Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.05.2016 N Ф06-8362/2016 по делу N А49-8014/2015
Требование: О признании недействительным требования территориального органа Фонда медицинского страхования о возвращении в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, и об уплате штрафа за нецелевое использование средств.
Обстоятельства: По мнению общества, оспариваемое требование, вынесенное в связи с осуществлением обществом расходов по организации питания больных при проведении заместительной почечной терапии, является незаконным.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество не превысило установленный соглашением тариф на оплату медицинской помощи.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пензенской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. в„– Ф06-8362/2016

Дело в„– А49-8014/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
истца - Файзрахмановой А.Ф., по доверенности от 16.05.2016, Кондратьевой М.В., по доверенности от 28.05.2015,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.11.2015 (судья Столяр Е.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи: Рогалева Е.М., Семушкин В.С.)
по делу в„– А49-8014/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (ОГРН 1057746868068, ИНН 7736522023), г. Москва, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пензенской области (ОГРН 1025801217397, ИНН 5835004660), г. Пенза, о признании недействительным требования,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (далее - ООО "Фрезениус Нефрокеа", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пензенской области (далее - Фонд медицинского страхования, ответчик), с учетом уточнений, принятых судом в соответствии со статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным требования от 12.05.2015 в„– 03-08/1-1198 о возвращении в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, и об уплате штрафа за нецелевое использование средств.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 10.11.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016, заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Фонд медицинского страхования обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Фрезениус Нефрокеа" 11.05.2005 зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности общества является медицинская деятельность: оказание стационарной специализированной медицинской помощи больным, страдающим острой и хронической почечной недостаточностью и нуждающимся в проведении гемодиализа; организация и проведение гемодиализа в амбулаторном порядке больным с хронической недостаточностью; отбор и подготовка больных с хронической почечной недостаточностью, а согласно приказа от 05.07.2012 в„– ОП 1/П/07 общество создало обособленное подразделение в г. Пензе.
Министерство здравоохранения Пензенской области выдало ООО "Фрезениус Нефрокеа" лицензию на осуществление медицинской деятельности от 05.03.2013 в„– ЛО-58-01-001154, в соответствии с которой общество осуществляет специализированную медицинскую помощь по анестезиологии и реаниматологии, нефрологии.
Согласно уведомлению от 17.08.2012 в„– 580107 общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Пензенской области в 2013 году.
Обществом заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями: от 05.03.2013 в„– 107/13-1 с ЗАО "Медицинская акционерная страховая компания" (далее - ЗАО "МАКС-М"); от 11.03.2013 в„– 107/01 с ООО "РГС-Медицина"; от 11.03.2013 в„– 107/1 с ЗАО "Капитал Медицинское страхование".
Данные страховые медицинские организации перечислили обществу целевые средства на оплату счетов: платежное поручение ЗАО "МАКС-М" от 23.04.2013 в„– 566 за март 2013 на сумму 4 955 377 рублей 38 копеек; платежное поручение ООО "РГС-Медицина" от 19.04.2013 в„– 593 за март 2013 на сумму 551 928 рублей 57 копеек; платежное поручение ЗАО "Капитал Медицинское страхование" от 22.04.2013 в„– 567 за март 2013 на сумму 96 873 рублей.
При проведении комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "Фрезениус Нефрокеа" проведенной ТФОМС Пензенской области, составлен Акт от 06.04.2015, в котором указано, что начисление заработной платы работникам обособленного подразделения диализного центра г. Пензы и ее выплата, перечисление налогов и страховых взносов производилось до начала оказания медицинской помощи в диализном центре, до заключения договоров со страховыми медицинскими организациями на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, то есть до начала осуществления деятельности в системе ОМС (договоры заключены с филиалом ЗАО "Макс-М" в г. Пензе с 05.03.2013, филиалом ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в г. Пензе с 11.03.2013, ООО "РГС-Медицина" ("Росгосстрах-Пенза-Медицина" с 11.03.2013) в сумме 979 315 рублей 75 копеек.
В акте также указано, что до начала осуществления медицинской деятельности, то есть до 01.03.2015, общество произвело расходы по охране помещения и уборке территории диализного центра и доставке документов, а также по размещению в гостинице работников центра при направлении их в командировку, оплате проезда работников к месту командировки и обратно в сумме 300 957 рублей 13 копеек, по аренде автомобиля в сумме 108 332 рублей 25 копеек.
Ответчиком установлено нарушение обществом в том, что за счет средств ОМС произведены расходы по организации питания больных в сумме 2 531 319 руб. (в 2013 - 818 478 рублей, в 2014 - 1 712 841 рублей), поскольку в структуру тарифа за один пациенто-день при проведении заместительной почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа в условиях дневного стационара в рамках базовой Программы ОМС на территории Пензенской области расходы на организацию питания не входят.
Руководитель фонда, рассмотрев акт и возражения на акт, вынес требование от 12.05.2015 в„– 03-08/1-1198, которым обществу предложено перечислить нецелевое использование средств ОМС в сумме 4 162 001 рублей 11 копеек в Фонд медицинского страхования, а также штраф в сумме 416 200 рублей 11 копеек.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Федеральным законом от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (далее - Федеральный закон в„– 326-ФЗ) определяются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Федерального закона в„– 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона в„– 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона в„– 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона в„– 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации имеют право использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона в„– 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона в„– 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона в„– 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта РФ, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Законом, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.В части *** 35 Федерального закона в„– 326-ФЗ указано, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 00 рублей за единицу.
Следовательно, одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Пензенской области от 24.12.2012 в„– 935-пП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на территории Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы (далее - Программа в„– 935-пП), а постановлением Правительства Пензенской области от 23.12.2013 в„– 993-пП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы (далее - Программа в„– 993-пП).
В силу пункта 5 Программы в„– 935-пП расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, с Тарифным соглашением на 2013 год, заключенным с учетом условий, предусмотренных статьи 30 Федерального закона в„– 326-ФЗ.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием средств бюджетов внебюджетных фондов понимается направление и использование данных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением бюджетных ассигнований, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона в„– 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки (часть 9 статья 39 Федерального закона в„– 326-ФЗ).
В данном случае, общество в период с 01.01.2013 по 05.03.2013, произвело расходы на заработную плату работникам диализного центра (главный врач, 7 медицинских сестер на 21 аппарат искусственной почки, 4 врача, 3 старшие медицинские сестры, сестра-хозяйка, лаборант, 3 санитарки, 2 инженера-техника, административный директор, кладовщик, секретарь) в сумме 1 221 392 рублей 73 копеек. Основной штат сотрудников был набран 25.01.2013.
Кроме того, общество в период с октября 2012 по февраль 2013 произвело расходы на аренду автомобиля в сумме 108 322 рублей 25 копеек, а также на охрану товарно-материальных ценностей диализного центра на сумму 192 000 рублей, обучение по электробезопасности на сумму 1500 рублей, уборку территории на сумму 5394 рублей 78 копеек, приобретение авиабилетов в сумме 9474 рублей 70 копеек, размещение в гостинице и приобретение ж/д билетов на сумму 70 643 рублей, отправку корреспонденции на сумму 21 944 рублей 64 копеек.
Указанные расходы действительно произведены обществом до заключения договоров со страховыми медицинскими организациями на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Однако, как правильно указано в решении суда, это не свидетельствует об их нецелевом характере, так как целью данных расходов явилась подготовка и открытие диализного центра. Процедура диализа является сложной медицинской процедурой, требующей наличия помещения, специального оборудования и медикаментов, квалифицированного медицинского персонала. Материалами дела подтверждается и не оспаривается фондом, что автомобиль был необходим обществу для осуществления хозяйственной деятельности (вывоз ТБО, стирка и глажка белья, обслуживание вентиляции, вывоз и утилизация опасных отходов класса Б, дератизация помещений, лабораторные исследования воды, воздуха и смывов, оформление вывесок и информационных стендов для пациентов, оформление санитарно-гигиенического заключения, получение документов, закупка медикаментов, канцтоваров и инвентаря).
Отправка корреспонденции в центральный офис и поставщикам осуществлялась обществом в целях оперативного взаимодействия и своевременного получения лицензии, а необходимость охраны полученного оборудования и товарно-материальных ценностей требовала заключения договора с соответствующей организацией.
Вместе с тем, в целях соблюдения требований электробезопасности работники общества прошли обучение по эксплуатации электрического оборудования и электроустановок (аппараты искусственной почки, устройство защитного отключения, лифты).
Затраты по приобретению авиа и ж/д билетов, по проживанию в гостинице руководства общества, а также главного врача и главной медицинской сестры диализного центра обусловлены необходимостью организации данного центра в г. Пензе и их обучения.
Доказательств того, что данные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, фондам не представлено и материалы дела не содержат.
Как указано в пункте 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 в„– 158н (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 в„– 19998) (далее - Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Приказом Минздрава России от 20.11.2013 в„– 859ан в Правила ОМС введены п. 158.1, 158.2, 158.3.
Пункт 158.1 Правил ОМС определяет состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), который включает следующие: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), п. 158.2 Правил ОМС отнес затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие затраты: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (п. 158.3 Правил ОМС). 7 А49-8014/2015 Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод, что вышеуказанные затраты, произведенные заявителем, соответствуют критериям затрат, предусмотренными Правилами ОМС.
Также проверкой выявлено нецелевые затраты обществом по организации лечебного питания больных в сумме 2 531 319 рублей (в 2013 - 818 478 рублей 11 копеек, а в 2014 - 1 712 841 рублей), обосновав это отсутствием данных расходов в утвержденном тарифе.
Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории РФ (часть 5 статья 35 Федерального закона в„– 326-ФЗ).
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статья 35 Федерального закона в„– 326-ФЗ).
Базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (часть 9 статья 35 Федерального закона в„– 326-ФЗ). Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статья 36 Федерального закона в„– 326-ФЗ).
В силу части 6 статьи 36 Федерального закона в„– 326-ФЗ Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта РФ способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
При установлении территориальной программой обязательного медицинского страхования перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования территориальная программа обязательного медицинского страхования должна включать в себя также значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, значение норматива финансового обеспечения в расчете на одно застрахованное лицо, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, условия оказания медицинской помощи в таких медицинских организациях (часть 8 статья 36 Федерального закона в„– 326-ФЗ).
Исходя из изложенного, структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется в базовой программе обязательного медицинского страхования и включает в себя, в том числе, организацию питания, при этом территориальная программа не может изменить структуру тарифа, исключив из него затраты, предусмотренные в базовой программе обязательного медицинского страхования.
Согласно положениям Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Нефрология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.01.2012 в„– 17н (зарегистрирован в Минюсте РФ 12.03.2012 в„– 23446), больным данного профиля оказывается медицинская специализированная (высокотехнологичная) помощь в отделениях диализа медицинской организации.
В Программах в„– 935-пП и в„– 993-пП предусмотрено, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включены, в том числе, расходы на организацию питания.
В пункте 2.2.9 Программы в„– 993-пП указано, что за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется проведение заместительной почечной терапии методами гемодиализа, перитонеального диализа, оказание медицинской помощи в центрах (подразделениях) амбулаторной хирургии, хирургии одного дня.
Приказом Минздрава России от 09.12.1999 в„– 438 утверждено Положение об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях (согласно письму Минюста России от 11.01.2000 в„– 135-ЭР в государственной регистрации не нуждается), в котором указано, что вопрос об обеспечении питанием больных в дневном стационаре решается органами управления здравоохранения РФ самостоятельно.
В разделе 4 данного Положения также указано, что финансирование дневного стационара осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня, выделяемых лечебно-профилактическому учреждению, а также из средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством РФ.
Поскольку в Территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи на территории Пензенской области в„– 935-пП и в„– 993-пП предусмотрено включение в состав тарифа на оплату медицинской помощи расходов по организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), следовательно, оснований для вывода о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования у фонда не имелось.
Довод фонда о невключении затрат по питанию в тариф на оплату медицинской помощи (приложение в„– 28 к Тарифному соглашению о стоимости медицинской помощи, предоставляемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Пензенской области в 2013 от 28.01.2013, приложение в„– 29 к Дополнительному соглашению в„– 5 к Тарифному соглашению от 28.01.2013) не может являться основанием для непринятия данных расходов, поскольку данные расходы включены в Программы в„– 935-пП и в„– 993-пП, а застрахованные лица в силу части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 326-ФЗ имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на территории субъекта РФ - в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Судами установлено, что общество не превысило установленный Тарифным соглашением тариф на оплату медицинской помощи.
Возврат заемных денежных средств также не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции субъекта предпринимательской деятельности, при этом обезличенный характер денежных средств не позволяет установить, что именно за счет денежных средств, поступивших на расчетный счет медицинской организации от страховой медицинской организации, погашены кредиты, а поэтому суд правомерно посчитал обоснованным довод заявителя о нарушении фондом порядка проведения проверки.
Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов. В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных первичными и отчетными документами.
При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 10.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу в„– А49-8014/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------