По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 N Ф06-6458/2016 по делу N А55-10391/2015
Требование: О признании незаконными отказов регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказы мотивированы тем, что обществом не представлены правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. в„– Ф06-6458/2016
Дело в„– А55-10391/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015 (судья Кулешова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу в„– А55-10391/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным ненормативных актов, с участием в деле третьих лиц: Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Самара, государственного унитарного предприятия "Саратовское областное Бюро Технической Инвентаризации и Оценки недвижимости" Многофункциональный центр недвижимости областного БТИ (ГУП "Сартехинвентаризация" МФЦН областного БТИ), г. Саратов, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
установил:
открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконными отказов Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности ОАО "Волжская ТГК" на объекты недвижимого имущества: мазутонасосная станция, мазутонасосная станция в„– 2, здание предочистки, здание склада химреагентов, насосная шламоудаления, насосная шламотвала, спец. сооружение под дымовой трубой в„– 1, здание водогрейной котельной, здание циркнасосной, камера переключения циркнасосной, насосная станция питьевой воды, здание ГРУ-10 кВ, здание ОВК-2, переходной мостик ОВК-1, теплохолодный склад, склад ГСМ, цех по производству ТНП (шлакоблоков), компрессорная, выраженные в сообщениях об отказе от 27.01.2015 в„– 01/004/2014-336, 01/004/2014-367, 01/004/2014-368, 01/004/2014-369, 01/004/2014-370, 01/004/2014-372, 01/004/2014-373, 01/004/2014-375, 01/004/2014-376, 01/004/2014-378, 01/004/2014-379, 01/004/2014-678, 01/004/2014-681, 01/004/2014-683, от 31.01.2015 в„– 01/366/2014-667, 01/366/2014-670, 01/366/2014-676, 01/366/2014-679, а также обязать Управление Росреестра по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права собственности ОАО "Волжская ТГК" на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "Волжская ТГК" является титульным собственником объекта недвижимости - электросетевого комплекса "Самарская ТЭЦ", право собственности на который было зарегистрировано в государственном реестре 01.10.2005.
27.03.2013 Самарским филиалом ОАО "Волжская ТГК" издан приказ в„– 80/СФ "О разукрупнении электросетевого комплекса "Самарская ТЭЦ", в результате которого из состава единого электросетевого комплекса "Самарская ТЭЦ" выделились в техническом и кадастровом учете объекты недвижимости, имеющие обособленное местоположение и функциональное назначение, а также изменялось наименование образованных объектов. Заявителем в установленном порядке был осуществлен кадастровый учет новых объектов, возникших в результате раздела единого имущественного комплекса.
28.01.2014 ОАО "Волжская ТГК" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на разделенные объекты недвижимого имущества расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. К.Маркса, дом 495: мазутонасосная станция площадью 1244,5 кв. м; мазутонасосная станция в„– 2, площадью 615,2 кв. м, здание предочистки площадью 1197,3 кв. м, здание склада химреагентов площадью 2888,5 кв. м, насосная шламоудаление площадью 87,7 кв. м, насосная шламотвала площадью 122,6 кв. м, спец. сооружение под дымовой трубой в„– 1 площадью 408,8 кв. м, здание водогрейной котельной площадью 5335,5 кв. м, здание циркнасосной, площадью 439,2 кв. м, камера переключения циркнасосной площадью 163,7 кв. м, насосная станция питьевой воды площадью 469,1 кв. м, здание ГРУ-10 кВ площадью 1485,8 кв. м, здание ОВК-2 площадью 3658,2 кв. м, переходной мостик ОВК-1 площадью 132,4 кв. м, теплохолодный склад площадью 1341,9 кв. м, склад ГСМ площадью 49,1 кв. м, цех по производству ТИП (шлакоблоков) площадью 143,5 кв. м, компрессорная площадью 199,5 кв. м.
В качестве документов, содержащих техническое описание объектов, представлены кадастровые паспорта зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства от 15.03.2012, от 16.03.2012, от 21.03.2012, от 05.04.2012, от 06.04.2012, от 07.04.2012, от 09.04.2012, от 12.04.2012, в пунктах 1.9 (примечание) которых указано, что вышеуказанные объекты недвижимости ранее входили в состав электросетевого комплекса "Самарская ТЭЦ".
Сравнив технические характеристики объектов, описанные в кадастровых паспортах с данными, хранящимися в архиве Управления Росреестра, в частности, справке ЦТИ от 03.12.2002 в„– ПО2Е0166, и, установив наличие расхождений в площадях, этажах и годах постройки вновь регистрируемых самостоятельных объектов и аналогичных частей в составе единого комплекса, Управление Росреестра пришло к выводу, что в состав сооружения - электросетевой комплекс "Самарская ТЭЦ" как единого имущественного комплекса входили объекты недвижимого имущества с иными техническими характеристиками.
Сообщениями от 27.01.2015 в„– 01/004/2014-336, 01/004/2014-367, 01/004/2014-368, 01/004/2014-369, 01/004/2014-370, 01/004/2014-372, 01/004/2014-373, 01/004/2014-375, 01/004/2014-376, 01/004/2014-378, 01/004/2014-379, 01/004/2014-678, 01/004/2014-681, 01/004/2014-683, от 31.01.2015 в„– 01/366/2014-667, 01/366/2014-670, 01/366/2014-676, 01/366/2014-679 заявителю отказано в государственной регистрации права, а также в возложении на регистрирующий орган обязанности по проведению государственной регистрации права собственности на соответствующие объекты недвижимого имущества.
Отказы мотивированы тем, что на регистрацию не представлены правоустанавливающие документы, свидетельствующие о возникновении либо наличии права собственности ОАО "Волжская ТГК" на объекты недвижимого имущества.
ОАО "Волжская ТГК", полагая, что отказы в государственной регистрации права нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество надлежащим образом осуществило все требуемые от него действия и представило на государственную регистрацию все необходимые для совершения регистрационных действий документы.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как установлено частью 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Закона о регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
В силу абзацев 10 и 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, а также в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что расхождения в площадях и годах ввода вышеуказанных объектов недвижимого имущества в эксплуатацию являются ошибкой, допущенной при первоначальной технической инвентаризации объектов недвижимости. Это следует из справки от 27.03.2013 в„– 14/3267 Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и писем от 15.03.2013 в„– 12, 13, 19, 20, 21, 26, 29, 31, 32, 34, 35, 38, 39, 45, 46, 47, 50, 120 ГУП "Сартехинвентаризация" МФЦН областного БТИ.
В силу пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации наличие указанной ошибки не может рассматриваться как основание для отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Новых объектов недвижимости, а также реконструкции существовавших объектов недвижимости при повторной технической инвентаризации не зафиксировано.
Согласно представленного на регистрацию письма ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 27.03.2013 в„– 14/3267 "О результатах технической инвентаризации", первичная инвентаризация электросетевого комплекса "Самарская ТЭЦ" проводилась ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Самарский филиал, при проведении которой установлен факт наличия объекта в натуре без проведения дополнительных замеров, общая площадь зданий, входящих в состав комплекса, по внутреннему обмеру рассчитывалась как сумма площадей всех этажей, измеренных в пределах поверхностей наружных стен с вычетом площади наружных стен. Площадь стен и перегородок, расположенных внутри зданий, из общей площади не вычиталась.
Отказывая в регистрации, регистратор указал, что представленные письма учреждений технического учета - ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" не устраняют сомнения регистратора, в связи с тем, что выданы органом, не проводившим первичную техническую инвентаризацию сооружения.
Управление Росреестра, проанализировав документы применительно к своим полномочиям по проведению правовой экспертизы представленных документов, указало на не представление правоустанавливающих документов, свидетельствующих о возникновении либо наличии права собственности ОАО "Волжская ТГК" на объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем, как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, регистрирующий орган ошибочно не принял во внимание поданные на государственную регистрацию приказ директора Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК" от 27.03.2013 в„– 80/СФ "О разукрупнении электросетевого комплекса "Самарская ТЭЦ", которым изменялось наименование образованных объектов и справку Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (органа проводившего первичную техническую инвентаризацию сооружения - электросетевой комплекс "Самарская ТЭЦ"), согласно которым подготовка технической документации для технической инвентаризации и составления технического паспорта на объект электросетевого комплекса Самарской ТЭЦ в 2002 году осуществлялась представителями открытого акционерного общества "Самараэнерго". По состоянию на 15.11.2002 при первичной инвентаризации сооружения - электросетевого комплекса "Самарская ТЭЦ", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пр. К.Маркса, д. 495, был установлен факт наличия объекта в натуре без проведения дополнительных замеров. Согласно данным, предоставленным представителями открытого акционерного общества "Самараэнерго" общая площадь зданий, входящих в состав комплекса, по внутреннему обмеру рассчитывалась как сумма площадей всех этажей, измеренных в пределах поверхностей наружных стен с вычетом площади наружных стен. Площадь стен и перегородок, расположенных внутри зданий, из общей площади не вычиталась. Также необоснованно регистратором были отклонены письма ГУП "Сартехинвентаризация" МФЦН областного БТИ от 15.03.2013 в„– 12, 13, 19, 20, 21,26, 29,31, 32, 34, 35, 38, 39, 45, 46, 47, 50, 120 по причине того, что первичная инвентаризация проводилась иным лицом.
Как следует из материалов дела, первичная инвентаризация единого комплекса осуществлялась в 2002 году, инвентаризация в связи с изменениями объекта (по причине его разделения) осуществлена по материалам кадастрового учета в 2012 году.
В период проведения обеих инвентаризаций порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 в„– 921 (далее - Положение).
В соответствии с условиями Положения первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).
Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.
В силу пункта 15 Положения организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что соответствующая информация, объясняющая разность в площадях объектов при первичной и инвентаризации изменений, представлена уполномоченным лицом, что не могло явиться основанием для отказа в регистрации права собственности заявителя.
Кроме того, спорные объекты внесены в установленном порядке в ГКН, выданы кадастровые паспорта, что также подтверждает обоснованность требований общества.
Учитывая изложенное, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что ОАО "Волжская ТГК" в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона о регистрации, представлены все необходимые документы, подтверждающие право на заявленные объекты недвижимого имущества, в том числе доказательства, подтверждающие расхождение в площадях и этажности спорных объектов недвижимого имущества вследствие ошибки, допущенной при первоначальной технической инвентаризации объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали отказ регистрирующего органа в государственной регистрации внесении изменений в реестр не соответствующим нормам Закона о регистрации и нарушающим права и законные интересы ОАО "Волжская ТГК" в сфере его предпринимательской деятельности и обязали произвести государственную регистрацию внесения соответствующих изменений в реестр.
Довод Управления Росреестра о неправомерном не применении судом постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 в„– 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (вместе с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства), обоснованно отклонена судами первой и апелляционной инстанций, поскольку данное постановление утратило силу 27.06.2013.
Доводы кассационной жалобы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 06.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А55-10391/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
------------------------------------------------------------------