Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2016 N Ф06-22713/2013 по делу N А55-15507/2014
Требование: О взыскании суммы неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Общество - хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по утилизации отходов, - полагало, что ему причинен вред в результате издания органом местного самоуправления не соответствующего закону нормативного правового акта о предоставлении субсидий лицам, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доводы общества подтверждены, вступившим в законную силу судебным актом установлен факт создания органом местного самоуправления препятствий обществу в осуществлении деятельности по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2016 г. в„– Ф06-22713/2013

Дело в„– А55-15507/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хайбулова А.А., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Титова Д.А., доверенность от 01.12.2015 б/н, Васяева Д.В., доверенность от 15.01.2016 б/н,
ответчика - Ключевской И.И., доверенность от 29.12.2015 в„– 11456/1,
в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 (судья Носова Г.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Семушкин В.С.)
по делу в„– А55-15507/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп", (ОГРН 1086320019609), город Тольятти Самарской области, к городскому округу Тольятти в лице мэрии городского округа Тольятти, город Тольятти Самарской области,
с участием третьего лица ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов", город Тольятти Самарской области,
о взыскании 23 369 134 руб. 43 коп.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (далее - ответчик, Мэрия) о взыскании 23 369 134 руб. 43 коп. и неосновательного обогащения, возникшего в связи с организацией деятельности по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населению за период с 01.01.2012 по 31.01.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещено. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Эко Рециклинг Групп" осуществляет деятельность по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти.
Постановлением от 01.04.2009 в„– 711-п/1 в соответствии со ст. ст. 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Тольятти, мэрией г.о. Тольятти утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (далее - Порядок).
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что к расходным обязательствам городского округа Тольятти относится предоставление субсидий на возмещение затрат по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.
Как следует из п. 3 постановления от 01.04.2009 г. в„– 711-п/1, исполнение расходных обязательств г.о. Тольятти, указанных в п. 1 настоящего постановления, осуществляется за счет средств бюджета г.о. Тольятти в пределах объема бюджетных ассигнований на утилизацию, предусмотренных Департаменту городского хозяйства мэрии как главному распорядителю бюджетных средств, решением о бюджете г.о. Тольятти.
Цели и размер предоставления субсидий определены п. 3.1, 3.2 Порядка.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 г. в„– 215 "Об установлении тарифов на услуги ООО "Эко Рециклинг Групп", истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 17.01.2012 г. до очередного периода регулирования в размере 85,30 руб. за 1 куб. м. Согласно приложению в„– 1 к названному приказу, указанный тариф применяется к объемам исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и др.).
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.11.2012 г. в„– 397 "Об установлении тарифов на услуги ООО "Эко Рециклинг Групп", истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 01.01.2013 г. до 30.06.2013 г. в размере 85,30 руб. (без НДС) за 1 куб. м, а для населения - 100,65 руб. (с учетом НДС) за 1 куб. м, с 01.07.2013 до 31.12.2013 - 94,01 руб. (без НДС) за 1 куб. м, а для населения - 110,93 руб. (с учетом НДС) за 1 куб. м.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2013 в„– 226 "Об установлении тарифов на товары и услуги ООО "Эко Рециклинг Групп", истцу по настоящему делу были установлены тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов на период с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. в размере 94,01 руб. за 1 куб. м, для населения также 94,01 руб. за 1 куб. м.
Согласно Порядку в редакции постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. в„– 4222-п/1 одним из условий предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования: по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год.
В связи с отказом ответчика в выдаче субсидии, ООО "ЭРГ" обратилось с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о нарушении мэрией г.о. Тольятти Федерального закона от 26.07.2006 г. в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".В связи с указанным обращением, комиссия по делу в„– 111-1638-12/6 пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, определенный п. 2.1 Положения в редакции постановления мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 в„– 4222-п/1, является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области также установлено, что единственным получателем субсидии в 2012 г., истекшем периоде 2013 г., являлся ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" (далее - ОАО "ЗПБО"). ООО "ЭРГ" мэрией г.о. Тольятти было отказано в предоставлении субсидий в ответ на неоднократные обращения по причине несоответствия вышеуказанному условию.
26.07.2013 по результатам рассмотрения дела в„– 111-1638-12/6 в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения от 26.07.2013 в„– 7647/6 Самарским УФАС России Мэрии г.о. Тольятти было выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Мэрия г.о. Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26.07.2013 в„– 7648/6.
Решением суда от 04.12.2013 по делу в„– А55-22060/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении данных требований Мэрии г.о. Тольятти отказано.
В рамках названного спора суд установил, что на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в границах г.о. Тольятти представлено два хозяйствующих субъекта - ОАО "ЗПБО" и ООО "Эко Рециклинг Групп".
Суд в рамках дела в„– А55-22060/2013 счел обоснованным вывод Комиссии о том, что рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти, выразившиеся в принятии постановления от 30.12.2011 в„– 4222-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти в„– 71-п/1 от 01.04.2009", содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, суд в рамках дела в„– А55-22060/2013 пришел к выводу, что предписание Самарского УФАС России от 26.07.2013 в„– 7648/6 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, является законным и обоснованным.
Решением суда от 31.01.2014 по делу в„– А55-21517/2013, суд удовлетворил иск прокурора к Мэрии г.о. Тольятти, которым признал недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией г.о. Тольятти от 01.04.2009 в„– 711-П/1, в части: п. 2.1 и п. 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - "за один календарный год", и не соответствующим п. 8 ст. 4 и ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции"; абзаца 2 п. 2.1 и абзаца 7 п. 3.3, в части слов - "или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год", абзаца 3 п. 2.1, в части слов - "или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти", абзаца 8 п. 3.3, в части слов - "или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку)" и несоответствующими ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 в„– 93-ФЗ) и п. 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 в„– 255; абзаца 6 п. 3.3, в части слов - "сбору, использованию, транспортировке" и не соответствующим п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 г. в„– 93-ФЗ) и п. 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 в„– 255.
В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Истец, обращаясь с заявленными требованиями в суд, указал на то, что в результате издания незаконного нормативного акта мэрией г.о. Тольятти (Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией г.о. Тольятти от 01.04.2009 в„– 711-П/1), истцу по настоящему делу причинен вред, который подлежит возмещению за счет средств казны муниципального образования.
Истцом фактически оказаны услуги по утилизации ТБО и КГМ образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти непосредственным потребителям (управляющие организации/ТСЖ) за период с января 2012 г. по июнь 2013 г. без взимания платы, и в период с июля 2013 г. по январь 2014 г. истцом взималась плата в размере 30% от объема оказываемых услуг.
Суды верно указали, что предоставление субсидий могло быть произведено в пределах бюджетных ассигнований.
Ответчиком в материалы дела были представлены копии соответствующих договоров субсидии с ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов".
Незаконность предоставления мэрией г.о. Тольятти субсидий ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" в 2013 г. подтверждается отчетом Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти по проверке использования субсидий, предоставленных за счет средств бюджета г.о. Тольятти на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, в 2013 г.
В Решении Думы г.о. Тольятти Самарской области от 18.06.2014 г. в„– 356 "Об отчете мэрии об исполнении бюджета г.о. Тольятти за 2013 г." отмечено неправомерное предоставление субсидии ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов" в сумме 103 893,3 тыс. руб. на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (п. 10.16.4).
Кроме того, установленные судами обстоятельства по делам в„– А55-21517/2013 и в„– А55-22060/2013 являются преюдициальными в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 в„– 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 в„– 215, от 29.11.2012 в„– 397, от 01.11.2013 в„– 226 суды приняли законное и обоснованное решение.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 законными и не подлежащими отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу в„– А55-15507/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
А.А.ХАЙБУЛОВ
С.А.ФИЛИМОНОВ


------------------------------------------------------------------