По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2016 N Ф06-13284/2016 по делу N А55-31924/2015
Требование: О признании незаконным решения административного органа о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, обязании устранить допущенные нарушения прав.
Обстоятельства: В ответ на заявление предприятия о продлении срока действия договора пользования водным объектом административный орган указал, что право на заключение договора водопользования на испрашиваемую акваторию должно быть приобретено на аукционе.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлены факты нарушения административным органом порядка предоставления акватории водного объекта в пользование и права предприятия на заключение договора водопользования без проведения аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. в„– Ф06-13284/2016
Дело в„– А55-31924/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - Савватеевой Т.Ф., доверенность от 04.08.2016 в„– 110,
отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Коцюбинской Г.С., доверенность от 22.08.2016 в„– ПБ-8-1960/10,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу в„– А55-31924/2015
по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ИНН 6315702029, ОГРН 1026300966559) к отделу водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, о признании незаконным решения, выраженного в извещении от 30.11.2015 в„– ДИ-12/3099.
установил:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП "Трамвайно-троллейбусное управление", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Управление, административный орган) о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, выраженного в извещении от 30.11.2015 в„– ДИ-12/3099; обязании административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем рассмотрения заявления от 17.11.2015 в„– 4937 и решение вопроса о возможности предоставления в пользование предприятия акватории водного объекта реки Волга Саратовского водохранилища, находящегося по адресу: Самарская область, город Самара, Волжский район, площадью акватории 0,00489 кв. км, 1404 км от устья реки Волга, левый берег, для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей с координатами: т. 1 53°13'39.1832" с.ш., 50°04'08.6865" в.д.; т. 2 53°13'38.7148" с.ш., 50°04'11.2040" в.д.; т. 3 53°13'35.6255" с.ш., 50°04'09.6071" в.д.; т. 4 53°13'36.0938" с.ш., 50°04'07.0896" в.д., в порядке и сроки, установленные "Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 в„– 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - Правила в„– 165).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, выраженное в извещении от 30.11.2015 в„– ДИ-12/3099. На административный орган возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные статьей 15 Водного кодекса Российской Федерации, Правилами в„– 165, заявления от 17.11.2015 в„– 4937 о предоставлении в пользование предприятия акватории водного объекта реки Волга Саратовского водохранилища, находящегося по адресу: Самарская область, город Самара, Волжский район, площадью акватории 0,00489 кв. км, 1404 км от устья реки Волга, левый берег, для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей с координатами: т. 1 53°13'39.1832" с.ш., 50°04'08.6865" в.д.; т. 2 53°13'38.7148" с.ш., 50°04'11.2040" в.д.; т. 3 53°13'35.6255" с.ш., 50°04'09.6071" в.д.; т. 4 53°13'36.0938" с.ш., 50°04'07.0896" в.д.
Управление, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы административный орган указывает, что данный случай использования акватории водного объекта предполагает необходимость заключения договора водопользования только по результатам аукциона.
В судебном заседании 06.10.2016 был объявлен перерыв до 09 часов 10 минут 11.010.2016 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, МП "Трамвайно-троллейбусное управление" была получена лицензия от 27.05.2005 в„– СМР 0009 БВТБВ для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей со сроком действия до 01.07.2015.
Во исполнении названной лицензии, между Управлением и МП "Трамвайно-троллейбусное управление" заключен договор от 26.08.2005 в„– 17 пользования водным объектом р. Волга (Саратовское водохранилище), находящимся по адресу: Самарская область, город Самара, Волжский район, площадью акватории 0,00489 кв. км, 1404 км от устья реки Волга, левый берег, для размещения причала и использования водного объекта в качестве судоходных путей с координатами: т. 1 53°13'39.1832" с.ш., 50°04'08.6865" в.д.; т. 2 53°13'38.7148" с.ш., 50°04'11.2040" в.д.; т. 3 53°13'35.6255" с.ш., 50°04'09.6071" в.д.; т. 4 53°13'36.0938" с.ш., 50°04'07.0896" в.д.
Ввиду истечения срока действия договора и лицензии 01.07.2015, Предприятие обратилось в Управление с заявлением для продления срока действия данного договора, на которое административным органом выдано извещение от 30.11.2015 в„– ДИ-12/3099 о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договоров водопользования.
В указанном извещении Управление известило заявителя о том, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 в„– 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" право на заключение договора водопользования на испрашиваемую акваторию должно быть приобретено на аукционе.
В названном сообщении также указано, что информация о проведении аукциона будет размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.torgi.gov.ru.
Не согласившись с данным решением административного органа о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, Предприятие обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оспаривая действия административного орган, заявитель указал, что данный участок акватории необходим Предприятию для использования водного объекта с целью размещения для отстоя маломерных судов в совместное водопользование с размещением на водном объекте понтонного сооружения, а также базы отдыха, которая находится на балансе предприятия, земельный участок на основании договора аренды от 06.03.1996 в„– 86 находится на праве аренды до 2056 года, в связи с чем заявление должно рассматриваться в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 в„– 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании" без проведения аукциона.
Судебные инстанции признали оспариваемое решение, выраженное в извещении от 30.11.2015 в„– ДИ-12/3099 незаконным, указав, что в нарушение установленных законодательством Российской Федерации пунктов 22, 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 в„– 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании", Управление, не размещая сообщение о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение о проведении аукциона.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
Согласно статье 16 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВК РФ.
Порядок заключения договора водопользования определен Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 в„– 165 "О подготовке и заключении договора водопользовании".
Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные Постановлением в„– 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 ВК РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для: забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Настоящие Правила не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
В соответствии с пунктом 4 Правил подготовки и заключения договора водопользования, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересовавшиеся в получении водного объекта в пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3, по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта.
Согласно пункту 22 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением в„– 165 уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов: рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти; утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 в„– 1039; при признании возможным использования водного объекта: в соответствии с пунктами 8 и 12 настоящих Правил - оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении; в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил - размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной; при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.
На основании пункта 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования после рассмотрения документов о предоставлении в пользование акватории водного объекта при положительной оценке возможности ее использования для заявленной цели документы от иных претендентов на предоставление этой акватории водного объекта для указанной цели могут быть представлены в 30-дневный срок с даты размещения на официальном сайте в сети Интернет или опубликования в официальном печатном издании уполномоченного органа сообщения о приеме документов от иных претендентов.
Поступившие в течение этого срока документы рассматриваются в порядке, установленном настоящими Правилами.
При нескольких претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 в„– 230.
В соответствии с пунктом 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, если документы от других претендентов не поступили, уполномоченный орган в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов оформляет договор водопользования с заявителем в соответствии с настоящими Правилами.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 в„– 230 договор подготавливается к заключению в случае если имеется несколько претендентов на его заключение.
В силу пункта 1 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 в„– 230, эти Правила определяют порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о необходимости разметки границ участка акватории водного объекта, о предоставлении которого в пользование просил заявитель, и о его намерении обустроить этот участок акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности в материалы дела не представлено.
В нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил Управление, не размещая сообщения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение о проведении аукциона и разместило извещение о проведении аукциона, направив в адрес заявителя извещение от 30.11.2015 в„– ДИ-12/3099 о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, тем самым нарушив установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта для размещения отстоя маломерных судов в совместное водопользование с размещением на водном объекте понтонного сооружения без проведения аукциона.
Таким образом, оспариваемые действия Управления не соответствуют положениям Закона и нарушают права заявителя.
В данном случае Управление должно рассмотреть заявление муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" о заключении договора водопользования вышеуказанным участком акватории водного объекта в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 165.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 по делу в„– А55-31924/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.А.САВКИНА
Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА
------------------------------------------------------------------