Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2016 N Ф06-15838/2016 по делу N А55-2988/2016
Требование: О взыскании суммы субсидии, предоставленной в целях возмещения части затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на проектирование, строительство и реконструкцию мелиоративных систем.
Обстоятельства: Орган исполнительной власти субъекта РФ указал на ненадлежащее исполнение обществом условий соглашения по предоставлению субсидии, а именно на незавершение в срок первого этапа строительно-монтажных работ. Требование о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета обществом не было исполнено.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доводы органа исполнительной власти субъекта РФ подтверждены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2016 г. в„– Ф06-15838/2016

Дело в„– А55-2988/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Степное"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 (судья Якимова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-2988/2016
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Степное", с. Максимовка, Богатовский район, Самарская область, о взыскании субсидии в размере 4 352 469,00 руб., с участием третьих лиц: Счетной палаты Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "ВодСпецПроект", г. Самара,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие "Степное" (далее - ответчик, общество) о взыскании субсидии в размере 4 352 469,00 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Порядком предоставления в 2012 - 2013 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения части затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на проектирование, строительство и реконструкцию мелиоративных систем, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 14.02.2012 в„– 53 (далее - Порядок), Министерством обществу была предоставлена субсидия в размере 4 352 469,00 руб., за счет средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (платежное поручение от 11.07.2012 в„– 5006).
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются получателям при соблюдении следующих условий: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателями в соответствии с пунктом 8 Порядка, а также фактов неправомерного получения субсидий; исполнение соглашения, заключенного между Министерством и получателем субсидии, о предоставлении субсидии, предусматривающего сроки выполнения работ по строительству или реконструкции мелиоративного объекта.
Проверкой использования средств областного бюджета, выделенных Министерству в 2012 - 2014 годах и истекшем периоде 2015 год на мероприятия по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Самарской области, проведенной Счетной палаты Самарской области на основании пункта 1.19 плана работы Счетной палаты Самарской области (акт Счетной палаты прилагается) установлено, что общество не исполнено условие в части выполнения заключенного с Министерством соглашения от 09.07.2012, предусматривающего завершение в срок до 01.12.2015 первого этапа строительно-монтажных работ и представление в Министерство акта приемки законченного строительством объекта формы КС-11.
В 2012 году ответчик для получения субсидии в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на проектирование мелиоративной системы в соответствии с пунктом 8 Порядка было представлено заявление от 03.07.2012 в„– 907-с с приложением копий документов, подтверждающих понесенные расходы.
Согласно справке-расчету о причитающейся субсидии, представленной с указанным заявлением, фактический размер затрат обществом, понесенных во втором квартале 2012 года, составил 6 218 000,00 руб. Сумма причитающейся субсидии 4 352 000,00 руб. или 70% уровня понесенных затрат.
Разработку проектной документации осуществляло общество с ограниченной ответственностью "ВодСпецПроект", что подтверждается договором от 11.03.2011 в„– 006/11/11 на сумму 6 218 000,00 руб., предметом которого являлась разработка проектной документации орошаемого участка площадью 710 га в составе земель сельхозназначения по адресу: Самарская область, Богатовский район, зона 4, кадастровый номер 63:13:0000000:0013, а также согласование проектной документации с соответствующими государственными органами и организациями, сопровождение государственной экспертизы.
В соответствии с актом сдачи-приемки выполненных работ от 01.06.2011 в„– 1 (инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания) на сумму 1 599 000,00 руб. и актом сдачи-приемки выполненных работ от 03.10.2011 в„– 2 (проектирование оросительной сети, охрана окружающей среды, ГО ЧС, пожарная безопасность, полоса отвода земель) на сумму 4 618 000,00 руб. работы по договору были выполнены в полном объеме. Факт оплаты выполненных работ подтверждается платежными поручениями.
На основании представленных документов Министерством с обществом было заключено соглашение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на проектирование, строительство и реконструкцию мелиоративных систем от 09.07.2012. Обществу была предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета в размере 4 352 469,00 руб.
Согласно письму общества от 01.09.2015 в„– 137 организацией разработана проектно-сметная документация для строительства системы орошения земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, которая получила положительное заключение государственной экспертизы.
Для целей осуществления проекта были приобретены в собственность земельные участки площадью 1 262 га в Богатовском районе Самарской области, также разработаны и подготовлены проекты договоров на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию поливальных машин и проект договора с подрядной организацией на строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
В 2015 году общество начало проводить частичную планировку под будущую систему орошения, но в связи с ограниченностью финансовых средств данные работы были остановлены.
Согласно письму общества от 07.10.2015 в„– 161 (приложение 10) оно до настоящего времени не смогло реализовать проект строительства мелиоративной системы вследствие недостаточности финансовых ресурсов, так как стоимость планируемого к установке импортного оборудования выросла вследствие кризисных явлений в 2014 году и произошло резкое подорожание всех предполагаемых работ.
В соответствии с проектной документацией длительность выполнения строительно-монтажных работ по строительству оросительной системы составляет более 2 месяцев.
Пуско-наладочные работы, как правило, проводятся в теплое время года, преимущественно в летний период времени, так как это связано с риском разморозки системы орошения.
Ввиду изложенного, учитывая отсутствие денежных средств и специфику выполнения строительно-монтажных работ по строительству оросительной системы, общество в срок до 01.12.2015 не смогло ввести в эксплуатацию оросительную систему в Богатовском районе Самарской области.
В целях соблюдения вышеуказанного порядка возврата субсидий Министерством было направлено в адрес общества требование от 31.12.2012 в„– МСХ-2-16-21/5993 о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета, которое последним не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Установив, что общество в срок, установленным в соглашении от 09.07.2012 в„– б/н, не реализовало проект строительства мелиоративной системы, цель Областной целевой программы не достигнута, в связи с чем нарушило условия, установленные пунктами 6, 11 Порядка, суды признали заявленные Министерством требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.07.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 по делу в„– А55-2988/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА

Судьи
М.М.САБИРОВ
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------