По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.06.2016 N Ф06-7906/2016 по делу N А65-13640/2015
Требование: Об отмене решений налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в возмещении НДС, ссылаясь на необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации товаров на экспорт в связи с неподтверждением факта экспорта.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ подтвержден, налогоплательщиком выполнены все требования для применения ставки НДС 0 процентов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. в„– Ф06-7906/2016
Дело в„– А65-13640/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Благодарного А.В. (доверенность от 29.12.2015),
ответчика - Григорьевой Д.В. (доверенность от 16.05.2016),
третьего лица - Бикмухаметовой А.Р. (доверенность от 09.10.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу в„– А65-13640/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лимар", г. Набережные Челны (ОГРН 110165000396, ИНН 1650202302) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконными и отмене решений от 24.12.2014 в„– 206 и в„– 112, с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лимар" (далее - ООО "Лимар", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными и отмене решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны РТ, налоговый орган, инспекция) от 24.12.2014 в„– 206 и в„– 112 (с учетом принятого судом уточнения требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.12.2015 заявление ООО "Лимар" оставлено без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявления общества в полном объеме.
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Набережные Челны РТ с принятым по делу постановлением апелляционного суда не согласилась, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие реальные хозяйственные операции, связанные с перевозкой. По мнению инспекции, товарно-транспортные накладные, представленные на камеральную налоговую проверку, не соответствуют критерию достоверности.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лимар" возражает против доводов инспекции и просит обжалованный ею судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка общества на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2014 года, по итогам которой приняты решения от 24.12.2014 в„– 206 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в„– 112 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Основанием отказа в применении налогоплательщиком налогового вычета и налоговой ставки 0% явились выводы налогового органа о непредставлении заявителем полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в подтверждение обоснованности предъявления сумм к возмещению и применения ставки 0%, а именно: товаросопроводительных документов, с достоверностью подтверждающих перевозку контрагентами заявителя - обществами с ограниченной ответственностью "Юфас", "Юфас-Транс" товара (груза) - прицепной техники, комплектующих запасных частей из г. Набережные Челны покупателям заявителя в Казахстане - АО "Камаз-Инжиниринг", ТОО "Кам-Евро-Запчасть", "Импэкс-деталь А".
По мнению налогового органа, заявителем не представлены документы, подтверждающие реальные хозяйственные операции, связанные с перевозкой, в том числе передачей товара от заявителя перевозчикам; реализацию товара с адреса, указанного им в документах первичного бухгалтерского учета; оплату оказанных перевозчиком услуг перевозки, что ставит под сомнение наличие факта реальных финансово-хозяйственных отношений между заявителем и контрагентами, находящимися в Казахстане.
Общество обжаловало вышеуказанные решения инспекции в УФНС России по РТ, которое оставило их без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Полагая, что решения инспекции нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, между заявителем (продавцом) и юридическими лицами Казахстана (покупателями) - АО "Камаз-Инжиниринг", ТОО "Кам-Евро-Запчасть", "Импэкс-деталь А" заключены договоры о поставке прицепной техники, комплектующих запасных частей к автомобилям КамАЗ, что подтверждается представленными в материалы дела контрактами от 01.03.2012 в„– 398/1202, от 11.05.2012 в„– 398/1202, от 12.03.2013 в„– 398/1302.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статье 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт налогообложение НДС производится по ставке 0% при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
По условиям статьи 7 НК РФ в случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В отношении экспорта товаров на территорию государств - членов Таможенного союза (в том числе на территорию Республики Казахстан), необходимо дополнительно руководствоваться тремя международными договорами.
В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, ратифицированном Федеральным законом от 19.05.2010 в„– 98-ФЗ (далее - протокол) для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются указанные в пункте 2 статьи 1 протокола от 11.12.2009 документы.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией в течение 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) товаров в Республику Казахстан представляются следующие документы (их копии): 1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним; 2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств); 3) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза; 4) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
Наличие таких документов, в том числе товарно-транспортных накладных, является одним из условий для возмещения налога, уплаченного поставщикам экспортированного товара, в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ, и применения ставки 0% по статье 165 НК РФ.
Как установлено камеральной налоговой проверкой, ООО "Лимар" в соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" от 25.01.2008 в„– 26-1-03/10878 представило полный пакет документов, необходимый для применения ставки 0%.
Обществом в налоговый орган были представлены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в которых имелись отметки налогового органа Казахстана о проверке факта уплаты косвенного налога, а также оприходования товаров принимающей стороной. Данные заявления, в которых отражены полученные от заявителя запасные части и первичные документы, явившиеся основанием для принятия к учету товаров, проверены налоговыми органами Казахстана и не оспариваются проверяющими налоговыми органами.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Лимар" суд первой инстанции основывался на протоколе допроса Курочкина С.В., руководителя ООО "Юфас" и ООО "Юфас-Транс", транспортными средствами которых осуществлялась перевозка товаров на экспорт. Из протокола допроса Курочкина С.В. следует, что он отрицает какие-либо взаимоотношения с ООО "Лимар".
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что показания Курочкина С.В. опровергаются имеющимися в материалах дела товарно-транспортными накладными, счетами-фактурами, доверенностями и талонами о прохождении таможенной границы, которые позволяют сделать вывод о реальности хозяйственных операций по реализации товаров в Казахстан и принятию их контрагентами налогоплательщика в Казахстане.
При этом апелляционным судом отмечено, что водители, которые управляли транспортными средствами, налоговым органом не были опрошены.
Как правомерно указано апелляционным судом, само по себе непредставление обществом договора перевозки не может иметь юридических последствий в виде отказа в применении ставки 0 процентов по НДС при наличии всех документов, предусмотренных налоговым законодательством РФ и международными договорами РФ.
Товарно-транспортные накладные, как установлено апелляционным судом, заполнены грузоотправителем, в них отражено содержание экспортной операции, указаны все реквизиты грузоотправителя и грузополучателя, а также имеются подписи об отгрузке и приемке товара.
Суд первой инстанции не учел имеющуюся судебную практику по аналогичным спорам, в частности, по делу в„– А65-27433/2014, с участием тех же сторон, но за другой налоговый период, по делам в„– А65-19429/2015 и в„– А65-11827/2015.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 в„– 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" о необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Ни одно из этих обстоятельств не указано налоговым органом в виде оснований, по которым заявителю отказано в получении налоговой выгоды. Инспекцией не оспариваются факты реальности приобретения товара, его оприходования и оплаты.
Как видно из материалов дела, приобретение товара подтверждается договорами поставки товаров, при приобретении товаров у поставщиков заявитель заплатил входящий НДС.
Факт реализации на экспорт подтверждается подписями и печатями покупателей - резидентов Республики Казахстан на товарно-транспортных накладных, уплатой ими НДС при приобретении по законодательству Казахстана.
Факт получения спорного товара подтверждается соответствующими отметками в товарно-транспортных накладных.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у заявителя права на применение нулевой ставки НДС и незаконности оспариваемых решений налогового органа.
Нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованного судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 по делу в„– А65-13640/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
------------------------------------------------------------------