Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2016 N Ф06-9290/2016 по делу N А49-9978/2015
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.
Обстоятельства: Административный орган указал на то, что управляющей компанией в нарушение закона не ведется работа по начислению обязательных взносов на капитальный ремонт и выставлению собственникам помещений в многоквартирных домах документов на оплату указанных взносов, управляющей компании предписано устранить допущенные нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы административного органа подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пензенской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. в„– Ф06-9290/2016

Дело в„– А49-9978/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
ответчика - Молева М.Г. (доверенность от 13.01.2016, в„– 1-15-44),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЛЕВ"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.12.2015 (судья Дудорова Н.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Пышкина Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу в„– А49-9978/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЛЕВ" (ОГРН 1135838000231, ИНН 5838008871) к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732; ИНН 5836013072) о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в„– ПР-88/5 от 02.06.2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЛЕВ" (далее - заявитель, ООО Управляющая компания "ЛЕВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - ответчик, Госжилстройтехинспекция) в„– ПР-88/5 от 02.06.2015.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 14.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Госжилстройтехинспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. По мнению ответчика, начисление взносов на капитальный ремонт и выставление соответствующих платежных документов собственникам помещений в многоквартирных домах, собственники в которых выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, должно производиться соответствующей управляющей компанией.
Более подробно свои возражения на кассационную жалобу Госжилстройтехинспекция изложила в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившей из некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области" (далее - региональный оператор) информации о домах, жителям которых не выставляются платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники которых формируют фонд капитального ремонта на специальном счете регионального оператора, руководителем Госжилстройтехинспекции был издан приказ от 30.04.2015 в„– ПУ-379/11 о проведении в отношении общества внеплановой документарной проверки с целью контроля за исполнением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
В ходе данной проверки было выявлено, что обществом не ведется работа по начислению и выставлению собственникам помещений в многоквартирных домах, в отношении которых общество осуществляет функции управляющей организации, платежных документов на оплату обязательных взносов на капитальный ремонт, что отражено в акте проверки от 02.06.2015 в„– 270/5.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 02.06.2015 в„– ПР-88/5, которым предписано производить начисление обязательных взносов на капитальный ремонт, оформить платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт и направлять их собственникам помещений в вышеуказанных многоквартирных домах в городе Пензе за весь период возникновения обязанности.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.Суды обеих инстанций, отказывая обществу в удовлетворении его требований, исходили из того, что предписание выдано ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии со статьей 20 ЖК РФ, пунктом 4.2.5 Положения об Управлении государственной инспекции в жилищной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области в„– 67-пП от 24.03.11, при наличии законных оснований, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит приведенным нормам и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обеих инстанций законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом.
Так, владельцем специального счета может быть:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
- осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- управляющая организация (часть 2 статьи 175 ЖК РФ).
Согласно части 3 вышеназванной статьи ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 ЖК РФ).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В целях реализации отдельных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, разработан Закон Пензенской области в„– 2403-ЗПО от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области".
Статьей 5 вышеуказанного Закона установлены особенности уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Так, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно постановлению Правительства Пензенской области в„– 95-пП от 19.02.2014 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" многоквартирные дома в„– в„– 3А, 3Б по ул. Ухтомского, в„– 3 по ул. Кулакова в городе Пензе включены в региональную программу.
С учетом изложенного следует, что у собственников помещений в указанных домах имеется обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколами общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по вышеуказанным адресам, собственниками приняты решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, определен его владелец - региональный оператор.
На основании данных решений региональный фонд открыл для указанных многоквартирных домов специальные счета для формирования фонда капитального ремонта, о чем проинформировал Госжилстройтехинспекцию.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в„– 3Б по ул. Ухтомского в г. Пензе от 05.05.2015 собственниками принято решение о смене владельца специального счета, определен новый владелец специального счета - ООО Управляющая компания "ЛЕВ", которое определено в качестве лица, уполномоченного собственниками по выставлению платежных документов на оплату обязательных взносов на капитальный ремонт, по взысканию задолженностей в фонд капитального ремонта, на выполнение функций технического заказчика работ и услуг по капитальному ремонту.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 416 от 15.05.2013.
В подпункте "ж" пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно данному стандарту в обязанности управляющей организации входят, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации в„– 491 от 13.08.2006 капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества".
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что по общему правилу при управлении домом управляющей организацией, на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, ведению претензионной работы в отношении должников.
Как видно из материалов дела, ООО Управляющая компания "Лев" является управляющей организацией названных многоквартирных домов, что подтверждается представленными договорами управления многоквартирными домами по вышеназванным адресам.
Таким образом, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что Госжилстройтехинспекция при вынесении оспариваемого предписания правомерно возложила на заявителя обязанность производить начисление обязательных взносов на капитальный ремонт, оформить платежные документы и направлять их собственникам помещений названных многоквартирных домов за весь период возникновения обязанности.
С учетом изложенного, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства нижестоящих инстанций и им дана соответствующая правовая оценка. Переоценка выводов судов, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, согласно статье 286 АПК РФ, не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 по делу в„– А49-9978/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------