Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2016 N Ф06-10371/2016 по делу N А12-2047/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, размер штрафа снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. в„– Ф06-10371/2016

Дело в„– А12-2047/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
ответчика - Кочеткова Н.С., доверенность от 08.04.2016,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотой Караван"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2016 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу в„– А12-2047/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотой Караван" (Волгоградская область, г. Волжский, ИНН 3435103423, ОГРН 1093435006224), заинтересованные лица: Отделение по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (г. Волгоград), Центральный банк Российской Федерации (г. Москва) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Ломбард "Золотой Караван" (далее - ООО Ломбард "Золотой Караван", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Банка России, административный орган) от 14.01.2016 в„– 18-15-Ю/0054/3110 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016, изменено постановление Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 14.01.2016 в„– 18-15-Ю/0054/3110 о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в части назначенного наказания со штрафа в размере 500 000 рублей, на штраф в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО Ломбард "Золотой Караван" обратилось с кассационной жалобой, в которой оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, признать незаконным и отменить вынесенное административным органом постановление от 14.01.2016 в„– 18-15-Ю/0054/3110.
В отзыве Отделение Банка России, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме заявителя) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Отделением Банком России при осуществлении законной деятельности по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе, за ломбардами в соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 в„– 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) и статьей 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 в„– 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон в„– 196-ФЗ), в адрес ООО Ломбард "Золотой караван" было направлено предписание от 30.10.2015 в„– ТЗ 18-13-12/26514 (далее - предписание), обязывающее ООО Ломбард "Золотой Караван" в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное в предписании, представив в Банк России отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2014 год, отчеты о деятельности ломбарда за девять месяцев 2014 года, за 2014 год (представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года), за 2014 год (представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года), за первый квартал 2015 года, за полугодие 2015 года в порядке, установленном пунктом 4 Указания Банка России от 05.08.2014 в„– 3355-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание в„– 3355-У); принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушения законодательства Российской Федерации, указанного в предписании; направить в Банк России отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
В срок, установленный предписанием, то есть до 11.12.2015 (включительно), ООО Ломбард "Золотой Караван" предписание не выполнило.
По факту выявленного нарушения 29.12.2015 должностным лицом Отделения Банка России в отношении ООО Ломбард "Золотой Караван" составлен протокол в„– 18-15-Ю/0054/1020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Отделения Банка России от 14.01.2016 в„– 18-15-Ю/0054 ООО Ломбард "Золотой Караван" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Общество, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьей 76.1 Закона о Банке России Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, к которым, согласно пункту 18 статьи 76.1 данного Закона, относятся ломбарды.
Согласно статье 76.5 названного Закона Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии со статьей 2.4 Закона в„– 196-ФЗ ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указания Банка России в„– 3355-У отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода.
Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и о персональном составе руководящих органов ломбарда, представляются в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (пункт 4 Указания в„– 3355-У).
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, в срок, установленный предписанием, то есть по 11.12.2015 (включительно), ООО Ломбард "Золотой Караван" не выполнило предписание и не представило в Банк России отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда за 2014 год, отчеты о деятельности ломбарда за девять месяцев 2014 года, за 2014 год (представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года), за 2014 год (представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года), за первый квартал 2015 года, за полугодие 2015 года в порядке, установленном пунктом 4 Указания в„– 3355-У, а также не представило в Банк России отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что ООО Ломбард "Золотой Караван" имело возможность исполнить предписание Отделения Банка России в установленный срок, что сделано не было; доказательств обращения в административный орган с заявлением о продлении срока исполнения предписания суду не представлено; нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено, и ООО Ломбард "Золотой Караван" правомерно привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции посчитал возможным снизить назначенное административным органом наказание с 500 000 руб. до 250 000 руб. на основании части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не найдя оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе общество оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагает возможным квалифицировать данное деяние как малозначительное.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
В соответствии с положениями АПК РФ установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Все доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных обществом требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.Довод заявителя кассационной жалобы относительно применения статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность) отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 в„– 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов, по настоящему делу судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по делу в„– А12-2047/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.В.МОСУНОВ

Судьи
Э.Г.БАШИРОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------