Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.09.2016 N Ф06-12640/2016 по делу N А57-24922/2015
Требование: О признании недействительным распоряжения о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.
Обстоятельства: Заявители полагали, что чрезвычайная ситуация сложилась в результате бездействия органов местного самоуправления и теплоснабжающих организаций, которые своевременно не заключили договоры на поставку энергоресурсов, не обеспечили запас резервных видов топлива.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое распоряжение направлено на сохранение жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления действовал в рамках предоставленных ему полномочий, при этом ограничение имущественных интересов заявителей совершено в установленных законом пределах.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. в„– Ф06-12640/2016

Дело в„– А57-24922/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" - Вахлаевой Е.В., доверенность от 31.12.2015 в„– 01/04,
общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" - Королевой С.В., доверенность от 11.01.2016 в„– 46-04-6063 д; Вахлаева А.А., доверенность от 01.01.2016 в„– 46-04-6116 д,
администрации Балашовского муниципального района Саратовской области - Тюниной Н.Г., доверенность от 08.12.2015 в„– 3428-02; Багаутдинова О.Х., доверенность от 31.12.2015 в„– 3769-02,
общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" - Романова И.Е., доверенность от 16.12.2015,
общества с ограниченной ответственностью "Городские тепловые сети" - Романова И.Е., доверенность от 16.11.2015,
общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания" - Романова И.Е., доверенность от 15.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" и общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2016 (председательствующий судья Огнищева Ю.П., судьи Бобунова Е.В., Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Кузьмичев С.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А57-24922/2015
по заявлениям акционерного общества "Газпром газораспределение Саратовская область" (ИНН 6454002828, ОГРН 1026403350710), общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047), заинтересованные лица: администрация Балашовского муниципального района Саратовской области (ИНН 6440010762, ОГРН 1026401589268), муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Балашовского муниципального района" (ИНН 6440016002, ОГРН 1056404002775), глава администрации Балашовского муниципального района Саратовской области Москалев Александр Андреевич первый заместитель главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области Талалайкин Игорь Валерьевич, общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (ИНН 6440028537, ОГРН 1156451006953), общество с ограниченной ответственностью "Городские тепловые сети" (ИНН 6440028336, ОГРН 1156451006172), общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания" (ИНН 6440028456, ОГРН 1156451006942), о признании недействительными ненормативных актов.

установил:

акционерное общество "Газпром газораспределение Саратовская область" (далее - АО "Газпром газораспределение Саратовская область", заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительными распоряжения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) от 10.10.2015 в„– 2511-р "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района", протоколов заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Балашовского муниципального района от 10.10.2015 в„– 12, от 10.10.2015 в„– 12/1, нарушающими законные права и интересы АО "Газпром газораспределение Саратовская область" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о признании незаконными действий главы Администрации Москалева А.А. по подписанию распоряжения от 10.10.2015 в„– 2511-р и действий председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Балашовского муниципального района - первого заместителя главы Администрации Талалайкина И.В. по подписанию указанных протоколов, о взыскании с Администрации расходов по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", заявитель) обратилось с заявлением о признании недействительными распоряжения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) от 10.10.2015 в„– 2511-р "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района", протоколов заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Балашовского муниципального района от 10.10.2015 в„– 12, от 10.10.2015 в„– 12/1, нарушающими законные права и интересы АО "Газпром газораспределение Саратовская область" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о признании незаконными действий главы Администрации Москалева А.А. по подписанию распоряжения от 10.10.2015 в„– 2511-р и действий председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Балашовского муниципального района - первого заместителя главы Администрации Талалайкина И.В. по подписанию указанных протоколов, о взыскании с Администрации расходов по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Определением от 19.01.2016 дела в„– А57-24922/2015 и в„– А57-25227/2015 объединены в одно производство, делу присвоен номер в„– А57-24922/2015.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2016 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 10.10.2015 в„– 2511-р "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района" отказано. В части требований о признании недействительными протоколов заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Балашовского муниципального района от 10.10.2015 в„– 12, от 10.10.2015 в„– 12/1 производство по делу прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 10.10.2015 в„– 2511-р "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района" оставлено без изменения.
Заявители, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в обжалуемой части, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в данной части.
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 01.12.2014 между ООО "Холдинг Газ" (арендодатель) и ООО "Тепловые сети" (арендатор) заключен договор аренды имущества, используемого для обеспечения выработки тепловой энергии.
Между ООО "Тепловые сети" и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" заключен договор поставки газа от 01.01.2015 в„– 46-5-18432/15 сроком действия в части поставки газа до 31.12.2015.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.01.2015 по делу в„– А57-24923/2014 ООО "Тепловые сети" признано несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник, в отношении него введено конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 20.07.2015.
В связи с чем между ООО "Тепловые сети" и ООО "Холдинг Газ" заключено соглашение от 31.08.2015 о расторжении договора аренды от 01.12.2014.
Между ООО "Холдинг Газ" и ООО "Теплоэнерго", ООО "Холдинг Газ" и ООО "Городские тепловые сети", ООО "Холдинг Газ" и ООО "Тепловая компания" заключены договоры аренды имущества, в том числе котельных, а имущество передано арендаторам.
11.09.2015 в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" поступило письмо конкурсного управляющего ООО "Тепловые сети" о расторжении договора поставки газа от 01.01.2015 в„– 46-5-18432/15 в связи с отсутствием газопринимающего оборудования.
15.09.2015 ООО "Тепловая компания", ООО "Теплоэнерго", ООО "Городские тепловые сети" обратились в адрес ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" с заявлениями о заключении договоров поставки газа на территории г. Балашова, в свою очередь последний меры по заключению данных договоров с указанными лицами не предпринял.
В дальнейшем распоряжением главы Администрации от 05.10.2015 в„– 2469-р "О начале отопительного сезона 2015 - 2016 годов для учреждений социальной сферы" разрешено включение отопления по заявкам потребителей.
09.10.2015 ООО Тепловая компания", ООО "Теплоэнерго", ООО "Городские тепловые сети" сообщили Администрации о невозможности выработки и транспортировки тепловой энергии котельными ввиду отсутствия заключенных с ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" договоров на поставку газа, в связи с чем на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Балашовского муниципального района (далее - комиссия) было принято решение, оформленное протоколом от 10.10.2015 в„– 12, рекомендовать главе Администрации Балашовского муниципального района ввести на территории Балашовского муниципального района режим "Повышенной готовности" с 12 часов 00 минут 10.10.2015.
На основании данного протокола принято распоряжение в„– 2510-р "О введении режима "Повышенная готовность" с 13 часов 00 минут 10.10.2015 до 13 часов 00 минут 11.10.2015, которым указано на необходимость привести в готовность силы и средства для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации; руководителям учреждений и организаций всех форм собственности муниципального района обеспечить выполнение мероприятий режима повышенной готовности на вверенных им объектах; ресурсоснабжающим предприятиям обеспечить подачу топливно-энергетических ресурсов теплоснабжающим организациям района в срок до 18 часов 00 минут 10.10.2015; теплоснабжающим предприятиям района при поступлении топливно-энергетических ресурсов немедленно приступить к подаче теплоносителя организациям и учреждениям социальной сферы города Балашова и Балашовского района; МКУ "Управление ГО и ЧС Балашовского муниципального района" осуществить меры по поддержанию в готовности к использованию резервов материальных ресурсов, а также резервных источников электроснабжения на объектах социальной сферы, довести до сведения данное распоряжения всем заинтересованным лицам сроком до 15 часов 00 минут 10.10.2015.
Ввиду отсутствия подачи газа на объекты теплоснабжения, комиссией принято решение, оформленное протоколом от 10.10.2015 в„– 12/1, рекомендовать главе Администрации ввести режим "Чрезвычайной ситуации" с 20 часов 00 минут 10.10.2015 на территории муниципального образования город Балашов, в связи с чем принято распоряжение от 10.10.2015 в„– 2511-р "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района", действующее до особых распоряжений; сложившаяся ситуация признана чрезвычайной муниципального (местного) характера; определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области; теплоснабжающим предприятиям муниципального образования г. Балашов указано на необходимость с 21 часа 00 минут 10.10.2015 самостоятельно обеспечить, с соблюдением требований безопасности при проведении газоопасных работ, подачу газа на объекты теплоснабжения, после чего приступить к подаче тепла на объекты социальной сферы муниципального образования г. Балашов; руководителям учреждений и организаций всех форм собственности муниципального района обеспечить выполнение мероприятий режима чрезвычайной ситуации на вверенных им объектах; МКУ "Управление ГО и ЧС Балашовского муниципального района" осуществить меры по поддержанию в готовности к использованию резервов материальных ресурсов, а также резервных источников электроснабжения на объектах социальной сферы, довести до сведения данное распоряжение всем заинтересованным лицам сроком до 19 часов 45 минут 10.10.2015.
Впоследствии распоряжением от 22.10.2015 в„– 2639-р распоряжение от 10.10.2015 в„– 2511-р "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района" признано утратившим силу.
Заявители, полагая, что протоколы заседаний комиссий, распоряжение Администрации от 10.10.2015 в„– 2511-р являются незаконными, нарушают их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Предметом рассмотрения является требование о признании незаконным распоряжения Администрации от 10.10.2015 в„– 2511-р.
В остальной части производство по делу прекращено и сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным распоряжения Администрации от 10.10.2015 в„– 2511-р, судебные инстанции исходили из законности оспариваемого распоряжения, направленного на сохранение жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления действовал в рамках предоставленных ему полномочий, при этом ограничение имущественных интересов заявителя совершено в установленных законом пределах.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов основанном на правильном применении норм права в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон в„– 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 1.8 приказа МЧС России от 08.07.2004 в„– 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" критериями информации о чрезвычайных ситуациях являются аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более, число погибших - 2 чел. и более, число госпитализированных - 4 чел. и более, прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация в границах муниципального района электро - и газоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Судебными инстанциями из материалов настоящего дела установлено, что в период с 05 по 07.10.2015 в учреждениях социальной сферы г. Балашова (образовательные учреждения, детские сады, учреждения здравоохранения) средняя температура воздуха в помещениях составляла от 13°С до 19°С.
Указанное обстоятельство является нарушением санитарно-эпидемиологических требований, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах дела, а также принимая во внимание, что возникшая ситуация, связанная с отсутствием теплоснабжения объектов социальной сферы, сложившаяся в октябре 2015 года на территории муниципального образования город Балашов, отвечает критерия чрезвычайной ситуации и принята в целях недопущения последствий, связанных с человеческими жертвами, основан на материалах дела и нормах права вывод судебных инстанций о законности и обоснованности принятого решения органом местного самоуправления о введении режима чрезвычайной ситуации.
Доводы заявителей кассационных жалоб, что чрезвычайная ситуация сложилась в результате бездействия органов местного самоуправления и теплоснабжающих организаций, которые своевременно не заключили договоры на поставку энергоресурсов, не обеспечили запас резервных видов топлива, обоснованно не принято во внимание судебными инстанциями, поскольку Общества обращались к ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" с заявлениями о заключении договоров поставки газа, однако последний уклонился от их заключения, и как следствие, чрезвычайная ситуация сложилась в результате иного бедствия (статья 1 Федерального закона в„– 68-ФЗ), вызванного действиями заявителя.
Ссылка АО "Газпром газораспределение Саратовская область" и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов", что теплоснабжающие организации осуществляли подключение к газовым сетям на основании оспариваемого распоряжения в отсутствие лицензий на эксплуатацию опасных объектов, без разрешительной документации, что является нарушением закона и ставит под угрозу целостность опасных объектов, правомерно признано судебными инстанциями несостоятельной, поскольку необходимость самостоятельного обеспечения подачи газа на объекты теплоснабжения, согласно пункту 4 распоряжения от 10.10.2015 в„– 2511-р, возлагается непосредственно на теплоснабжающие предприятия муниципального образования г Балашов.
Исходя из вышеизложенного судебные инстанции, установив законность оспариваемого распоряжения Администрации от 10.10.2015 в„– 2511-р и принятого в пределах полномочий органов местного самоуправления, пришли правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления в обжалуемой части АО "Газпром газораспределение Саратовская область" и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов".
Иные доводы заявителей кассационных жалоб основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
С.В.МОСУНОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------