Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.03.2016 N Ф06-6447/2016 по делу N А55-12041/2015
Требование: Об отмене предписания органа жилищной инспекции.
Обстоятельства: По результатам проверки было выявлено, что управляющая компания допустила нарушение порядка начисления потребителям платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды. Выдано предписание об устранении допущенного нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание выдано правомерно; подтверждено включение управляющей компанией в расчет платы за коммунальные услуги площади помещений, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. в„– Ф06-6447/2016

Дело в„– А55-12041/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Хопрячковой М.В., по доверенности от 12.11.2015 (б/н),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в„– 3"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2015 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-12041/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в„– 3" (ОГРН 1086320019048), г. Тольятти, Самарская область, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара, о признании незаконным и отмене предписания от 17.02.2015 в„– ТЦр-27147, с участием Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в„– 3" городского округа Тольятти (далее - ООО "УК в„– 3" общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 17.02.2015 в„– ТЦр-27147.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в лице Департамента регулирования тарифов (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "УК в„– 3" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "УК в„– 3" осуществляет управление многоквартирным жилым домом в„– 223, расположенным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская.
На основании распоряжения руководителя Госжилинспекции Самарской области от 26.01.2015 в„– ТЦр-27147 административным органом в отношении общества была проведена внеплановая, документарная проверка. Результаты проверки отражены в акте от 17.02.2015 в„– ТЦр-27147.
На основании проверки обществу выдано предписание от 17.02.2015 в„– ТЦр-27147 об устранении в трехмесячный срок выявленных нарушений действующего жилищного законодательства РФ, представить в государственную жилищную инспекцию Самарской области сведения и документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, а именно: производить начисление платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды потребителям, пользующимся помещениями в указанном многоквартирном доме в соответствии с требованиям п. 44 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 и с учетом требований Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 в„– 197.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 данным Правил определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
При этом, в соответствии с пунктом 36 Правил предоставления коммунальных услуг, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Уполномоченное Правительством Российской Федерации пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.11.2012, разъясняя положение данных Правил, указало на следующее.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013, вступившим в силу с 01.06.2013, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг.
Согласно данным изменениям распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 в„– 197 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
В связи с вышеизложенным проверяющие пришли к выводу, подтвержденному в ходе судебного разбирательства о том, что расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды производится не в соответствии с Приказом Минэнергетики и ЖКХ по Самарской области.
Доводы заявителя жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по делу в„– А55-12041/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в„– 3" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Н.Н.САФИН

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------