 5,
администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Зуева С.Н., доверенность от 06.10.2016 в„– 30-09-218,
Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Абрамяна Р.Т., доверенность от 11.01.2016 б/н,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Астрахань" и Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.04.2016 (судья Соколова А.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 (председательствующий судья Грабко О.В., судьи Агибалова Г.И., Самохвалова А.Ю.)
по делу в„– А06-4609/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" к муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице администрации муниципального образования "Город Астрахань" о взыскании убытков в размере 2 863 638,42 руб., с участием третьих лиц: Финансово-казначейского управления администрации муниципального образования "Город Астрахань", Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань", Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань",

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - администрация, ответчик) о взыскании убытков в размере 2 863 638,42 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014, исковые требования удовлетворены. С МО "Город Астрахань" в лице администрации за счет казны МО "Город Астрахань" в пользу общества взысканы убытки в размере 2 863 638,42 руб., судебные расходы в сумме 37 318,19 руб.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 08.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2015 в„– 306-ЭС15-8563 обществу отказано в передаче кассационной жалобы на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2015 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При новом рассмотрении истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные им исковые требования и просил взыскать с МО "Город Астрахань" в лице администрации за счет казны МО "Город Астрахань" в пользу общества убытки в размере 2 863 638,42 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 37 318,19 руб.
После нового рассмотрения, решением Арбитражного суда Астраханской области от 11.04.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016, исковые требования удовлетворены. С МО "Город Астрахань" в лице администрации за счет казны МО "Город Астрахань" в пользу общества взысканы убытки в размере 2 863 638,42 руб., судебные расходы в сумме 37 318,19 руб.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация и Финансово-казначейское управление администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Управление) обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на территории города Астрахани в сентябре - октябре 2010 года были выявлены бесхозяйные тепловые сети, перечень которых определен постановлением администрации города Астрахани от 21.02.2011 в„– 1432 "Об определении ООО "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" в качестве теплосетевой организации" (далее - постановление в„– 1432).
В соответствии с пунктом 1 постановления администрацией города Астрахани на переходный период до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Правил организации теплоснабжения, филиал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани определен в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями.
Пунктом 3 постановления администрацией города Астрахани на филиал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани была возложена обязанность - принять в эксплуатацию бесхозяйные тепловые сети, которые непосредственно соединены с тепловыми сетями филиала ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани, расположенные в левобережной части города, согласно Приложению к Постановлению; осуществлять надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети.
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления в„– 1432 для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" с 21.02.2011 приступило к эксплуатации и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей в количестве 392 единиц, участвующие в технологической схеме по транспортировке и передаче тепловой энергии от теплоснабжающей организации ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" до потребителей.
Сторонами подписан акт приема-передачи бесхозяйные сети и согласованы затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей.
В связи с тем, что указанные сети длительное время не имели собственника, ответчик непрерывно проводил ремонтные работы для их содержания в состоянии, пригодном для теплоснабжения потребителей.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" неоднократно обращалось в Службу по тарифам Астраханской области для установления тарифа на тепловую энергию, однако Служба по тарифам Астраханской области отказывала истцу во включении в состав необходимой валовой выручки организации расходов на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и не включала указанные затраты в соответствующие тарифы.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", полагая, что отказом Службы по тарифам Астраханской области во включении затрат на эксплуатацию в тариф на тепловую энергию истцу причинены убытки в виде затрат на ремонт и обслуживание указанных тепловых сетей, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в службу по тарифам Астраханской области для установления тарифа на тепловую энергию на 2012, 2013, 2014 года. В составе тарифной заявки на 2012 год, 2013 год и на 2014 год (заявление от 27.04.2011 в„– 03-04-4-92, от 25.04.2012 в„– 03-04-4-89, от 25.04.2013 в„– 03-01/1010) предоставлялись документы по фактическим затратам по тепловым сетям, не переданных на техническое обслуживание: тепловая сеть по ул. 6-я Дорожная, 42; тепловая сеть по ул. Тамбовская, 32; тепловая сеть по ул. Боевая, 72 а, к. 1; тепловая сеть по ул. Советской Милиции, 2; тепловая сеть по ул. Фиолетова, 7 - 9; тепловая сеть по ул. Савушкина, 21 - 23; тепловая сеть по ул. Бурова, 6; тепловая сеть по ул. 11 Красной Армии, 3; тепловая сеть по ул. Сун Ят-Сена, 41 а; тепловая сеть по ул. Победы, 54, к. 5; тепловая сеть по ул. Яблочкова, 22; тепловая сеть по ул. Яблочкова, 22 а; тепловая сеть по ул. З. Космодемьянской, 65; тепловая сеть по ул. Селенского, 15 а; тепловая сеть по ул. Н. Островского, 134; тепловая сеть по ул. Сун Ят-Сена, 64 а; тепловая сеть по ул. Боевая, 59.
Соответствующими протоколами и экспертными заключениями Службы по тарифам Астраханской области расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей в состав необходимой валовой выручки организации на 2012, 2013 года включены не были.
Основанием для отказа Службы по тарифам Астраханской области во включении затрат в тариф на тепловую энергию стало не подтверждение статуса "бесхозяйности" спорных сетей, ввиду отсутствия материалов об их принятии на учет, органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2014 по делу в„– А06-5918/2013 бездействие администрации города Астрахани, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, перечень которых определен постановлением в„– 1432, признано незаконным.
Аналогичная ситуация сложилась и в 2014 году, что подтверждается ответом руководителя Службы по тарифам Астраханской области от 26.02.2015 в„– ст/03-13-0562, из которого следует, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию ООО "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" на 2014 - 2017 года в составе расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, Службой по тарифам Астраханской области затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей не учитывались, так как отсутствуют документы, подтверждающие присвоение тепловым сетям правового статуса "бесхозяйности" регистрирующим органом.
За период с 07.10.2011 по 09.12.2013 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" по письменному поручению администрации города Астрахани вынуждено было выполнить ремонт на 34 участках "бесхозяйных" тепловых сетей.
За 2011 год выполнен ремонт 12 участков тепловых сетей, стоимость материалов составила 536 189,65 руб., стоимость услуг 558 880,11 руб. Факт проведения указанных ремонтных работ подтвержден согласованными с администрацией города Астрахани актами приемки тепловой сети из ремонта (от 07.10.2011 б/н, от 20.10.2011 в„– 1, от 01.11.2011 в„– 8, от 09.11.2011 в„– 6, от 25.11.2011 в„– 11, от 20.10.2011 в„– 2, от 28.10.2011 в„– 3, от 28.10.2011 б/н, от 07.11.2011 в„– 5, от 06.11.2011 в„– 4, от 07.11.2011 в„– 7, от 10.01.2012 в„– 10).
За 2012 год был выполнен ремонт 11 участков тепловых сетей, стоимость материалов составила 654 939,27 руб., стоимость услуг 422 673,70 руб. Факт проведения указанных ремонтных работ подтвержден согласованными с администрацией города Астрахани актами приемки тепловой сети из ремонта (от 29.01.2012 б/н, от 13.06.2012 б/н, от 05.06.2012 б/н, от 20.01.2012 б/н, от 30.05.2012 б/н, от 03.07.2012 б/н, от 27.06.2012 б/н, от 30.03.2012 б/н, от 22.01.2012 б/н, от 28.01.2012 б/н).
За 2013 год был выполнен ремонт 11 участков тепловых сетей, стоимость материалов составила 89 661,94 руб., стоимость услуг 601 293,75 руб. Факт проведения указанных ремонтных работ подтвержден согласованными с администрацией города Астрахани актами приемки тепловой сети из ремонта (от 18.01.2013 N, от 14.03.2013 в„– 2, от 20.03.2013 в„– 23, от 16.03.2013 в„– 4, от 12.08.2013 в„– 5, от 11.11.2013 в„– 8, от 15.11.2013 в„– 9, от 04.12.2013 в„– 10, от 26.12.2013 в„– 11, от 09.12.2013 в„– 12, от 02.12.2013 в„– 13).
Итого за период с 07.10.2011 по 09.12.2013 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" затрачено 2 863 638,42 руб. собственных средств. Согласно бухгалтерской отчетности, чистый убыток за 2012 год ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" составил 670 562,00 руб., по филиалу в г. Астрахань 304 205,00 руб.; за 2013 год ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" составил 453 487,00 руб., по филиалу в г. Астрахань 262 663,00 руб.
Экспертной группой Службы по тарифам Астраханской области в 2011, 2012 годы в результате анализа показателей ликвидности баланса охарактеризовала финансовое состояния ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" как неликвидное и нестабильное. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости неудовлетворительные (экспертное заключение службы по тарифам Астраханской области от 30.09.2011, от 05.11.2012).
С учетом изложенных обстоятельств, суды пришли к выводу, о доказанности факта неполучения прибыли истцом от эксплуатации и пользования спорным имуществом.
Кроме того, суды правильно указали, что решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к ведению органов местного самоуправления.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 1, пункта 5 статьи 8 Закона в„– 190-ФЗ, статей 225, 290 - 293 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 в„– 580, судами был сделан вывод, что органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.
Необращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, и пункта 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 в„– 580.При этом если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу части 4 статьи 8, частей 5, 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 2 Правил в„– 808 (определения понятий "граница балансовой принадлежности" и "точка поставки") точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя с бесхозяйными тепловыми сетями. При этом бремя содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети лежит на организации, оказывающей услуги по передаче энергоресурса (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 в„– 305-ЭС15-513).
В пункте 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 в„– 115, установлена обязанность энергоснабжающей организации при текущей эксплуатации тепловых сетей поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, в том числе выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие.
Судами установлено, что администрации города Астрахани было известно о существовании бесхозяйных тепловых сетей на территории муниципального образования с 2010 года, однако не с момента выявления бесхозяйных сетей (2010 год), не с момента передачи сетей на обслуживание в ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (2011 год) ответчик не предпринимал никаких мер для определения правового статуса бесхозяйным сетям (принятия мер по постановке бесхозяйного имущества на учет), установления их собственника, то есть неправомерно бездействовал и, тем самым причинял убытки истцу.
Как правильно отметили суды, исполняя социально значимые функции по организации нормального функционирования теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему города и определить теплосетевые организации для их обслуживания.
С 01.01.2015 действует Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 в„– 701, который существенно не изменил ранее действующее Положение в части принятия на учет бесхозяйного имущества.
Так, согласно пункту 15 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества
В этой связи суды посчитали, что независимо от того, принимался или нет спорный участок сетей в муниципальную собственность, собственником сетей, расположенных в населенном пункте, является муниципальное образование в силу закона (иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 ГК РФ, пришли к выводу о том, что истцом представлены доказательства, подтверждающие факт причинения ему вреда бездействием ответчика, наличие причинно-следственной связи между понесенными убытками и виновным поведением ответчика, а также размер убытков, в связи с чем признали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, аналогичны доводам, изложенным в апелляционных жалобах, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, то есть не свидетельствуют о судебной ошибке, и подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования суда апелляционной инстанции, и получили надлежащую оценку, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании произведенной ими оценки имеющихся в деле доказательств, по причине несогласия заявителей жалоб с результатами указанной оценки судов, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ.
Между тем, иная оценка заявителями жалоб установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствуют о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено, то основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 11.04.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 по делу в„– А06-4609/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА

Судьи
М.М.САБИРОВ
М.З.ЖЕЛАЕВА


------------------------------------------------------------------