По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2016 N Ф06-421/2015 по делу N А55-23163/2014
Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что часть земельного участка находится на территории общего пользования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что земельный участок расположен за пределами красной линии и находится в зоне границы территории общего пользования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2016 г. в„– Ф06-421/2015
Дело в„– А55-23163/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при участии представителей:
истца - открытого акционерного общества "Самаралестоппром" - Телятниковой М.Н., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-23163/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании недействительным решения, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, глава городского округа Самара - Председатель Думы городского округа Самара, г. Самара, Правительство Самарской области, г. Самара, администрация городского округа Самара, г. Самара,
установил:
открытое акционерное общество "Самаралестоппром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) о признании недействительным решения от 17.07.2014 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент), глава городского округа Самара, Правительство Самарской области, администрация городского округа Самара (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 заявление удовлетворено. Суд признал недействительным решение министерства от 17.07.2014 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием и территорией, необходимой для их обслуживания.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 отменено, в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.09.2015 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 оставлено без изменения.
Министерство, правительство, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 31.03.2016 на 13:40.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: административное здание, назначение нежилое, 2 этажное, общая площадь 280 кв. м, инвентарный номер 1-46072, литера А, А1, а1, А2, а2, АЗ, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Мельничная, д. 1. Кадастровый (или условный) номер: 63:01:0000000:0:24101, нежилое здание, назначение нежилое здание, 1 этажное, общая площадь 130,3 кв. м, адрес объекта: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Мельничная, д. 1, кадастровый номер 63:01:0402002:792, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.04.2011 серия 63-АЕ в„– 378702, от 22.10.2013 серия 63-АЛ в„– 118204 выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - управление) 11.02.2013.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 17.06.2014 и приложенным к нему документами о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием (гаражом), и территорией, необходимой для их обслуживания.
Министерство письмом от 17.07.2014 в„– 12-1/1368/14 отказало обществу в предоставлении вышеуказанного участка в собственность, в связи с нахождением земельного участка в границах территории общего пользования.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что на основании свидетельства от 25.07.1994 в„– 201124 ГП "Самаралестоппром" владело и пользовалось земельным участком площадью 1,045 га на праве постоянного бессрочного пользования; согласно постановлению Главы города Самары от 07.07.1995 в„– 882, учитывая заявление генерального директора АООТ "Самаралестоппром" об изменении площади земельного участка, АООТ "Самаралестоппром" был предоставлен в аренду сроком на 5 лет с правом выкупа в собственность фактически занимаемый земельный участок, площадью 2351,9 кв. м, с административным зданием и мастерскими по ул. Мельничной, д. 1. Другая часть земельного участка площадью 8098,1 кв. м была передана АООТ "Самаралестоппром" в муниципальную собственность, согласно прилагаемой к постановлению схеме; никаких красных линий при этом выявлено не было.
Между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и АООТ "Самаралестоппром" заключен договор аренды от 16.08.1995 в„– 16134 на право аренды земельного участка с правом выкупа в собственность площадью 2351,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1. В настоящее время вышеуказанный договор аренды является действующим.
Судом установлено, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, согласно же предоставленной суду выкопировке из информационной системы испрашиваемый земельный участок (огороженный забором) располагается на проезжей части ул. Гаванской, в связи с чем суд указал, что в действительности такая ситуация существовать не может.
Судом сделан вывод о том, что довод министерства и департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.
По мнению судебной коллегии выводы судов противоречат сложившейся судебной практике по данной категории дел.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 в„– 187-О, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться частной собственности; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 в„– 187-О указано, что, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Из статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что сведения о красных линиях, обозначающих в силу пункта 11 статьи 1 указанного Кодекса границы территорий общего пользования, содержатся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 2.4 Порядка предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 (далее - Порядок в„– 74) предусмотрено, что запросы в министерство направляют органы, осуществляющие: ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации для предоставления испрашиваемого земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы.
Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).
Согласно пункту 5 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом структура, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц определены Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 в„– 363.
Согласно Положению информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Часть 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами "б" и "з" пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, включает в себя, в том числе, сведения о территориальном, функциональном зонировании городского округа, планировочных ограничениях на территории городского округа.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
Согласно ответу департамента от 19.06.2014 в„– САМВ-123300 часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
В материалы дела департаментом представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 в„– 539, 10.11.2014 согласно которой испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в красных линиях ул. Мельничной и Гаванской, то есть территории общего пользования.
Кроме того, данное обстоятельство подтверждается выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 20.01.2015 и выкопировкой, представленной администрацией г.о. Самара.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых, отображаются в том числе автомобильные дороги местного значения. Границы ул. Гаванской определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539.
Действующий документ территориального планирования определяет необходимость использования испрашиваемой заявителем территории для общегородских нужд, а именно для существования и закрепления на местности в определенных границах ул. Мельничной и Гаванской и не предусматривает размещение любых капитальных объектов либо приватизации этой территории.
Таким образом, не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда о том, что довод министерства и департамента о расположении части испрашиваемого заявителем земельного участка на территории общего пользования, явившийся основанием для отказа в предоставлении участка, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан.
Поскольку на момент реализации собственником объекта недвижимости в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539 утвержден генеральный план городского округа Самары, согласно которому спорный земельный участок располагается в пределах территории, ограниченной красными линиями, министерство обоснованно отказало обществу в предоставлении земельного участка в собственность.Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой - постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2015 по делу в„– А55-10005/2014, 24.04.2012 по делу в„– А55-21651/2011, 25.02.2013 по делу в„– А55-10152/2012, 05.03.2015 по делу в„– А55-10384/2014, 18.02.2016 по делу в„– А55-2287/2015, 24.06.2015 по делу в„– А55-1744/2014.
Выводы судов о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие красных линий на испрашиваемом земельном участке, не соответствуют обстоятельствам дела. То обстоятельство, что с 1952 года земельный участок огорожен забором и неограниченный круг лиц не имеет к нему свободного доступа, не отменяет предусмотренный законодательством запрет на приватизацию земельных участков, занятых территорий общего пользования.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Установленный действующим законодательством Российской Федерации запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования общества отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу в„– А55-23163/2014 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Самаралестоппром" о признании недействительным решении Министерства имущественных отношений Самарской области от 17.07.2014 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Мельничная, д. 1, площадью 2352 кв. м, занимаемого административным зданием, нежилым зданием, и территорией необходимой для их обслуживания, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Самаралестоппром", г. Самара в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 3000 руб.
Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА
------------------------------------------------------------------