Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2016 N Ф06-12073/2016 по делу N А72-11929/2015
Требование: О признании незаконным отказа во внесении изменений в схему нестационарных торговых объектов, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Предприниматель ссылался на то, что органом местного самоуправления его заявление о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов по существу рассмотрено не было, решение по нему не принято.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлен факт незаконного бездействия органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. в„– Ф06-12073/2016

Дело в„– А72-11929/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2016 (судья Коннова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу в„– А72-11929/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Старкова Евгения Владимировича, г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитету по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании незаконным отказа во внесении изменений в схему нестационарных торговых объектов, устранить допущенные нарушения.

установил:

индивидуальный предприниматель Старков Евгений Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация) о признании незаконным решение заседания рабочей группы Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска (далее - комитет) от 31.07.2015 в части отказа во внесении изменений в схему НТО (нестационарных торговых объектов), обязании комитета внести изменения в схему НТО по адресу: г. Ульяновск, возле остановки "Поликлиника в„– 6" по пр. Авиастроителей (пункт 404 раздела "Заволжский район") в части увеличения площади с 40,0 кв. м до 100,0 кв. м.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.09.2015 удовлетворено ходатайство предпринимателя об уточнении заявленных требований о признании незаконным отказа комитета от 12.08.2015 в„– 495/03-05 о внесении изменений в схему НТО по адресу: г. Ульяновск, возле остановки "Поликлиника в„– 6" по пр. Авиастроителей (пункт 404 раздела "Заволжский район") в части увеличения площади с 40,0 кв. м до 100,0 кв. м, обязании администрации внести изменения в схему НТО по адресу: г. Ульяновск, возле остановки "Поликлиника в„– 6" по пр. Авиастроителей (пункт 404 раздела "Заволжский район") в части увеличения площади с 40,0 кв. м до 100,0 кв. м, о привлечении к участию в деле в качестве соответчика комитета.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 21.01.2016, 28.01.2016 удовлетворено ходатайств предпринимателя об уточнении заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016, суд признал незаконным бездействие администрации при рассмотрении обращения предпринимателя о внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск" по адресу: г. Ульяновск, возле остановки "Поликлиника в„– 6" по пр. Авиастроителей (пункт 404 раздела "Заволжский район") в части увеличения площади с 40,0 кв. м до 100,0 кв. м, обязал администрацию устранить указанные нарушения путем рассмотрения обращения предпринимателя и принятия решения по нему. В удовлетворении заявленных требований к Комитету по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска отказано.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве предприниматель полагает судебные акты правильными, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2015 по результатам рассмотрения обращения предпринимателя о внесении изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденную постановлением администрации от 22.03.2013 в„– 1183, на заседании рабочей группы по разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов по вопросу "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск" администрацией принято решение: комитету подготовить проект постановления о внесении дополнения в схему размещения НТО по адресу: возле остановки "Поликлиника в„– 6" по пр. Авиастроителей. Площадь земельного участка 40,0 кв. м.
Постановлением администрации от 27.05.2015 в„– 2850 внесено изменение в схему НТО, в частности, раздел "Заволжский район" дополнен строкой 404: возле остановки "Поликлиника в„– 6" по пр. Авиастроителей, площадь 40,0 кв. м.
Предприниматель обратился с заявлением от 10.07.2015 в комитет о внесении изменения в схему НТО в части увеличения площади с 40 кв. м до 100 кв. м под специализированный отдел сельскохозяйственной продукции с благоустройством прилегающей территории и высадкой зеленых насаждений.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления 31.07.2015 администрацией отказано предпринимателю во включении в схему НТО, так как ранее на испрашиваемый земельный участок по данному адресу обращались другие хозяйствующие субъекты.
Комитет письмом от 12.08.2015 сообщил предпринимателю, что 07.08.2015 принято решение оставить решение от 31.07.2015 без изменения, отказать предпринимателю во внесении изменений в схему НТО, так как ранее на испрашиваемый земельный участок по данному адресу обращались другие хозяйствующие субъекты с аналогичным обращением.
28.09.2015 предприниматель повторно обратился с заявлением в комитет о внесении изменения в схему НТО в части увеличения площади с 40 кв. м до 100 кв. м под специализированный отдел сельскохозяйственной продукции с благоустройством прилегающей территории и высадкой зеленых насаждений.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления 16.10.2015 администрацией принято решение о подготовки комитетом проекта постановления о внесении изменения в пункте 404 раздела "Заволжский район" схемы размещения НТО в части изменения площади земельного участка с 40,0 кв. м до 100,0 кв. м.
Поскольку соответствующие изменения в схему НТО до настоящего момента не внесены, отказ во внесении изменений в схему НТО после вышеуказанного положительного решения рабочей группы от 16.10.2015 не получен, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Администрация, комитет заявленные требования не признали, мотивируя тем, что внесение изменений в схему НТО не носит заявительный характер, не является муниципальной услугой, орган местного самоуправления свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему НТО, поскольку целью утверждения схемы НТО является необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) в схему, действующим законодательством не установлены сроки внесения изменений в схему НТО на основании заявлений субъектов предпринимательской деятельности.
Заявитель уточнил требования, добавив пункт 3, в котором просил обязать администрацию выполнить комплекс мероприятий по внесению изменений в схему размещения НТО.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - закон в„– 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 закона в„– 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Частями 3, 4 указанной статьи предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Министерства сельского хозяйства Ульяновской области от 27.01.2012 в„– 47 (с учетом изменений, внесенных приказами в„– 233 от 26.04.2012, в„– 8 от 28.02.2014) установлен Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок в„– 47).
Из пункта 2 Порядка в„– 47 следует, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу пункта 8 Порядка в„– 47 схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования. При разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления рассматривает предложения, поступившие от граждан и хозяйствующих субъектов. Ограничение сроков приема предложений не допускается.
Пунктом 12 Порядка в„– 47 установлено, что решение о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также решение о внесении изменения (изменений) в схему размещения нестационарных торговых объектов принимаются в форме правовых актов органов местного самоуправления, определенных уставами соответствующих муниципальных образований, в том числе на основании заявлений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Ограничение сроков приема предложений не допускается.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 статьи 38 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к полномочиям администрации относятся разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновской области.
Постановлением администрации от 22.03.2013 в„– 1183 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (временных сооружений) на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Постановлением администрации от 27.05.2015 в„– 2850 внесено изменение в схему НТО, в частности, раздел "Заволжский район" дополнен строкой 404: возле остановки "Поликлиника в„– 6" по проспекту Авиастроителей, площадь - 40,0 кв. м.
Таким образом, администрация является уполномоченным органом местного самоуправления, ответственным за разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Судами установлено, что администрацией заявление предпринимателя о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов по существу рассмотрено не было, решение по нему не принято.
В связи с чем, суды пришли к выводу о том, что бездействие администрации противоречит Федеральному закону в„– 381-ФЗ и Порядку в„– 47, материалами дела подтверждено бездействие, выразившееся в уклонении от исполнения законных обязанностей уполномоченного органа по рассмотрению заявления предпринимателя.
Суды двух инстанций признали бездействие администрации в нерассмотрении по существу заявления предпринимателя о внесении изменений в схему размещения НТО.
Доводы администрации и комитета о том, что в данной сфере правоотношений сроки внесения изменений в схему НТО на основании заявлений субъектов предпринимательской деятельности не установлены, поэтому бездействие не усматривается, судами отклонены.
При этом суды исходили из положений Федерального закона от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон в„– 59-ФЗ), а также понятия "разумные сроки" рассмотрения обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (хозяйствующих субъектов).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона в„– 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Законом в„– 59-ФЗ.
В данном случае все "разумные" сроки для принятия любого решения по заявлению предпринимателя с учетом принятия положительного решения от 16.10.2015 рабочей группы истекли, что свидетельствует о совершении незаконного бездействия со стороны администрации.
Администрация обязана была надлежащим образом завершить начатую по заявлению предпринимателя процедуру внесения изменений в схему НТО и принять либо решение о внесении изменений в схему НТО либо решение об отказе во внесении изменений в схему НТО.
Таким образом, судами признано, что бездействие администрации не соответствует вышеуказанным положениям Закона в„– 381-ФЗ, Закона в„– 59-ФЗ, Порядка в„– 47, Порядка в„– 6 и нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
У уполномоченного органа местного самоуправления отсутствовали какие-либо препятствия для принятия любого решения по заявлению предпринимателя. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию администрации в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 по делу в„– А72-11929/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------