По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2016 N Ф06-11708/2016 по делу N А06-11376/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ за несоблюдение ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. в„– Ф06-11708/2016
Дело в„– А06-11376/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В, Ольховикова А.Н.
при участии представителей:
заявителя - Семенченок И.П., доверенность от 04.05.2016 в„– 16050401,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2016 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу в„– А06-11376/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (ОГРН 1057748902144, ИНН 7702583250) к Астраханской таможне о признании незаконным и отмене постановления, третье лицо - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (далее - общество "ЛЛК-Интернешнл", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни от 05.11.2015 по делу в„– 10311000-492/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, между обществом "ЛЛК-Интернешнл" (Москва, Российская Федерация) и обществом с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ ЛУБРИКАНТС Украина" (Киев, Украина) (далее общество - "ЛУКОЙЛ ЛУБРИКАНТС Украина") заключен контракт от 24.04.2016 в„– 15L0173 на поставку товара - фасованные масла.
27.04.2015 общество обратилось в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) с заявлением о получении заключения о возможности экспорта товарной группы легкомоторных масел по вышеназванному контракту в адрес общества без применения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.
02.06.2015 заявителю выдано разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в„– 469М5-СТ20 на экспорт легкомоторных масел по контракту в„– 15L0173 в адрес общества "ЛУКОЙЛ ЛУБРИКАНТС Украина" согласно приложению.
В приложении указан перечень поставляемой продукции, под в„– 1 указан товар "ЛУКОЙЛ Промывочное масло", СТО 00148599-007-2008, количество 8000 кг.
Согласно паспорту продукции в„– 11Л1508146 товар "ЛУКОЙЛ Промывочное масло", СТО 00148599-007-2008 предназначен для промывки системы смазки бензиновых и дизельных двигателей автомобилей от образовавшихся при эксплуатации отложений без их разборки.
В период июль - август 2015 года на Красноармейском таможенном посту Астраханской таможни в соответствии с разрешением Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации в„– 469М5-СТ20 оформлено две декларации на товары, по таможенной процедуре экспорта, декларант общество "ЛЛК-Интернешнл", получатель общество "ЛУКОЙЛ ЛУБРИКАНТС Украина":
1) Декларация на товары в„– 10311090\290715\0006157, вес товара "ЛУКОЙЛ Промывочное масло" составил 4579,2 кг;
2) Декларация на товары в„– 10311090\190815\0006794, вес товара "ЛУКОЙЛ Промывочное масло" составил 2511,36 кг.
Общий вес товара "ЛУКОЙЛ Промывочное масло", оформленного по указанным декларациям, составил 7090,56 кг, остаток 909,44 кг.
21.08.2015 на Красноармейский таможенный пост Астраханской таможни подана декларация на товары, вывозимые в Украину по внешнеторговому контракту от 24.04.2015 в„– 15L0173, которой присвоен регистрационный номер 10311090/210815/0006831.
В ходе проведения документального контроля выявлено превышение количества задекларированного товара в„– 8 "ЛУКОЙЛ Промывочное масло" относительно указанного в разрешении Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации от 02.06.2015 в„– 469М5-СТ20.
Согласно приложению к вышеназванному разрешению Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации разрешен экспорт 8000 кг товара "ЛУКОЙЛ Промывочное масло".
В декларации на товары в„– 10311090/210815/0006831 задекларировано 1255,68 кг "ЛУКОЙЛ Промывочное масло", а ранее по указанному выше контракту вывезено 7090,56 кг данного товара.
Вес товара, разрешенного к вывозу согласно разрешению ФСТЭК России от 02.06.2015 в„– 469М5-СТ20, превышен на 346,24 кг.
В результате проверки таможенным органом в соответствии с положениями пункта 1 статьи 201 и пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза отказано в выпуске товара в„– 8 "ЛУКОЙЛ Промывочное масло".
Административный орган пришел к выводу, что заявителем в отношении товара "ЛУКОЙЛ Промывочное масло", задекларированного по декларации на товары в„– 10311090/210815/0006831, в количестве 346,24 кг не соблюдены ограничения на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.
В связи с этим таможенным органом 16.09.2015 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам рассмотрения материалов дела таможенным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 16.10.2015 в„– 10311000-492/2015, на основании которого 05.11.2015 вынесено оспариваемое постановление в„– 10311000-492/2015 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, в виде взыскания 200 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Положениями пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза. К таким документам, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.
Согласно пункту 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.1999 в„– 183-ФЗ "Об экспортном контроле" российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 в„– 517 "О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности" российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны в установленном настоящими Правилами порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией (далее - разрешение) в случае, если они: были информированы в письменной форме Федеральной службой по техническому и экспортному контролю о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности; имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных абзацем первым настоящего пункта целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц (пункт 2 правил утвержденных указанным постановлением).
Для участников внешнеэкономической деятельности основаниями полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, в частности, кроме прочего, являются: указание иностранным покупателем (получателем) в качестве места использования приобретаемой продукции территории или объекта с регламентированным посещением для иностранных граждан либо территории, на которой отмечается высокий уровень террористической активности (подпункт 14 пункта 3 Правил).
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (пункт 5 Правил).
Судами установлено, что обществом "ЛЛК-Интернешнл" товары вывозятся в Украину в адрес получателя общества "Лукойл Лубрикантс Украина" в соответствии с договором от 24.04.2015 в„– 45L0173.
14.04.2015 общество обратилось в ФСТЭК РФ с заявлением о получении заключения о возможности экспорта товара "ЛУКОЙЛ Промывочное масло" в объеме 8000 кг.
По обращению общества ФСТЭК РФ проведена идентификация горюче-смазочных материалов по указанной внешнеэкономической сделке на предмет соответствия техническим описаниям пунктов и позиций списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, утвержденных указами Президента Российской Федерации.
По результатам идентификации сделан вывод о том, что планируемые к поставке горюче-смазочные материалы не подпадают под эти списки, однако по своим техническим характеристикам относятся к категории товаров, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, в частности военной автомобильной техники.
Межведомственной экспертной группой в составе представителей МИД России, ФСВТС России, ФСБ России и ФСТЭК России оформлено разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление экспорта горюче-смазочных материалов по обращению заявителя.
На основании данного заключения обществу выдано разрешение от 02.06.2015 в„– 469/15-СТ20 на вывоз в Украину 8000 кг промывочного масла.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что поскольку Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации сделала вывод о необходимости выдаче именно разрешения на промывочные масла в количестве 8000 кг, полагая, что данный товар по своим техническим характеристикам относится к категории товаров, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, в частности военной автомобильной техники, то общество, получив разрешение от 02.06.2015 в„– в„– 469/15-СТ20 на данный вид товара, обязано было получить разрешение и для вывоза 346,24 кг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующие о том, что обществом приняты все зависящие от него меры для соблюдения таможенного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлены.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что рассматриваемом случае подлежат применению положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, об отсутствии события административного правонарушения были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 по делу в„– А06-11376/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
------------------------------------------------------------------